Рабочая группа, созданная при администрации президента США Барака Обамы, выпустила финальный отчёт со своими рекомендациями по стратегии обращения с ОЯТ.
История вопроса
Стратегия обращения с ОЯТ у американцев была до инаугурации Обамы. Эксплуатирующие организации исправно отчисляли оговоренный процент в федеральный фонд, который должен был финансировать проектирование, лицензирование и строительство общенационального хранилища в горе Юкка (штат Невада).
Всё поменял приход Обамы к власти. У проекта "Гора Юкка" имелись давние и принципиальные оппоненты из числа влиятельных парламентариев-демократов. Обама и его команда в Белом доме пошли навстречу сопартийцам и остановили финансирование проекта. Получив недвусмысленные указания сверху, чиновники министерства энергетики отдали приказ об уничтожении накопленной по проекту документации, и спасти её удалось только после вмешательства судебных органов.
Отказ от "Горы Юкка" оставил Соединённые Штаты без чёткой политики по ОЯТ и едва не привёл к бунту эксплуатирующих организаций, потребовавших вернуть им выплаты в федеральный фонд. В ответ Обама создал рабочую группу и предложил ей заняться (в очередной раз!) поиском решения для проблемы облучённого топлива.
Исходно считалось, что группа проанализирует все возможные подходы, не исключая возвращение в Соединённых Штатах идеологии замыкания топливного цикла.
Скептики предупреждали - группа, сформированная демократами, вряд ли выйдет за пределы, заложенные в неофициальной квинтэссенции взглядов демократической партии на атомную энергетику, подготовленной в MIT. Иначе говоря, группа не предложит ничего иного, как отложенное решение проблемы ОЯТ.
Теперь, когда финальный отчёт группы опубликован, можно сравнить его содержание с прогнозами экспертов.
Оправдавшиеся прогнозы
Можно сказать сразу - прогнозы оправдались. Демократы остались демократами, и их основные позиции изменений не претерпели.
Рабочая группа рекомендует сохранить приоритетный курс на прямое захоронение ОЯТ. При этом за вычурностью бюрократического языка документа скрывается прямой запрет на создание хранилища в горе Юкка. То есть, для хранилища необходимо выбрать новое место и пройти весь процесс изучения площадки с нуля.
Группа считает, что площадку для захоронения следует выбирать на базе консенсуса между федеральными органами и местными властями. Площадка в горе Юкка была ранее выбрана федералами на федеральной земле, и власти штата Невады последовательно пребывали в оппозиции проекту. Группа уверена, что такой подход ошибочен.
Федеральное правительство США должно объявить о тех выгодах и льготах, которые получат округ и штат, согласившиеся разместить у себя геологическое хранилище ОЯТ. После чего, Вашингтон должен ждать ответной реакции от территорий, предоставив местным властям право самим заявлять о готовности к строительству хранилища.
При всей внешней демократичности предлагаемого процесса, на практике это будет означать, что появление в Соединённых Штатах геологического хранилища отложится на десятилетия.
Вторая значимая рекомендация, сделанная группой, также не стала неожиданной для сторонних наблюдателей. Группа советует сформировать в стране новую независимую организацию (предположительно, федеральную корпорацию), которой должны быть переданы все функции по выбору площадки, лицензированию, строительству и эксплуатации геологического хранилища и/или возможных промежуточных централизованных хранилищ ОЯТ.
Сегодня все перечисленные в предыдущем абзаце функции исполняет министерство энергетики. Критики министерства полагают, что оно утратило доверие в глазах многих американцев в результате неспособности справиться с поставленной задачей (созданию геологического хранилища ОЯТ).
С рекомендацией рабочей группы о создании нового специализированного агентства согласен ряд отраслевых американских организаций. Так, в поддержку данной рекомендации выступило американское ядерное общество (ANS).
Новое агентство должно взять под свой контроль весь объём средств, собираемых в Соединённых Штатах на решение проблемы ОЯТ. Сейчас эксплуатирующие организации отчисляют в федеральный фонд ОЯТ по 0,1 цента с каждого киловатт-часа. Эти деньги должны впредь тратиться исключительно целевым образом, а неизрасходованные остатки следует помещать в независимый трастовый фонд.
Разумеется, в докладе группы присутствуют слова о необходимости "скорейших усилий по созданию геологического хранилища".
Однако авторы документа понимают, что, поставив окончательно крест на проекте "Гора Юкка", страна физически не сможет построить такое хранилище в обозримом будущем.
По этой причине, группа повторяет известный тезис, пользующийся популярностью у демократов - Соединённым Штатам требуются промежуточные централизованные хранилища ОЯТ (одно или несколько). Хотя доклад не говорит явно о сроках функционирования таких хранилищ, можно ожидать, что речь пойдёт о периоде порядка сотни лет.
Группа не стала выдавать отрицательное заключение о замыкании топливного цикла и переработке ОЯТ. С формальной точки зрения, здесь в докладе всё в порядке - группа рекомендует продолжать НИОКР в этом направлении. Одновременно группа указывает, что делать сегодня выбор конкретной технологии замыкания нельзя. Следовательно, говорить о каких-либо практических шагах по замыканию американского ЯТЦ не приходится. По крайней мере, до тех пор, пока в Белом доме работает демократ.
Наконец, ещё одна рекомендация группы касается "поддержания лидирующей роли Соединённых Штатов" в сфере ядерных технологий. Группа требует, чтобы американские специалисты и политики продолжили оказывать помощь в виде советов и технологий другим государствам - видимо, склоняя их к американскому выбору отложенного решения проблемы ОЯТ.
Итоги
После того, как схлынет первый вал одобрений результата трёхлетней деятельности рабочей группы, курировал которую нобелевский лауреат Стивен Чу, можно ожидать негативной реакции со стороны американской атомной отрасли.
Главная претензия - группа так и не сказала ничего нового. По сути дела, группа предложила американцам перенести геологическое хранилище ОЯТ из хорошо изученной площадки в Неваде в новое, неизвестное место, жителей которого ещё надо постараться заинтересовать принять такое хранилище у себя.
Группа бросила на чашу весов свой авторитет в поддержку политического решения Обамы о закрытии "Горы Юкка". Возражения против этого прозвучали со стороны американского ядерного общества. В ANS настаивают на том, что для этого проекта, как минимум, необходимо довести до конца процедуру лицензирования.
Как ожидалось, рабочая группа не поддержала - а де-факто, выступила против - практического внедрения в США технологий замыкания топливного цикла. Готовые предложения "General Electric" по строительству топливных центров на основе быстрого натриевого реактора PRISM вновь отложены в дальний ящик.
Откровенно довольными может быть та часть американского ядерного бизнеса, что осваивает технологии строительства промежуточных централизованных хранилищ ОЯТ. Ранее эти компании рассчитывали только на иностранные заказы. Теперь их ожидают домашние контракты.
Отказ от "Горы Юкка" сдвинет открытие геологического хранилища на десятилетия, промежуточные хранилища также не могут быть введены в строй мгновенно. Следовательно, американская общественность по-прежнему будет считать, что у проблемы ОЯТ нет решения - несмотря на то, что специалисты уверены в обратном.