Четыре года назад остановилось сердце живой легенды: 7 октября 2008 года на атомном ледоколе «Арктика» прекратил работу второй реактор. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. Запас ядерного топлива в реакторах подходил к концу, дальнейшая эксплуатация была признана технически и экономически не целесообразной. С 2011 года ледокол выведен в «холодный » отстой, где покорно ожидает дальнейшей утилизации, стоимость которой обойдется бюджету почти в два миллиарда рублей. Инициативная группа сообщества полярников предлагает использовать эти средства по-другому…
Ледокол «Арктика», второй атомный российский (а значит, вообще существующий на Земле) ледокол, сошел со стапелей Балтийского завода в далеком 1972 году. Впервые, 150 человек экипажа принимали участие в создании судна, были сдаточной и приемной командой. Но в истории «Арктики» — «впервые» случится еще многое, этот корабль вообще можно считать призванным новатором в освоении Северного континента. Например, экспериментальный рейс в марте – апреле 1977 года, положил начало зимней навигации по трассе Мурманск-Ямал. По-настоящему знаменитым стало плавание к Северному полюсу – ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, которое достигло точки географического полюса Земли. Опять же, впервые, в экспедиции принимал участие настоящий министр — министр Морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. Он руководил реальным первопроходческим рейсом не из окна своего кабинета, а прямо на борту судна! Ученые и моряки установили флагшток, основанием которого стало древко от флага экспедиции Георгия Седова, которая не смогла когда-то дойти до Северного полюса. Здесь было совершено самое короткое кругосветное путешествие: участники легендарного рейса пересекали все земные меридианы, шагая друг за другом вокруг десятиметровой мачты.
При этом не надо торопиться и присваивать этому тяжелейшему путешествию статус «только ради престижа». Хотя конечно, гордость за нашу «Арктику», за то, что самый долгожданный на Северном полюсе человеческий шаг был сделан именно нашими моряками, нашим кораблем, испытали миллионы советских граждан. Но, кроме того, во время экспедиции велась огромная научно-исследовательская работа, недаром в составе экипажа «Арктики» числилось 200 человек. Сотрудниками института имени А. Н. Крылова, проводили исследование гребных винтов; специалисты Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, следили за работой всего энергетического комплекса; представители Рижского института гражданской авиации, опробовали новый прибор для дистанционного определения толщины льда. Благодаря работе ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, на ледоколе во время плавания была сосредоточена разносторонняя информация о существующих и ожидаемых метеорологических и ледовых условиях по пути плавания, создавались суточные прогнозы погоды. Участвовали ученые и в ледовой разведке на бортовом вертолете МИ-2, выбирая оптимальный путь на самых сложных участках маршрута. Важные исследования проводились по изучению поведения корпуса ледокола при его активном взаимодействии со льдом в различных рабочих режимах. Сразу после прибытия в Ленинград, по результатам обработки и анализа полученных материалов, были предложены новые расчеты и даны рекомендации по прочности корпусов ледоколов и транспортных судов, по способам проводки караванов.
В 80-х с ледоколом случилась курьезная история, «Арктике» пришлось поменять свое имя! По случаю кончины Л.И. Брежнева, руководство страны собиралось присвоить его имя новому, строящемуся атомоходу. Но из-за описки в Постановлении Правительства, новое имя получил ледокол «Арктика», на четыре годы превратившийся в «Брежнев».
На счету у «Арктики», самая крупная в мире успешная спасательная экспедиция – летом 1983 года в ледовом плену оказалось 57 судов! Для вмерзших кораблей и их экипажей существовала вполне реальная опасность быть раздавленными полярными льдами. Но был еще и другой момент - караван вез топливо и другие грузы, необходимые для зимовки в городах и поселках арктического побережья, жителей которых, в случае провала экспедиции, пришлось бы срочно эвакуировать. Ледокол «Арктика» не только освободил все попавшие в ловушку суда, но и помог доставить грузы к месту назначения.
С мая 1999 по май 2000 года, ледокол установил еще один мировой рекорд – 365 дней работы на трассах Северного морского пути без захода в порт приписки. За это время «Арктика» сопроводила 110 судов и прошла 50 тысяч морских миль, из которых 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Всего, за время эксплуатации, ледоколом «Арктика» было установлено 20 мировых рекордов, внесенных в Книгу Гиннесса.
На самом деле, атомный ледокол «Арктика» — это не только и не столько звездные экспедиции и громкая слава. Это 33 года эксплуатации (вместо проектных 25), больше миллиона морских миль во льдах. Это 175 000 часов эксплуатационного ресурса реакторов (вместо заложенных 100 000 часов). Это живое доказательство того, что ядерная энергетическая установка атомохода может надежно работать сверх отведенного временного норматива. Благодаря этому факту, ресурс работы энергетических установок для других ледоколов был увеличен до 150 000 часов.
С 2003 года, после проведения работ по продлению ресурса, атомоход «Арктика» работает с российскими дрейфующими станциями «Северный Полюс», участвуя в высадке и эвакуации научных станций и исследовательских экспедиций.
Легенда Арктики пока еще жива. Пока еще. И сегодня группа активистов обратилась к Федеральным властям с идеей создания на базе ледокола музея, с постоянным местом прописки в Санкт-Петербурге. Ведь деньги на утилизацию выделены, почему бы не потратить их на спасение корабля, верой и правдой прослужившего русскому флоту больше трех десятков лет. Проект сбора подписей «За сохранение „Арктики“ сегодня поддержали больше 6000 человек, и эта цифра постоянно растет.
Создавать что-то – такая же естественная человеческая потребность, как и разрушать. Разрушить корабль, вместе с которым человек совершил еще один из своих неуклюжих шагов вперед – легко. Создать из него памятник упорству, мужеству, ежедневному труду, честным победам и достижениям русских моряков, ученых и конструкторов – трудно. Но люди, как мне кажется, никогда не искали легких путей?