Топливная «дочка» российского атомного концерна «Росатом» – ТВЭЛ – ведет переговоры по лицензированию топлива «ТВС Квадрат» (ТВС-К) российского производства с одной из энергетических компаний Франции. Об этом журналистам сообщил старший вице-президент ТВЭЛа Петр Лавренюк.
«Мы надеемся в ближайшее время завершить договоренности с французской компанией, которая откроет работу по "ТВС Квадрату", – выход на лицензирование. Надеюсь, что до конца года выйдем на подписание»,
– уточнил он.
Сказанное означает, что «Росатом» всерьез решил предпринять наступление на своих конкурентов на рынке снабжения атомных станций топливом. Пикантность ситуации в том, что исторически на этом рынке главным правилом было то, что кто строит атомную станцию, тот потом и заправляет ее топливом. Бизнес этот прибыльный. Ежегодно, например, Украина закупает у ТВЭЛ для своих 15 атомных энергоблоков, оснащенных реакторами типа ВВЭР общей мощностью почти 14 ГВт, ядерного топлива на сумму более 600 млн долларов (и это, говорят, весьма дешево). Однако мир меняется. Поэтому та же Украина в период президентства Виктора Ющенко решила пустить на свою топливную поляну конкурента «Росатома» – американский ядерный концерн Westinghouse, с которым был заключен договор на поставки в 2011-2015 годах ядерного топлива для трех блоков Южно-Украинской АЭС с перспективой снабжения своим топливом еще шести блоков других АЭС Украины, в том числе Запорожской АЭС. Но следующим президентом соседней страны стал Виктор Янукович, при котором Россия и Украина договорились о строительстве на Украине еще двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС российского производства и завода по производству ядерного топлива. Судьба Westinghouse при этом оказалась предрешена.
Однако «Росатом» на этом не остановился и пошел на исконно западную территорию, которую контролируют Westinghouse и французский ядерный концерн AREVA. Весной этого года генеральный директор компании Vattenfall Nuclear Fuel AB Пер Олоф Нестенборг заявил о том, что в 2014 году российский ядерный концерн начнет опытные поставки своего топлива на шведскую АЭС «Рингхальс-3», оснащенную реакторами PWR (западный аналог советско-российских реакторов ВВЭР). При этом глава одной из крупнейших энергокомпаний Европы специально подчеркнул, что речь идет не о тестах, а о полноценной эксплуатации российского ядерного топлива.
«Очень важно упомянуть, что мы не проводим тестирование сборок, а проводим верификацию эксплуатации сборок. То есть мы доверяем опыту ТВЭЛа в эксплуатации топлива для реакторов и изготовлении топлива для других фирм»,
– сказал Нестенборг во время посещения завода «Электросталь» (Московская область), входящего в ТВЭЛ.
Поэтому переговоры по лицензированию топлива «ТВС Квадрат» российского производства с одной из энергетических компаний Франции, о которых говорил старший вице-президент ТВЭЛа Петр Лавренюк, – это следующий шаг по проникновению ядерного топлива российского производства на мировую арену. И шаг этот, по мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, может быть успешным. «Хоть это и область энергетики, где все очень политизировано, но атомная отрасль достаточно стабильна. Безусловно, этот фактор политики будет учитываться. Но в первую очередь закупки топлива будут связаны со стоимостью поставок и качеством, которое предложено покупателю. С учетом того, что сейчас европейские страны довольно прохладно относятся к атомной энергетике, здесь политика идет от обратного. То есть меньше учитывается, какая страна поставляет, и больше – ориентация на экономику. Так что шансы реализовать данный проект весьма высокие», – подчеркивает эксперт.
Расти российским поставщикам ядерного топлива есть куда. Сегодня реакторов типа ВВЭР насчитывается всего 17% от общего количества промышленных ядерных реакторов в мире. Реакторы типа PWR – 50%. В одной только Франции сейчас эксплуатируется почти 60 энергоблоков на основе реакторов PWR, топливо на которые поставляет концерн AREVA. Крайне привлекательным выглядит и рынок Китая, на котором в ближайшие два десятилетия должно появиться более сотни новых энергоблоков. Топливо на 16 имеющихся в Поднебесной энергоблоков сейчас поставляют и американцы, и французы, и наша ТВЭЛ, и сама Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC).
Вопрос сейчас в том, насколько экономически российские топливные сборки (ТВС) будут интереснее владельцам и эксплуатантам мировых АЭС на реакторах PWR. Начнем с того, что «ТВС-Квадрат» – это изделие, специально приспособленное для эксплуатации в западных реакторах. Оно даже форму имеет четырехугольную, а не шестиугольную, как в реакторах типа ВВЭР. Однако в основу сути новых ТВС положен многолетний опыт разработки, изготовления и эксплуатации ядерного топлива в реакторах ВВЭР-1000. В частности, в конструкции «ТВС-Квадрат» использованы апробированные и зарекомендовавшие себя в ТВС для реакторов ВВЭР-1000 конструкторские решения по каркасу и дистанционирующей решетке, которые позволяют повысить эксплуатационную надежность ядерного топлива в реакторах PWR. В качестве конструкционных материалов в «ТВС-Квадрат» применены современные российские сплавы на основе циркония. И ТВЭЛ активно вкладывается в дальнейшие НИОКРы по топливу для АЭС, в том числе ТВС-К, чтобы удержаться на зарубежных рынках. Объем инвестиций компании на совершенствование топлива в 2011 году составил 1,4 млрд рублей, в 2012-м – 1,8 млрд рублей. На 2013-й запланировано финансирование НИОКР по топливной тематике на сумму более 2,1 млрд рублей.
