На градообразующем предприятии Новоуральска продолжается вывод непрофильных активов. За последние несколько лет в «свободное плавание» были отправлены детские сады, агрофирма, ряд заводов, производящих различное оборудование. По сути, сегодня УЭХК сосредоточивается исключительно на основной деятельности – обогащении урана. Сотрудники выведенных из состава комбината производств видят в этом плюсы. Теперь у них есть возможность зарабатывать самим «на стороне» и выполнять заказы материнской компании. По словам гендиректора ОАО «УЭХК» Александра Белоусова, более половины дочерних предприятий, заработавших в прошлом году 9 млрд рублей, работают не только на комбинат.
Вывод непрофильных активов на УЭХК начался в 2006 году. Тогда на комбинате работало 18 тысяч человек, в его структуру входили детские сады и лагеря, агрофирма, торговый отдел, молокозавод и т.п. На сегодняшний день на комбинате трудится три с половиной тысячи человек. Большая часть непрофильных активов отправили в «свободное плавание». Дочерние предприятия обслуживают и материнскую компанию УЭХК, и стараются самостоятельно зарабатывать.
Пожалуй, главная проблема самостоятельности – закрытость Новоуральска и использование дочерними предприятиями площадок УЭХК. Чтобы попасть на предприятие «Уралприбор», выпускающее высокотехнологичные приборы, или «Экоальянс», которое производит запчасти для автомобилей, нужно пройти военный кордон, где документы проверяются даже у руководства компании. Сама территория огорожена двухметровым двойным забором с колючей проволокой и военными вышками.
– Пока работаем в таких условиях, – с улыбкой говорит заместитель генерального директора по связям с общественностью УЭХК Александр Зайцев на очередном КПП во время досмотра. – И если для комбината такие меры необходимы, то вот некоторым нашим дочерним предприятиям это мешает, руководство пытается решить проблему.
Завод XXI века
Для ООО «УЗГЦ» проблемы закрытости города и предприятия остро не стоит. Завод был основан недавно, располагается на территории УЭХК и в основном обслуживает атомную промышленность, изготавливая газовые центрифуги, нестандартное оборудование, запасные части, запорную арматуру, оказывает другие производственные услуги.
– Наш завод – это предприятие XXI века. Оно создано в 2007 году, – сообщает в начале экскурсии по предприятию начальник отдела труда и промышленной безопасности УЗГЦ Сергей Королев. По его словам, в цехе минимальное количество рабочих, практически все производство автоматизировано, начиная с изготовления рам для центрифуг и заканчивая покраской готовых изделий.
Представитель УЗГЦ останавливает внимание журналистов на сварочном агрегате, купленном в Швейцарии и работающем без участия человека. С гордостью Сергей Королев добавляет, что второго такого станка нет не только в Росатоме, но, возможно, и во всей России. Далее журналистам демонстрируют японского робота, с использованием которого обрабатывают детали для центрифуги. Обработка корпусов газовых центрифуг проходит на станках из России и Белоруссии.
– Отечественное станкостроение живо, – улыбаясь, отмечает Сергей Королев, показывая на российский станок. Тут же добавляет, что используют агрегат из города Владимир не из патриотических соображений, а потому что он действительно лучший. Финишная операция по подготовке центрифуг проходит на наноагрегате и тоже без участия человека.
На данный момент Уральский завод газовых центрифуг обеспечивает 50% потребностей УЭХК. Материнское предприятие готовится в следующем году полностью перейти на продукцию УЗГЦ, тем более что завод газовых центрифуг уже в этом году приступает к выпуску центрифуги девятого поколения. На данный момент идет переоснащение производственной базы.
Преодолевая закрытость
А вот ООО «Экоальянс», которое уже несколько лет работает самостоятельно, закрытая территория ограничивает возможности в бизнесе. Сергей Морозов, гендиректор предприятия, которое производит катализаторы для автомобилей, отмечает, что рынков сбыта очень мало, отчего страдают работники завода. Средняя зарплата в «Экоальянсе», где трудится более 150 человек, 35 тысяч рублей. Для сравнения на УЭХК – 60 тысяч рублей.
– Это один из немногих заводов в России, создающих экологическую безопасность автомобилей. Мы производим катализаторы и нейтрализаторы для машин,
– поясняет перед началом экскурсии Сергей Морозов.
