В рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» идут работы по выгрузке оборудования ядерной энергетической установки (ЯЭУ) из двух атомных ледоколов и комплексной утилизации плавтехбазы «Лепсе»
Эксперты портала фцп-ярб2030.рф, общественники, экологи и журналисты 16 мая посетили судоремонтный завод «Нерпа» в Снежногорске (ЗАТО Александровск, Мурманская область). Здесь, в рамках ФЦП ЯРБ-2 идут работы на трех ядерно и радиационно опасных объектах – ледоколах «Арктика» и «Сибирь», а также носовой части плавтехбазы «Лепсе». В техническом туре, организованном редакцией портала, приняли участие более 30 человек: представители ФГУП «Атомфлот», СРЗ «Нерпа», Общественного совета «Росатома» ИБРАЭ РАН, администрации ЗАТО Александровск, Общественной палаты Мурманской области и ЭПЦ «Беллона».
Покорители Севера
«Арктика» была спущена на воду в декабре 1972 года и принята в эксплуатацию в 1975 году. Судно стало головным для серии проекта 10520 – второго проекта атомного ледокола после атомохода «Ленин», который создавался для освоения арктических морей. В 1977 году «Арктика» впервые в истории покорила Северный полюс в надводном плавании. Эта экспедиция доказала возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути. Ледокол эксплуатировали до 2008 года. В 2011 году его вывели в «холодный» отстой в ожидании утилизации.
«Сибирь» – третий в мире ледокол с ядерным энергоблоком и второй серии проекта 10520 – приняли в эксплуатацию в декабре 1977 года. В 1987 году он также успешно достиг Северного полюса. С 1993 года судно законсервировали из-за неисправности парогенераторов, а вывели из эксплуатации в 2014 году.
«Сибирь»
«Сибирь» в итоге стала первым ледоколом, отправленным утилизацию: его отбуксировали на СРЗ «Нерпа» в конце 2016 года. Именно на этом судне предприятие отработало саму концепцию выполнения работ по реабилитации радиационно-опасного атомного ледокола. Как рассказал заместитель главного инженера по обращению с ЯТ и РАО ФГУП «Атомфлот» Олег Халимуллин, утилизировать ледоколы планировалось по тому же принципу, что и атомные подводные лодки, но этот подход был гораздо дороже и трудозатратнее.
«Изначально концепция утилизации атомных ледоколов, разработанная научно-исследовательским проектным технологическим бюро «Онега» предполагала, что реакторный отсек будет выделен в отдельную блок-упаковку, которую направят в пункт долговременного хранения (ПДХ РО) «Сайда». Оставшуюся часть судна должны были фрагментировать и реализовать в виде металлолома. Но для большого разведывательного корабля «Урал» разработали другую технологию. Она предполагала извлечение элементов атомной паропроизводящей установки (АППУ – прим.ред.), которые являются основным источников активности, с сохранением корпуса судна. Были внесены изменения в проект и в 2016 году госкорпорация «Росатом» заключила госконтракт с судоремонтным заводом «Нерпа» на выполнение комплекса работ по утилизации».
В настоящий момент из «Сибири» полностью выгружено всё радиационно-опасное оборудование. Блок-упаковку с АППУ в мае прошлого года отправили в пункт длительного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО) «Сайда». Но в ходе выполнения работ было выявлено, что судно требует дополнительной дезактивации конструкций.
«Комплексное радиационное обследование показало, что осталась часть оборудования с незначительным загрязнением, как правило, внутренних поверхностей, поэтому необходимо провести дезактивацию ряда помещений. Исходя из типа загрязнения будут использованы различные растворы или специальная пленка. Конструкции, дезактивация которых не может быть выполнена, вырежут и передадут на хранение как твердые РАО», – рассказал главный инженер филиала СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звездочка» Георгий Нейман.
Пока судно ждет продолжения работ на набережной №1 судоремонтного завода «Нерпа». Как пояснил Олег Халимуллин, источник финансирования дополнительных работ уже определен – это специальный резервный фонд №3 госкорпорации «Росатом». По законодательству исполнителя определит конкурс, помимо СРЗ «Нерпа» на госконтракт могут претендовать ФГУП «Атомфлот» и Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО». Конкурсные процедуры должны пройти в этом году. Окончательный вывод из эксплуатации «Сибири» займет около двух лет.
