Индийский ядерный энергетический сектор выиграет от прихода игроков частной сферы так же, как и космическая отрасль страны, заявил государственный министр Джитендра Сингх.
Сингх дал интервью The Indian Express через несколько дней после того, как министр финансов Нирмала Ситхараман включила обещания внести поправки в индийское законодательство для поощрения участия частного сектора в ядерной отрасли в союзный бюджет на 2025–2026 годы.
«Мы приглашаем частный сектор к участию в атомной промышленности… мы ожидаем, что участие частных игроков активизирует атомную отрасль и поможет ему быстро расти. Мы видели, какое влияние бизнес оказал в космическом секторе. Нечто подобное может произойти и в атоме», — сказал Сингх, который является министром, отвечающим как за Департамент атомной энергии, так и за Департамент космоса.
На атомную энергетику приходится около 3% от текущей установленной генерирующей мощности Индии, но она стремится увеличить свою ядерную мощность с 6780 МВт сегодня до 22 480 МВт к 2031 году. Правительство ставит перед собой цель достичь 100 ГВт ядерной мощности к 2047 году в рамках своей стратегии развития Viksit Bharat — цель, которую Сингх назвал «весьма реалистичной».
«Это сложная цель, но не недостижимая», - сказал Министр, указав на космическую сферу Индии, которая в настоящее время оценивается в 8,4 млрд долларов США и, по прогнозам, вырастет до 44 млрд долларов США к 2033 году, - «После того, как будет достигнут определенный порог и создана правильная атмосфера, рост может быть очень быстрым».
Согласно информации Управления международной торговли Министерства торговли США, правительство Индии объявило о доступе индийского частного сектора к своей космической деятельности и программам в мае 2020 года, что отражает существенный сдвиг в его космической политике. В феврале 2024 года ограничения на прямые иностранные инвестиции или одобрения права собственности для формирующейся частной космической отрасли Индии были еще больше смягчены, что потенциально открывает возможности для международных компаний-партнеров.
Закон Индии об атомной энергии 1962 года запрещает частный контроль над производством ядерной энергии в Индии: только два государственных предприятия — NPCIL и Bharatiya Nabhikiya Vidyut Nigam Limited (BHAVINI, созданное для строительства и эксплуатации быстрых реакторов) — имеют законное право владеть и эксплуатировать атомные электростанции в Индии. В 2016 году в закон были внесены поправки, разрешающие совместные предприятия государственного сектора, но компаниям частного сектора и иностранным инвестициям не разрешается напрямую инвестировать в ядерную энергетику в Индии. Гражданская ответственность Индии за ядерный ущерб, которая позволила бы операторам иметь законное право на обращение к поставщику АЭС без ограничения ответственности поставщика в случае ядерной аварии, также стала камнем преткновения для зарубежных строителей атомных электростанций.
Прогресс Индии в частном секторе
В 2017 году кабинет министров Индии одобрил строительство десяти отечественных энергоблоков PHWR мощностью 700 МВт с использованием "флотского" режима строительства для обеспечения экономии масштаба, а также максимальной эффективности. Первыми двумя из этих блоков будут "Kaiga" 5 и 6 в Карнатаке, и на этой неделе машиностроительное подразделение индийской инжиниринговой компании Larsen & Toubro (L&T) объявило об отгрузке третьего парогенератора для АЭС. Земляные работы для блоков начались в мае 2022 года.
"L&T обязуется поставлять 6-8 парогенераторов мощностью 700 МВт каждый год и для успеха программы 220-мегаваттных малых модульных реакторов Bharat Small Reactor (BSR) обеспечить нулевые выбросы углерода к 2070 году", - заявила компания.
Парогенератор был изготовлен на машиностроительном комплексе AM Naik компании L&T в Хазире, штат Гуджарат.