Конференция МАГАТЭ по ядерной безопасности шла всю неделю, однако ее главные результаты были известны уже в понедельник, когда была принята декларация профильных министров государств - членов агентства. МАГАТЭ считает необходимым сделать его требования в части безопасности обязательными для стран-участниц. После аварии на АЭС в Японии это ожидаемый ход. Но, как считают эксперты российской отрасли, он содержит в себе и политический аспект - МАГАТЭ указывает на отсутствие ресурса для активного воздействия на оператора АЭС, а, следовательно, оправдывает отсутствие действенного влияния на события в Японии.
То, что именно РФ выступает одним из главных критиков сложившейся системы международного регулирования атомной энергетики и ставит вопрос об ужесточении контроля, хотя борьба за усиление полномочий наднациональных организаций не совсем укладывается в российскую внешнеполитическую традицию, не должно удивлять. Россия - один из главных экспортеров на этом рынке, и всеми силами борется за спасение "атомного ренессанса" после Фукусимы. Чтобы решить эту задачу, необходимо восстановить доверие к отрасли, что невозможно без авторитетного и "уполномоченного" регулятора.
МАГАТЭ рекомендует
МАГАТЭ "не справилось" с АЭС "Фукусима-1" задолго до того, как на Японию обрушилась стихия, и прогремел первый взрыв на станции. Проверки, проводившиеся на "Фукусиме" Всемирной ассоциацией операторов АЭС и МАГАТЭ, выявили ряд существенных недостатков, однако TEPCO, эксплуатирующая АЭС, не приняла мер по их устранению.
После аварии эксперты неоднократно указывали на рекомендательный характер замечаний агентства, позволивший оператору не считаться с ними.
Агентство постигла неудача и при попытке оперативно среагировать на катастрофу. По словам Леонида Большова, директора ИБРАЭ РАН - института, анализировавшего события на японской АЭС, "реагирование МАГАТЭ на аварию было в общем слабым".
Япония не отвечала на запросы МАГАТЭ о предоставлении информации, и агентство перепечатывало выдержки из японских газет, в то время как государства-члены ожидали от агентства анализа ситуации. Причина, по мнению директора ИБРАЭ РАН, в том, что "в кризисном центре не было потенциала для квалифицированного анализа".
О проблемах МАГАТЭ говорил в кулуарах конференции в Вене первый замгендиректора "Росэнергоатома" Владимир Асмолов.
"Глубокого анализа МАГАТЭ сделать не может, потому что, с моей точки зрения, квалификация сотрудников МАГАТЭ упала катастрофически", - сказал он.
Причина - наступивший в деятельности международных организаций через 25 лет после Чернобыля застой, а также обязанность МАГАТЭ включать в свой состав определенное количество людей от каждого государства-члена вне зависимости от того, обладают ли они достаточной компетенцией в вопросах ядерной безопасности, полагает В.Асмолов.
По мнению Л.Большова, проблема в том, что непосредственно в кризисном центре агентства не хватает людей и финансирования: основные ресурсы брошены на развитие системы, отвечающей за нераспространение ядерного оружия. Этот перекос уходит корнями в далекое прошлое - МАГАТЭ создавалось в 1957 году с целью повернуть развитие атома в мирное русло и обеспечить нераспространение ядерного оружия. В части нераспространения МАГАТЭ показывает высокую эффективность, в то время как в части обеспечения безопасности в атомной энергетике агентство, столкнувшись с "Фукусимой", проявило неготовность к подобным событиям.
"Функции МАГАТЭ оказались неприспособленны к таким событиям, как авария на японской АЭС. В пределах своего статуса МАГАТЭ сделало все, что могло. Большего его статус советника и библиотекаря ему не позволял", - считает редактор отраслевого интернет-издания Atominfo.ru Александр Уваров.
Неглубокий анализ
МАГАТЭ, впрочем, не отрицает нехватку квалификации. Глава агентства Юкия Амано в своем докладе на конференции признал, что МАГАТЭ необходимо двигаться от простого информирования в сторону анализа и создания сценариев развития аварии. Для этого агентству необходимо либо собственное развитие, либо сотрудничество с дружественными институтами. Речь идет о национальных центрах, имеющих квалификацию для проведения такого анализа, пояснил Л.Большов.
Тема усиления статуса МАГАТЭ также не могла не прозвучать в докладе Ю.Амано.
"Я призываю укрепить стандарты безопасности МАГАТЭ и сделать так, чтобы они применялись универсально", - сказал он.
В частности, по словам главы МАГАТЭ, особенно нуждаются в пересмотре стандарты, "которые касаются ряда суровых условий, таких как цунами и землетрясения".
Кроме того, Ю.Амано предложил всем государствам-членам МАГАТЭ регулярно проводить коллегиальные (совместно с агентством) обзоры безопасности. МАГАТЭ могло бы проводить анализ каждой десятой АЭС раз в три года. Если речь идет о совместных с национальными регулирующими органами проверках, то здесь могла бы сыграть свою роль обязательность соблюдения требований регуляторов.