«Арктика»
В проекте по утилизации «Арктики» были учтены все возможные риски и технические сложности, исходя из опыта утилизации «Сибири». Первый этап госконтракта на утилизацию ледокола «Арктика» подразумевал доработку проекта и определение перечня дополнительного оборудования, которое необходимо дезактивировать или демонтировать. В 2019 году с «Арктики» выгрузили блоки биологической защиты, сейчас идет формирование блок-упаковки для демонтированного оборудования атомной установки ледокола.
Участники техтура посетили основной цех завода, где изготавливается кессонная секция блок-упаковки.
«В эту кессонную секцию будут загружены в последующем реакторы, выгруженные из ледокола «Арктика», его парогенераторы и прочее оборудование паропроизводящей установки. Помимо кессонной секции в блок-упаковке будет и отдельная секция для твердых РАО», – пояснил Георгий Нейман.
Сам ледокол пришел на завод в ноябре 2018 года и сейчас стоит на рейде, на штатной стоянке СРЗ «Нерпа» в бухте Кут Кольского залива.
«Это специальная стоянка, которая позволяет гарантировано удерживать судно даже при самых сильных ветрах и волнении. Атомный ледокол – огромное сооружение с большой парусностью. Там порядка 12 мертвых якорей, рейдовые бочки. Также организованы зоны радиационного контроля и физической защиты. Вы можете видеть за ледоколом плавучий кран, в аппаратных помещениях, где расположено оборудование ядерной энергетической установки, ведутся работы по демонтажу блоков биологической защиты и подготовка к выгрузке реакторов и прочего оборудования. Выгрузку планируем начать в середине июня», – рассказал главный инженер «Нерпы».
После загрузки оборудования в блок-упаковку его также отправят на долговременное хранение. Работы должны завершить к ноябрю 2019 года, после чего «Арктику» передадут судовладельцу – «Атомфлоту».
Дальнейшая судьба судна не ясна. Общественность неоднократно поднимала вопрос о превращении ледокола в музей, но решение так и не было принято. Как подтвердили представители «Росатомфлота», госкорпорация «Росатом» прорабатывает этот вопрос.
«Нужно понимать, что ледокол «Ленин», который в Мурманске работает как музей, на самом деле такого статуса не имеет, так как он по-прежнему «радиационный источник». Поэтому решение о создании музея на «Арктике» не было смысла обсуждать, пока судно оставалось радиационно-опасным. Ведь ледокол хотели размещать в районе Санкт-Петербурга, а согласовать перегон такого судна еще и через международные воды крайне сложно. Сейчас задача упрощается, хотя перегон – это в любом случае большой проект, который предполагает финансовые и временные затраты на подготовку, дооснащение, согласование и так далее. Время еще есть, возможно, идея будет реализована», – прокомментировал Олег Халимуллин.
«Лепсе»
Посетили участники техтура и защитное укрытие, возведенное в 2018 году для работ по выгрузке ОЯТ из хранилищ плавтехбазы «Лепсе». Сейчас туда заведена носовая часть ПБТ в специальной блок-упаковке. Утилизация судна, которое называли самым ядерно-опасным объектом России, выполняется на площадке «Нерпы» с 2012 года. Работы по его утилизации стали первыми в мировой практике.
В результате было сформировано две блок-упаковки: кормовая с емкостями ЖРО и носовая с ОЯТ. Кормовую блок-упаковку в ноябре 2016 года отправили в пункт длительного хранения в Сайда-Губе, носовую – перевели в защитное укрытие для выгрузки ОЯТ. Специалистам необходимо выгрузить 620 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), которые находятся в баках и еще 19 поврежденных, размещенных в пяти кессонах. Работы по вырезке пеналов с ОТВС уже начались.
«Строго соблюдаются временные интервалы, во время которых человек находится под воздействием ионизирующего излучения. Персонал пользуется средствами индивидуальной защиты. Сама вырезка происходит с использованием манипуляторов, которые управляются дистанционно. Фактически, персонал устанавливает само устройство для срезки приварного шва пенала с ОТВС и покидает блок-упаковку,
– рассказал руководитель проекта по выводу из эксплуатации ПТБ «Лепсе» СРЗ «Нерпа» Александр Малышкин.