Он берет один из катализаторов, демонстрируя его журналистам. При производстве агрегата используют драгметаллы и наноструктурированные металлоконструкции. Данные катализаторы используют для бензиновых и дизельных двигателей.
– В итоге с помощью катализаторов 99% вредных веществ остается в фильтре, а не выбрасывается в атмосферу из выхлопной трубы автомобиля. Срок эксплуатации 160 тысяч километров,
– добавляет Сергей Морозов.
Предприятие отправили в «свободный» полет в 2011 году, отделив его от УЭХК. Пока выйти на полную мощность «Экоальянс» не может из-за закрытости Новоуральска.
– Проблема в том, что такие компании, как наша, должны быть открыты и ориентированы на клиента, но закрытость Новоуральска не дает нам сильно развернуться. Это понимаем и мы, и на УЭХК, и в Росатоме,
– отмечает Сергей Морозов.
Такие же проблемы и на ООО «Уралприбор». Предприятие обеспечивает потребности ТВЭЛ (примерно 60% от всей выпускаемой продукции), остальные 40% сбыта находят сами. «Уралприбор» – уникальный завод, здесь изготовляют микросхемы, датчики давления, газо-анализаторы, контроллеры и т.д. Продукция востребована на рынке, но, по словам и.о. гендиректора Виктора Мищука, с ее реализацией возникают проблемы из-за закрытости Новоуральска.
– Мы учимся сами зарабатывать, конечно, в основном поставляя продукцию на предприятия компании «ТВЭЛ», – отмечает Виктор Мищук. – Проблемы со сбытом есть, но мы знаем, как нам развиваться.
Эффективный бизнес
К концу года УЭХК планирует вывести в «свободное» плавание еще два цеха – 31-й и 101-й, связанные с энергоснабжением производства. По словам гендиректора предприятия Александра Белоусова, на данный момент на комбинате трудится 3690 человек, после вывода двух цехов останется около трех тысяч.
– В 2006 году на предприятии работало 18 тысяч человек, причем 50% из них не были связаны с основной деятельностью УЭХК – обогащением урана, – отмечает Александр Белоусов. – Каждый должен заниматься своим делом, поэтому мы вывели вспомогательные подразделения в отдельные предприятия, сделав их дочерними. И они как юридические лица предоставляют нам свои услуги, либо мы их заказываем на аутсорсинге.
Цифры доказывают правильность принятого решения. В 2006 году, когда на Уральском электрохимическом комбинате работало 18 тысяч человек, выручка была 18–20 млрд рублей. В 2012-м комбинат, в составе которого осталось три с половиной тысячи человек, – около 19 млрд рублей. Консолидированная выручка «дочек» – 9 млрд рублей.
– Мы создали новый бизнес, он стал более эффективным – работает на себя. Появились новые рабочие места, 85% наших «дочек» предоставляют половину услуг материнской компании, остальное зарабатывают сами. Если бы все осталось, как было, то ни о какой прибыли и речи не могло идти,
– уверен Александр Белоусов.
По соглашению о выводе предприятий с УЭХК материнская компания берет на себя социальный пакет, обеспечивая гарантии сотрудникам нового юридического лица. Эта договоренность позволяет реорганизованным компаниям держаться первое время на плаву в рыночных условиях и спокойно стать на ноги, а сотрудникам быть уверенным в завтрашнем дне.
– Поэтому реорганизация на наших производствах прошла безболезненно, – отмечает Александр Белоусов. – Но потом этот соцпакет убираем, ведь бизнес в любой сфере должен быть эффективным. Иначе зачем его создавать.
Налоги для Новоуральска
Проблему с ограниченным рынком сбыта для ряда предприятий, выведенных из актива УЭХК, может решить строительство Новоуральского индустриального парка. Под данный проект уже выделили землю в 250 га на севере города, готовится территория для размещения резидентов.
На первые 60 га индустриального парка, где планируется разместить предприятия, покинувшие территорию комбината, будет потрачено 340 млн рублей. Уже ведутся переговоры по переносу компании «Экоальянс». Другие варианты парков, например «Титановая долина», где свердловские власти создали значительные налоговые послабления для резидентов, даже не рассматриваются.
– Мы хотим, чтобы налоги оставались у нас в городе, поступали в бюджет Новоуральска,
– подчеркивает Александр Белоусов.