26 ноября в Санкт-Петербурге в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) состоялся семинар «Анализ гидрометеорологических процессов в арктических морях и гидрометеорологическое обеспечение морских операций в Арктике в 2024 году».
В мероприятии приняли участие генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» (организация госкорпорации «Росатом») Сергей Зыбко, капитан головного универсального атомного ледокола «Арктика» ФГУП «Атомфлот» Александр Скрябин, представители судоходных компаний, предприятий, научных и образовательных организаций.
С докладом «Опыт ледокольных проводок на трассах Севморпути в современных условиях с учетом гидрометеорологических факторов» выступил капитан Александр Скрябин. По его мнению, капитаны судов, которые работают в Арктике, должны обладать планирующим мышлением стратегии, то есть, четко понимать цель и свои возможности. Ну, или, как минимум, предупредительным мышлением, то есть, заранее предполагать, какие трудности встретятся на пути, и заблаговременно предпринимать меры.
«Многих интересует опыт работы с газовозами типа “Ямалмакс”, - отметил Александр Скрябин. - Эти суда прекрасно самостоятельно ходят круглогодично в западном секторе Севморпути и в летне-осеннюю навигацию по всей его акватории! Для безопасности и эффективности работы данных танкеров ледокольное обеспечение с наступлением зимы требуется на морском канале Обское губы и в восточном секторе. Для этих целей до достаточного уровня отработана тактика ледокольных проводок крупнотоннажных судов по морскому каналу в зимне-весенний период, а экспериментальные сверхранние и сверхпоздние восточные рейсы газовозов под проводкой атомных ледоколов продемонстрировали хорошие перспективы в расширении сроков навигации по всей трассе Севморпути, но только при полной их обеспеченности берегом, в том числе, при качественном и своевременном гидрометеорологическом обеспечении экипажей судов прогнозами, касающимися ледовых условий предстоящего плавания».
Генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергей Зыбко рассказал, что ежегодно все больше судов заходят в акваторию Северного морского пути.
«Сплоченность льда этим летом на Севморпути была значительно выше, чем летом прошлого года, - сказал он. - При этом средняя скорость прохождения судами СМП не только не упала, наоборот сейчас мы фиксируем ее рост - 10,6 узлов против 9,8 в 2023. Такого результата удалось добиться благодаря налаженной работе по информационному обеспечению, ледокольным проводкам и правильно разработанным маршрутам. Растет и количество судов, заходящих в акваторию Севморпути – если в 2022 году их было 368, в 2023 – 453, то в этом уже - 469».