В докладе также прозвучала необходимость усовершенствования механизмов реагирования и управления в случае аварии как на национальном и региональном, так и на международном уровнях, а также создания национальных групп реагирования на аварийные ситуации во всех странах, имеющих ядерные программы.
Несмотря на то, что российской аудитории многие заявления Ю.Амано напомнили смягченную формулировку предложений РФ (позже гендиректор "Росатома" Сергей Кириенко избавил слушателей от ощущения дежа-вю, подтвердив в своем докладе, что предложения Ю.Амано идут в русле российских инициатив), доклад главы МАГАТЭ стал еще одним предметом критики в кулуарах венской конференции.
Так, первый замгендиректора "Росэнергоатома" считает, что в докладе главы агентства не хватает анализа причин японской аварии, в то время как "всех серьезных людей" интересует, "почему это произошло, когда все считали, что этого произойти не может".
Незадолго до конференции МАГАТЭ опубликовало доклад миссии агентства, побывавшей в Японии, в котором среди причин развития аварии указываются отсутствие координации между TEPCO, регулятором и правительством, а также между рабочими группами. Кроме того, станция не была рассчитана на столь сильные стихийные бедствия, несмотря на то, что она расположена в сейсмоопасном районе.
Как пояснил В.Асмолов, после Чернобыльской аварии были разработаны фундаментальные принципы безопасности - принцип глубокого эшелонирования, подразумевающий несколько ступеней защиты станции, и принцип прогнозирования и постулирования аварийных ситуаций, подразумевающий регулярные тренировки персонала и моделирование событий, которые, как показала "Фукусима", только кажутся фантастическими. По мнению эксперта, Япония с середины 90-х перестала следовать второму принципу.
Л.Большов также считает, что оператор должен был быть готов к такой ситуации, когда на АЭС сначала обрушивается мощное землетрясение, а за ним следует 14-метровое цунами. "Коренной недостаток - в системе управления и готовности. Событие с обесточиванием дизель-генераторов надо было анализировать и быть к нему готовыми. Для этого нужно предполагать, тренироваться, готовить систему", - считает он.
Личная заинтересованность
Отсутствие глубокого анализа причин аварии, который, по мнению российской публики, мог бы выставить Японию не в лучшем свете, звучало в кулуарах как личный упрек в адрес Ю.Амано.
Глава МАГАТЭ занял свой пост по меркам агентства совсем недавно - в 2009 году. Обычно генеральные директора МАГАТЭ проводят на своем посту более 10 лет. То, что Ю.Амано, который так некстати оказался японцем, будет занимать свой пост столь же долго, вызывает сомнения у российского источника "Интерфакса", однако, по мнению собеседника агентства, до конца своего 4-летнего срока Ю.Амано, скорее всего, останется.
По мнению А.Уварова, причина высокой оценки, которую МАГАТЭ дало действиям японской стороны, в том, что Япония - второй по размерам после США донор международного агентства.
Л.Большов считает, что для межправительственного чиновника, кем является глава МАГАТЭ, есть определенный код поведения. Он не может не "соблюдать политес по отношению к правительствам, поскольку он находится на службе у правительств".
Указание Консультационному комитету МАГАТЭ рассмотреть и улучшить международную шкалу радиологических событий (INES), о котором Ю.Амано сказал в своем докладе, также может сыграть на руку Японии.
Как ранее сообщал В.Асмолов, количество уровней радиационной опасности в международной шкале INES могут увеличить с 7 до 10 уровней, при этом аварию на АЭС "Фукусима-1" оставят на седьмом уровне, а аварию на Чернобыльской АЭС поставят на девятый уровень.
Правительство Японии сначала присвоило аварии на АЭС "Фукусима-1" 5-й уровень, потом уровень был резко поднят до 7-го, "чернобыльского", хотя разница в масштабах двух ЧП понятна даже неспециалисту. Эксперты считают, что японская авария находится на 6-м уровне международной шкалы.
Однако, по мнению Л.Большова, INES действительно нуждается в изменениях.
"Нужно совершенствовать определения, чтобы признаки были более четкими, чтобы это не было делом одной страны, а проходило международную оценку", - считает он.
Взять направление
В конце первого дня конференции глава "Росатома" назвал главным ее результатом то, что принятая министрами декларация определила направления изменений в международном законодательстве после аварии на АЭС "Фукусима-1".
Основные из этих направлений заключаются в усиления роли МАГАТЭ и необходимости "всеобщего соблюдения" международного законодательства, а также в усилении ответственности государств, необходимости совершенствования механизма реагирования на аварии в странах и координации между государством, оператором, регулятором и международными организациями в случае аварии. Декларация также подчеркивает важность оперативного обмена информацией в случае аварии.
Как позже сообщил С.Кириенко, на основе выдвинутых в декларации предложений к сентябрю, когда должна состояться генеральная конференция МАГАТЭ, будет разработан план действий. А на последующую реализацию плана уйдет год-полтора. Таким образом, изменения в международном законодательстве можно будет увидеть не ранее осени 2012 года.