Олег Халимуллин добавил, что персонал прошел соответствующее обучение и тренировки. Предусмотрена и специальная защитная камера для персонала, где человек находится, если его присутствие на оборудовании не требуется.
Специалисты намерены сначала вырезать 620 ОТВС из баков хранилища, к работе с поврежденными ОТВС из кессонов приступят в последнюю очередь. Пеналы с ОТВС поместят в специальные контейнеры (ТУК-18) и плавтехбазой «Серебрянка» доставят на ФГУП «Атомфлот». Планируется, что таких рейсов будет 6, первый – в конце этого года. Далее ОЯТ специальными эшелонами отправят на переработку на ПО «Маяк» в Челябинской области. Полностью работы по выгрузке должны быть завершены к лету 2020 года.
Мнение экспертов
Финалом технического тура стал «круглый стол», в ходе которого представители «Нерпы» и «Атомфлота» ответили на все возникшие вопросы.
Главный инженер Георгий Нейман также рассказал о том, как на предприятии создавалась система комплексной утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) и судов АТО. Такого рода работами предприятие занимается с 1992 года. По состоянию на 2018 год заводом полностью утилизированы 46 АПЛ различных модификаций, 9 плавучих многоотсечных блоков АПЛ, 3 шестиотсечных блока АПЛ и 50 плавучих блоков ранее утилизированных подлодок. По состоянию на 2018 год завод сформировал и передал на длительное хранение в ПДХ РО «Сайда» 77 одноотсечных блок-упаковок.
Подводя итоги, эксперты портала фцп-ярб2030.рф отметили достижения СРЗ «Нерпа» в области обращения с РАО и реабилитации радиационно-опасных объектов.
«Хочу сказать огромное спасибо вам, нашему государству и странам-донорам, которые принимали участие в проектах. Вам удалось создать инфраструктуру, которая позволяет качественно и безопасно решать вопрос утилизации судов с ядерными энергетическими установками. Это вопрос безопасности будущих поколений, экономического и социального развития Северо-Запада страны»,
– отметила член Общественного совета «Росатома», президент российского отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» Алена Яковлева.
Президент Фонда экологического возрождения, член Общественного совета «Росатома» Валерий Меньщиков подчеркнул роль ФЦП ЯРБ-2 не только в вопросе утилизации атомных ледоколов, но и в решении глобальной проблемы ядерного наследия.
«ФЦП ЯРБ-1, которая завершилась в 2015-м году, была ориентирована на экстренные работы. Страна огромная, во время создания ядерного щита образовались десятки различных объектов, представляющих радиационную опасность. Программа позволила самые серьезные из них привести в устойчивое радиационно-безопасное состояние. Это, например, Теченский каскад водоемов и озеро Карачай в Челябинской области. Более того, программа была перевыполнена, я считаю, это очень серьезный успех. Текущая ФЦП ЯРБ-2, рассчитанная до 2030-го года, позволит закрыть все вопросы, связанные с обязательствами государства по объектам ядерного наследия».
В завершение встречи директор филиала судоремонтного завода «Нерпа» АО «Центр судоремонта «Звездочка» Аркадий Оганян отметил, что за последнее время это первый обширный технический тур с представителями общественности, где предприятия смогло показать все свои достижения по утилизации атомных подводных лодок и судов.
«Очень важно, что мы сегодня могли продемонстрировать наши успехи, наши производственные мощности и самое главное то, что мы это делаем безопасно, профессионально и очень ответственно подходим к этому делу. Был обмен мнениями, задавались достаточно технически сложные вопросы, на которые мы находили ответы», – сказал Аркадий Оганян.
Напомним, технические туры на площадки реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-2 редакция портала проводит с 2017 года. За это время представители научного и экологического сообщества, общественных организаций и СМИ посетили первый в России пункт финальной изоляции РАО 3 и 4 классов в Новоуральске, Ангарский электролизный химический комбинат, где выводят из эксплуатации загрязненные корпуса, Сибирский химический комбинат в Северске (работы по засыпке открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов), а также Ульяновск, где в черте города вывезли загрязненный низкорадиоактивными отходами грунт и реабилитировали территорию.