«Сегодня перед ТВЭЛом остро стоят задачи сохранения объемов поставок в зарубежные страны. Это, в свою очередь, требует безотлагательных мер в области сокращения издержек по производству продукции и достижения ее конкурентной стоимости и, главное, по разработке топлива нового поколения для АЭС. Сегодня без постоянного совершенствования технических характеристик, в первую очередь безопасности, а также экономических параметров – к зарубежным потребителям идти не имеет смысла. Удерживать и расширять позиции на мировом рынке – стоит очень серьезных усилий»,
– сказал президент ТВЭЛ Юрий Оленин на недавней конференции по ядерному топливу нового поколения, которая проходила во ВНИИНМ имени А.А. Бочвара.
Эти процессы совершенно по-новому позволяют взглянуть и на перспективы российских заводов, производящих ядерное топливо для атомных электростанций – подмосковного завода «Электросталь» и Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК). Сейчас производство топлива для украинских АЭС занимает порядка 50% объемов производства НЗХК. И узнав о начале строительства на Украине совместного российско-украинского завода по производству ядерного топлива, некоторые издания уже начали «хоронить» Новосибирский завод химконцентратов. Однако это явно не соответствует действительности. И дело даже не в новом топливе – «ТВС-Квадрате». Да, было бы великолепно, если бы «Росатом» при дипломатической и экономической поддержке федерального центра начал бы снабжать им западные АЭС. Однако на практике может пройти больше десяти лет, пока российские топливные сборки в каких-либо серьезных объемах появятся в реакторах PWR. На «Рингхальсе-3», например, первые российские ТВС будут полностью выгорать четыре-пять лет. И только после этого руководство Vattenfall Nuclear Fuel, очевидно, примет решение, в каких объемах оно будет закупать у ТВЭЛа новое топливо.
Дело в общем отношении российского государства к атомной энергетике и конкретных действиях «Росатома». Сейчас в России эксплуатируются 34 атомных энергоблока, которые вырабатывают 16% всей электроэнергии в стране. До 2030 года их число должно быть удвоено, и даже с учетом вывода отработавших блоков из эксплуатации доля выработки атомных станций в стране через 20 лет должна подняться до 25% в энергобалансе страны. И, естественно, всем этим станциям нужно будет топливо, которое изготавливают в Новосибирске и Подмосковье. Кроме того, к 2030 году «Росатом» намерен построить еще 28 энергоблоков типа ВВЭР за границами России. И судя по той настойчивости, с которой он участвует в зарубежных тендерах на строительство АЭС, большая часть этих блоков будет построена. И их тоже нужно будет обеспечивать российским топливом.
И, наконец, при Сергее Кириенко «Росатом» и его топливный дивизион пошли в совершенно нетипичные для советско-российских ядерщиков коммерческие сферы. Одна из них – производство радиологических, диагностических и фармацевтических препаратов для мировой медицины. По прогнозам специалистов, мировой рынок ядерной медицины к 2030 году вырастет в 5,5 раза и составит 68 млрд долларов. Поэтому «Росатом» решил в 90 (!) раз увеличить производство в димитровградском Научно-исследовательском институте атомных реакторов (НИИАР, Ульяновская область) одного из основных медицинских изотопов – молибдена-99. А Новосибирский завод химконцентратов будет делать для НИИАРа «мишени» из уран-алюминиевого сплава, из которых потом в Димитровграде будут получать радиоизотопы Mo-99. «Молибден-99 получают бомбардировкой урана нейтронами в реакторе. Сначала изготавливаются "мишени" из уран-алюминиевого сплава, затем они размещаются в каналах исследовательского реактора для облучения. В "мишенях" в результате цепной реакции деления уран-235 превращается в молибден-99. Далее "мишени" извлекаются из реактора и подвергаются радиохимической переработке в горячих камерах, для того чтобы выделить молибден-99. На выходе получается раствор молибдена-99, который упаковывается в стеклянные флаконы. Период полураспада Мо-99 – 66 часов. Однако этого времени хватает, чтобы выделить его химическим способом из облученной мишени и доставить в клиники всего мира. Собственно изотоп Мо-99 необходим для наработки другого короткоживущего изотопа – технеция-99. Тс-99m (m-метастабильный) имеет период полураспада 6 часов, превращаясь в обычный Tc-99, который переходит в рутений с периодом полураспада 214 тыс. лет. Благодаря таким свойствам замечательный изотоп-метка имеет широкое применение, занимая 80% всего рынка радиофармпрепаратов. Именно этот изотоп обеспечивает работу томографов», – объяснили «Эксперту Online» технологию изготовления радиологических изотопов в ТВЭЛ. По словам нового генерального директора НЗХК Константина Вергазова, в этом году новосибирское предприятие должно изготовить для НИИАРа порядка 10 тыс. изделий, в будущем году – более 14 тыс. «мишеней».