Экспертные комментарии к презентации
Альберт Васильев, член Общественного совета Росатома:
Невозможно оценивать экологическую безопасность наших ЯРОО и отвечать на обвинения защитников природы, не имея реальных данных о том, что происходит вокруг них и под ними. То, что вокруг, и мы, и наши оппоненты научились измерять и отслеживать. А тайны подземелья для большинства объектов оставались недоступными, что мешало принятию обоснованных решений по реабилитационным работам и давало почву для спекуляций.
Марк Львович Глинский своевременно и точно сформулировал стратегическую цель и, что не всегда бывает, сумел грамотно решить первоочередные тактические задачи. Результаты измерений показали реальную картину загрязнений. А их публикация подтвердила готовность руководства Росатома к честному и открытому диалогу с населением и общественными организациями.
На основе этих данных уже можно планировать первоочередные работы на наиболее опасных объектах. Созданная сеть наблюдательных скважин и наличие верифицированных расчётных методик позволяют уверенно и научно обоснованно прогнозировать на много лет вперёд изменение подземных потоков и своевременно принимать необходимые меры. И открыто обсуждать их с людьми, которые, как и мы, хотят быть уверенными в своей безопасности.
Александр Никитин, член Общественного совета Росатома:
Несомненно, что на предприятиях и в организациях Госкорпорации «Росатом» должна быть создана и функционировать система объектного мониторинга состояния недр (далее система мониторинга). И то, что отрасль согласилась с этим и всячески поддержала эту идею в 2008 году, свидетельствует о понимании руководителями отрасли важности создания системы мониторинга.
За восемь лет разработали, концепцию, методологию и в 4 раза увеличили количество предприятий, которые включены в систему мониторинга. Оценивая только это можно сказать, что мы в этой работе достаточно хорошо продвинулись вперед.
В то же время, создается впечатление, что это, все-таки, только начало пути. Если в отрасли примерно 250 предприятий и организаций (с учетом филиалов, выведенных и выводимых из эксплуатации объектов и загрязненных территорий), то сегодня мы мониторим только пятую часть этих объектов. Вызывает вопросы и то, что система мониторинга является отраслевой. Судя по представленной информации все данные полученные в результате мониторинга «оседают» в отрасли и затем используется для информационного обеспечения управляющих решений, опять таки, в основном отраслью. Т.е. получается, что система мониторинга в основном работает на отрасль, а не на интересы населения муниципалитетов, регионов и в конечном итоге на интересы охраны окружающей среды всей страны. Представляется, что мониторинг состояния недр это все-таки государственная задача, а не ведомственная. Особенно если это касается мониторинга вокруг потенциально-опасных предприятий и организаций.
Важным моментом является использование полученной в результате работы системы мониторинга информации. Где она храниться? Есть к ней свободный доступ? Как она используется при работе с населением и СМИ? Полагаю, что здесь должен быть гражданский контроль или хотя бы контроль со стороны общественного совета Госкорпорации «Росатом».
Практически нет сомнений, что работа системы мониторинга профессиональная, но, для того, чтобы население верило в те результаты, которые получают в результате мониторинга, система должна быть более открыта, доступна и находиться под тем общественным контролем, который Общественный совет пытается наладить в атомной отрасли.
Рудольф Алексахин, Научный руководитель Всероссийского НИИ радиологии и агроэкологии, член Общественного совета Госкорпорации «Росатом», академик РАН:
Анализ представленного и обсужденного на заседании Общественного совета Госкорпорации «Росатом» рецензируемого отчета позволяет говорить, что в Госкорпорации создана и эффективно функционирует система объектного мониторинга состояния недр на большом числе предприятий (по существу охвачены основные предприятия ЯТК, ЯОК, научно-исследовательские институты и другие организации и учреждения). Особое внимание уделено тем объектам отрасли, где в силу ряда объективных обстоятельств сложилась непростая экологическая обстановка (в первую очередь и в основном по радиационному фактору).
На основании научно обоснованной оригинальной методологии выполняется детальный мониторинг этих объектов. На его результатах (для более 50 предприятий Госкорпорации) разработаны планы реабилитации и других восстановительных мероприятий. Описаны управляющие решения для снижения влияния ЯРОО на недра с обеспечением достоверности полученной оценки. Отчет хорошо иллюстрирован количественными данными по эффективности дезактивационных мероприятий (ПО «Маяк», КЧХК, НЗХК, ЛПО «Алмаз» и др.).
Дана картина загрязнения вод в районах размещения предприятий Госкорпорации. Подчеркнута озабоченность, что на 28 предприятиях нормы НРБ превышены (причем на 11 предприятиях за пределами СЗЗ).
В отчете рационально подчеркнуты задачи по развитию ОМСН и её совершенствованию.
Из критических замечаний, которые я хотел бы отметить (на это уже неоднократно обращал внимание на докладах «Гидроспецгеологии»), что нельзя ограничиваться только лишь анализом водной компоненты (если точнее в первую очередь подземными водами). В системе Госкорпорации «Росатом» должна быть налажена такая же четкая система мониторинга наземных сред, в первую очередь биотических компонентов (растения, животные, экосистемы), ибо в конечном счете это важнейший путь воздействия ЯРОО на человека и окружающую среду в целом.