Россия резко активизировала усилия по урегулированию иранской ядерной проблемы, предложив вариант ее решения, который уже окрестили "планом Лаврова". Его принцип прост: за каждый конкретный шаг Тегерана по выполнению требований МАГАТЭ он получает в награду ослабление наложенных на него санкций. Иранские власти заявили, что предложение Москвы им по душе. Запад на словах тоже поддерживает российскую инициативу, но сомневается в ее успехе.
Отношения между Россией и Ираном резко ухудшились после того, как в июне 2010 года Москва поддержала в Совете Безопасности ООН международные санкции против Тегерана, отказавшегося предоставить Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) всю информацию о своей ядерной программе, прежде всего о ее предполагаемой военной составляющей. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил тогда, что Иран "близок к созданию ядерного оружия". В ответ его иранский коллега Махмуд Ахмадинеджад обвинил российские власти в том, что они "играют в американском спектакле".
Однако этим летом в двусторонних отношениях наступила оттепель. Лидеры двух стран плодотворно пообщались в рамках июньского саммита ШОС в Астане, затем в Иране побывали министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев и глава ФСКН Виктор Иванов. В минувший понедельник в Тегеран отправился секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, который вчера встретился с иранским президентом. Вчера же в Москву для переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым прибыл министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи.
По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, сближение двух стран во многом объясняется стремлением Москвы сдвинуть с мертвой точки международные усилия по урегулированию иранской ядерной проблемы. В середине июля Сергей Лавров предложил выход из сложившегося тупика: он призвал поощрять Тегеран частичным послаблением санкций каждый раз, когда тот будет выполнять какие-то требования МАГАТЭ.
Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил вчера "Ъ", что "суть предложенного плана — поэтапность и взаимность". Именно на таких принципах, по его словам, можно преодолеть взаимное недоверие Ирана и стран Запада. Последние готовы на уступки лишь после того, как Тегеран свернет свои ядерные программы. А иранцы требуют, чтобы сначала Запад отменил санкции и признал их право на развитие мирного атома. По словам господина Рябкова, процесс должен идти параллельно и состоять из "шагов навстречу друг другу".
Как пояснили "Ъ" в МИД РФ, "план Лаврова" — это не письменно оформленный документ, а "ряд предложений". Их обсуждению и посвящены переговоры российских чиновников с их иранскими коллегами. По мнению главы российского Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, инициатива РФ может "привести к долгожданному прорыву" в разрешении конфликта вокруг иранской ядерной проблемы. "Этот план очень своевременен, он как свет в конце туннеля",— заявил эксперт "Ъ".
По мнению директора московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина, Россия преследует две стратегические цели, выдвигая такую инициативу.
"Она стремится укрепить свой международный авторитет, став посредником между Ираном и мировым сообществом. Эту стратегию Москва преследует давно и не очень успешно",— заявил господин Тренин "Ъ".
Впрочем, он оговорился, что "мало кто может похвастаться серьезными успехами на этом направлении". Кроме того, по словам эксперта, отношения с Тегераном имеют для Москвы самоценное значение, так как Иран "демонстрирует существенный экономический потенциал", а "его региональное и международное значение будет только расти".
В то же время, по мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, Россия стремится предотвратить вооруженный конфликт в находящемся у нее под боком регионе.
"Если Иран будет доведен до черты, например посредством перманентного ужесточения санкций, и приступит непосредственно к созданию ядерного оружия, то сможет это сделать за несколько месяцев. Остановить его можно будет только силой. Россия ищет иные пути решения проблемы",— заявил господин Евсеев "Ъ".
Иранские власти позитивно высказались об инициативе РФ.
"Исламская Республика Иран приветствует российский пошаговый план и готова обсудить возможности сотрудничества и взаимодействия по этому вопросу",— заявил вчера на встрече с Николаем Патрушевым иранский президент Махмуд Ахмадинежад.
Впрочем, опрошенные "Ъ" эксперты призывают не воспринимать слова иранского лидера как стопроцентное "да".
"Иранцы — искусные переговорщики, они будут тянуть время, не давая явного ответа",— сказал "Ъ" Владимир Евсеев.
По информации источников "Ъ" в МИД РФ, "план Лаврова" был согласован с другими членами "шестерки" переговорщиков по иранской ядерной проблеме (США, Великобритания, Франция, Германия и Китай) и получил их поддержку. В частности, Вашингтон уже высказался о российской инициативе как о полезной. Правда, утверждают российские дипломаты, в частных беседах их американские коллеги говорят, что у "плана Лаврова" мало шансов на успех. По их мнению, гораздо больший эффект дают международные санкции — экономическая ситуация в Иране ухудшается, в руководстве страны идет грызня. Поэтому, считают в Вашингтоне, лучший путь решения иранской ядерной проблемы — дальнейшее ужесточение санкций.
Елена Черненко