Недавно руководство «Росатома» объявило о строительстве трёх новых атомных ледоколов. В «Росатомфлоте» уверены, что их спустят на воду к 2020 году. Новые атомоходы с инновационными характеристиками заменят ледоколы типа «Арктика», постепенно выводимые из эксплуатации
Новые суда помогут возродить Северный морской путь - маршрут круглогодичного транзита грузов из Европейской части России на Дальний Восток.
Специальный корреспондент «АиФ» побывал на атомном ледоколе «Россия» в ходе экспедиции «Арктика-2011» и убедился: наш ледокольный флот способен решать самые разные задачи. Проведение научных исследований - лишь одна из них.
В помощь науке
Нынешняя экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) стартовала 17 сентября. Её главной целью было забрать полярников с дрейфующей станции «Северный полюс-38» и организовать новую станцию - «Северный полюс-39». За время экспедиции атомный ледокол «Россия» прошёл более 3800 км в одну сторону и почти столько же - обратно.
В советские годы полярников высаживали на дрейфующие льдины, как правило, с помощью авиации. Таким же способом и снимали. Однако в настоящий момент прибрежные аэродромы и инфраструктура разрушены. «Уже практически не осталось береговых арктических баз, да и самой авиации там нет, - рассказал Владимир Соколов, начальник экспедиции «Арктика-2011». - Бюджетом нам выделяются средства на проведение исследований в высокоширотной Арктике. Сегодня наиболее эффективно использовать для этих целей атомный ледокол».Личный состав дрейфующих станций ведёт важную научную работу - метеонаблюдения, экологический мониторинг, исследования ледяного покрова, измерения течений Северного Ледовитого океана и многое другое. В частности, одним из пунктов программы исследований являются «тестирование и оценка точности определения координат системы ГЛОНАСС в этом регионе». Но Владимир Соколов обращает внимание на то, что главная задача российских дрейфующих полярных станций связана не только с наукой, но и с геополитикой: они обеспечивают долгосрочное присутствие нашей страны в высокоширотных районах Арктики. И если бы у нас не было атомного ледокольного флота, на этой задаче можно было бы ставить крест. Пока же экспедиции судов, эксплуатируемых «Росатомфлотом», проходят ежегодно. Сроки их проведения определяются состоянием льда, на котором работают полярники в Арктическом бассейне. Так, в августе 2009 года ледокол «Ямал» снял личный состав и имущество дрейфующей станции «Северный полюс-36» и высадил исследователей на новую льдину для развёртывания станции «Северный полюс-37». В июне 2010 года атомоход «Россия» срочно эвакуировал СП-37, причём судно шло почти на пределе возможностей ядерной энергетической установки.
Интерес к теме Арктики в последнее время возрос. Недавно в Архангельске прошёл Международный арктический форум. Продолжаются исследования дна Северного Ледовитого океана с целью обосновать заявку России в Комиссию ООН по установлению внешней границы континентального шельфа в Арктике. Сумев доказать, что эта граница проходит вдоль хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, наша страна сможет осваивать на дне океана месторождения углеводородного и минерального сырья, других полезных ископаемых. Морской шельф прирастёт площадью в 1,2 млн кв. км. Как раз в сентябре этого года в Мурманск вернулось научное судно «Академик Фёдоров», проводившее работы на границе континентального шельфа. Его проводку во льдах осуществлял всё тот же атомный ледокол «Россия». Задача атомохода состояла в том, чтобы обеспечивать движение «Академика Фёдорова» с постоянной скоростью. Участники экспедиции за два месяца исследовали 6000 км сейсмических профилей. Технология себя оправдала: научные изыскания подобной сложности в столь высоких широтах проводились впервые.
Быстрее и безопаснее
Ледокол «Россия» был принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Его атомная установка имеет мощность 75 тыс. л. с. Одной «заправки» ядерного топлива хватает на 5 лет работы. Экипаж, состоящий из 110 человек, несёт вахту на протяжении четырёх месяцев. Потом его сменяет другой, а прежний экипаж отправляется в отпуск. Но и за четыре месяца работы команде ледокола скучать не приходится - на судне есть телевизионная кабельная сеть, библиотека, тренажёрный и спортивный залы, сауна и бассейн.
