Первым в Свердловской области получило статус участника энергетического ядерного кластера Сколкова ООО «Уральская производственная компания» (УПК). Она намерена создать промышленное производство инновационных энергоустановок на твердооксидных топливных элементах (ТОТЭ) для станций катодной защиты нефтегазового сектора, а затем линейку установок для других отраслей. Локальные стационарные энергоустановки служат для обеспечения теплом и электричеством отдельных объектов. Серийно нигде в мире не производятся.
Преимущество распределенной энергетики на ТОТЭ по сравнению с традиционной — прямое преобразование химической энергии углеводородного топлива в электрическую: по данным УПК, КПД повышается с 15 — 20 до 60%, в перспективе до 80%. Реализация проекта позволит создать на территории России крупный бизнес с годовым оборотом более 25 млрд рублей.
Статус резидента гарантирует УПК возможность в течение десяти лет вести исследовательскую деятельность на всей территории России: компания получит на это грант в 30 млн рублей. В следующем году планируется привлечь еще 300 млн рублей от фонда «Сколково». Вхождение в Сколково позволит также возместить расходы на таможенные пошлины на оборудование и материалы, освободиться от НДС, налогов на имущество и прибыль, снизить ставки страховых взносов с 34 до 14%. Статус получен при поддержке министерства промышленности и науки Свердловской области. Замминистра Валерий Турлаев отметил, что это уже шестой проект из региона, еще столько же подали заявки.
Уральские ученые в разработках по тематике ТОТЭ пока находятся на одной стадии с зарубежными коллегами: это получение опытно-промышленных образцов. Но если проект не двинется по пути успешной коммерциализации, года через три-четыре мы отстанем. Для коммерциализации и сложился альянс предприятий Роскосмоса, Росатома и УрО РАН. Найден и первый заказчик установок в диапазоне от 1,5 до 5 кВт — Газпром.
Откуда что взялось
— Научно-исследовательской работой долгое время занимались разные команды: Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института технической физики им. академика Е.И. Забабахина (Снежинск), Институтов УрО РАН — электрофизики и высокотемпературной электрохимии, Уральского электрохимического комбината (Новоуральск), — рассказывает помощник генерального директора ФГУП «НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова» Андрей Мисюра. — В настоящее время получены демонстрационные образцы мощностью 100 Вт с электродами на платине (ИВТЭ УрО РАН) и 1 — 2 кВт со штатными электродами (ВНИИТФ). Главной целью исследователей было продемонстрировать и отработать сами топливные элементы в условиях, приближенных к эксплуатации. Команды разных научных школ вели разработку параллельно. При переходе к стадии создания промышленного образца энергоустановки «под ключ» возникла жизненная необходимость выбора партнеров для разработки и привязки к объектам заказчика.
НПО автоматики, оценив перспективы проекта, взялось за его реализацию с сентября прошлого года. Созданный по инициативе генерального директора Леонида Шалимова департамент инновационных проектов и кооперации занялся поиском инвестиционно-привлекательных проектов, перспективных для предприятия, а далее — управлением этими проектами и расширением линейки гражданской продукции предприятия. Проработали варианты партнерства по ТОТЭ с иностранными компаниями и поняли, что тем самим для перехода от исследовательской работы к опытному производству нужен стратегический инвестор. Там разработчики нацелились на рынок индивидуального энергоснабжения, например, коттеджей. Технология позволяет сделать изделия «копеечными», но при определенных масштабах серийного производства, а для этого требуется очень много денег. В этом проблема западных компаний: установки на ТОТЭ для массового рынка должны иметь цену изделий, которая позволяла бы конкурировать с традиционными. А пока установка мощностью примерно как чайник на кухне стоит непомерно дорого — 220 тыс. евро. Так что уральцы конкурентов с Запада не боятся: там настроены на другой рынок. Но и у нас вопрос номер один — снижение себестоимости.
Массового рынка индивидуальных установок в России пока тоже нет: у нас традиционная централизованная энергетика общего пользования. Потому УПК выбрала конкретного заказчика. Исходили из того, что у Газпрома колоссальная потребность в станциях катодной защиты: несколько тысяч штук в год, для которых требуются автономные источники энергии. Концерн постоянно строит новые трубопроводы, модернизирует старые и у него есть серьезные проблемы: подводить ЛЭП к ним дорого (1 км — 1 млн рублей), газовые электрогенераторы обслуживать во многих регионах невозможно (глубина снега не позволяет посадить вертолет). Поэтому Газпром так ухватился за энергоустановки автономного питания на ТОТЭ: хочет ставить их через каждые 15 км. На сегодня есть утвержденные техническое требование и календарный план работ, соглашение о намерениях (суть разглашать нельзя). Так что ежегодный спрос гарантирован. Годовой оборот создаваемого бизнеса — 25 млрд рублей в год — посчитан исходя из потребностей только одного этого заказчика.
Определен пул предприятий, которые будут заниматься серийным производством. В этой цепочке НПО автоматики и УПК — принципиальные гаранты, от их имени подписаны соглашения с Газпромом. Они отвечают за обеспечение взаимодействия в кооперации, обвязку (то, что снаружи энергоустановки — автоматику, газовую разводку), состыковку с объектом заказчика «под ключ». На ВНИИТФ ложится создание электрохимического генератора, топливных элементов, на Чепецкий механический завод — производство твердого электролита. ИЭФ УрО РАН обеспечивает научное сопровождение. Инвесторы на стадии опытных конструкторских работ — сами предприятия-кооператоры.
УПК — бизнес-структура, управляющая проектом. Ее генеральный директор Никита Плотников считает, что каждый реализуемый инновационный проект высокорискован: это значит, что при запуске нужно обладать необходимыми ресурсами, и один из важнейших — эффективная команда.
И к чему приведет
Сегодня под запуск нового производства есть рынок, подтвержденный спрос, опытные образцы электрохимического генератора и обвязки. Задача УПК — в первом квартале 2012 года выпустить и поставить на объект заказчика опытно-промышленный образец. В конце следующего года межведомственная комиссия в Газпроме должна принять установку на вооружение. Определен стратегический инвестор проекта — одна из крупнейших ФПГ в России готова финансировать разработку за долю в бизнесе. Для запуска производства до 100 установок в год понадобится 330 млн рублей. Крупносерийный выпуск начинается с десяти тысяч установок в 2015 году и стоит 3 млрд рублей.
«Тогда мы сможем стоимость 1 кВт снизить до показателей, приемлемых на массовом рынке малой энергетики, — говорит Никита Плотников. — По России мы оценивали спрос на энергетику с технологией ТОТЭ с учетом всех групп потребителей в 160 ГВт. Если снизим себестоимость до 100 — 200 евро за 1 кВт, сможем выходить на рынок индивидуального транспорта. Это огромная перспектива. Мы планируем за два-три года закрепить позицию в России, выйти на мировой рынок. Когда начнем производить продукции в объеме на 10 МВт мощности в год (по проекту — в 2015 году), тогда себестоимость снизится в разы и мы сможем конкурировать с традиционной распределенной энергетикой».
В ближайшей перспективе проектная команда видит еще два больших рынка: к газовикам добавятся нефтяники с аналогичными проблемами на нефтепроводах, а также операторы сотовой связи, которым установки на ТОТЭ нужны в качестве аварийных источников питания для базовых станций. За ними — рынки гибридного транспорта, авиа-, морского и железнодорожного, космический. Следом — рынок малой энергетики общего пользования. Повсеместное внедрение такой энергетики позволит снизить себестоимость энергоемкой продукции до 30%. Рынок ТОТЭ будет развиваться взрывным образом.