26 марта 2018

На СРЗ «Нерпа» завершается утилизация атомного ледокола «Сибирь»

Лев Федосеев Лев Федосеев

Начался процесс утилизации атомных ледоколов. Первым на «Нерпу» отправилась «Сибирь». Перегон, напомним, прошел 13 ноября 2016 года. До этого корабль прошел на «Атомфлоте» доковое освидетельствование. Были проведены и другие необходимые работы по его подготовке к перегону на судоремонтный завод в Снежногорск.

В декабре того же года начался демонтаж реакторов и другого радиационно опасного оборудования, параллельно осуществлялось формирование блок-упаковки, куда оно будет погружено.

Прошло чуть больше года. В настоящее время, как сообщил строитель кораблей отдела главного строителя СРЗ «Нерпа» Александр Нестеров, работы завершаются. Реакторная установка уже выгружена, заканчивается формирование блок-упаковки, которая затем отправится в пункт долговременного хранения в Сайда-губе.

Работы, как подчеркнул Александр Нестеров, ведут высококвалифицированные бригады, которые накопили большой опыт при утилизации плавтехбазы «Лепсе».

Что касается атомного ледокола «Сибирь», то он был законсервирован еще в далеком 1993 году. В декабре 2014-го «Росатом» принял решение о выводе его из эксплуатации. В марте 2016 года по результатам проведенного конкурса подрядчиком-утилизатором было выбрано АО «Центр судоремонта «Звездочка». Работы должны были проводиться на мощностях его филиала - СРЗ «Нерпа». Их общая стоимость составляла около 800 миллионов рублей.

Первоначально, когда утилизация атомных ледоколов еще только рассматривалась в качестве неизбежной перспективы, планировалось разделывать их на три больших блока. Нос и корма при этом должны были пойти на металлолом. Из центральной части с реакторными отсеками предполагалось сформировать блок-упаковку для отправки на долговременное хранение. Стоимость такого проекта составляла почти 2 миллиарда рублей. А весь процесс должен был занять около четырех лет.

Затем был разработан новый подход, который сейчас и реализуется. Он предполагает поэлементную выгрузку всего реакторного оборудования в блок-упаковку с сохранением корпуса судна. Благо «Сибирь» уже два десятка лет находилась в холодном отстое и наведенная активность оборудования значительно снизилась.

Как нетрудно подсчитать, эта схема утилизации обходится в 2-2,5 раза дешевле и может быть реализована значительно быстрее. Весь процесс облегчается тем, что докование при этом не требуется. Во время всей операции судно находится на плаву. Заранее изготавливается блок-упаковка с отсеками для различного оборудования, выгрузка которого идет с помощью плавкрана.

Теперь процесс отработан на «Сибири». После нее по такой же схеме должны быть утилизированы «Арктика» (2018-2019 годы), а потом и «Россия» (2020-2021-й). «Арктику» должны перегнать на «Нерпу» уже к концу текущего года. Есть информация, что соответствующий конкурс снежногорский завод уже выиграл. Она пока не подтверждена официально, но сомнений в ее точности практически нет. Ведь наш завод накопил уникальный опыт ведения таких работ.

Учитывая беспокойство общественности по поводу утилизации «Арктики», необходимо подчеркнуть: нынешняя схема выгрузки радиационно опасного оборудования никоим образом не затрагивает основные элементы судна. Иначе говоря, несмотря на страшное слово «утилизация», это еще не приговор. И время побороться за то, чтобы спасти «Арктику» и сделать ее музеем, пока есть.