Сейчас атомный флот России насчитывает четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Ямал», «Советский Союз», «50 лет Победы»), два однореакторных («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», а также пять плавучих технических баз обслуживания. Первоначально атомная ледокольная флотилия находилась в управлении Мурманского морского пароходства, это был не самый простой период для «Атомфлота». В 2008 году ледокольный флот был передан госкорпорации «Росатом». Теперь это предприятие, которое демонстрирует рост экономических показателей и заработной платы моряков.
Ни одна другая страна мира не может похвастать столь надёжными и мощными ледоколами. «Чтобы преодолеть лёд толщиной 2-3 метра, нашему судну даже не надо останавливаться, оно пройдёт своим ходом, - поясняет Василий Губкин, 1-й старпом капитана атомохода «Россия». - Система живучести продумана досконально. Атомная установка выполнена таким образом, что между ядерным топливом и окружающей средой четыре защитных барьера, а реакторы просто не способны выйти из строя».
Чем же ещё могут быть полезны атомоходы, кроме обеспечения научных работ на дрейфующих станциях и шельфе? Это, например, проведение аварийно-спасательных операций во льдах. Это набирающий обороты арктический туризм - круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Северного Ледовитого океана. Но всё же главное - проводки судов по трассам Северного морского пути (СМП). Это направление способно возродить российский Север, превратиться в рентабельный бизнес-проект в масштабах всей страны.
Недавно на ту же тему высказался премьер-министр Владимир Путин: «Надеюсь, уже в обозримой перспективе начнёт постоянную, стабильную работу Северный морской путь. И мы уверены, он сможет составить конкуренцию традиционным торговым линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству перевозок».
Немного истории. Начиная с 1978 года благодаря советским ледоколам удалось перейти к круглогодичной навигации в западной Арктике. Это было необходимо для обеспечения жизнедеятельности и развития Норильского промышленного района. Позже были спроектированы и построены атомные ледоколы с малой осадкой - «Таймыр» и «Вайгач». Они могли заходить в порт Дудинка на Енисее. Одновременно с открытием круглогодичной навигации на западе Арктики удалось расширить навигационный период до 8-9 месяцев и на востоке этого региона. Скорость проводки судов выросла вдвое, да и вся транспортная система Крайнего Севера стала более эффективной.
У Северного морского пути есть ряд преимуществ. Во-первых, грузы из Европы в Азию доставляются в два раза быстрее, чем через Панамский или Суэцкий каналы. Экономятся и время, и топливо. Кстати, рекорд прохода по Севморпути составляет 7 суток. Его установил в 2011 году танкер «Владимир Тихонов», прошедший под проводкой атомных ледоколов «50 лет Победы» и «Ямал». Во-вторых, в приполярных широтах торговым судам не угрожают пираты - в отличие от прибрежных вод Африки. В третьих, согласно прогнозам учёных, в Северном полушарии в ближайшие годы ожидается похолодание, отчего льда в Арктике станет больше.
Российские ледоколы уже проводили трассами Северного морского пути и суда зарубежных компаний - японские и датские сухогрузы. И всё же пока наш атомный ледокольный флот используется примерно на 30% своих возможностей. «Подобные проводки больше никто в мире не делает.
Чтобы сделать их серийными, мы сейчас накапливаем материалы и приобретаем опыт, - говорит Владимир Танько, зам. генерального директора ФГУП «Росатомфлот». - Работа непростая, но проведение таких уникальных операций в очередной раз подтверждает, что мы лидеры в регионе и не без оснований претендуем на Арктику».
В планах - постройка новых ледоколов. Они придут на смену атомоходам, выработавшим свой ресурс. В этом году как раз должно начаться строительство первого из трёх таких судов. У атомных ледоколов нового поколения будет важное преимущество - благодаря двухосадочной конструкции они смогут работать как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек.