Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр Стратегических разработок «Северо-Запад»:
Сегодня нередко приходится сталкиваться с непониманием термина «кластер», который уже достаточно прочно вошел в нашу жизнь. А тем временем с кластерным эффектом человечество знакомо еще с 17-го века.
Экономический кластер – структура предприятий, объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками.
Сегодня нередко приходится сталкиваться с непониманием термина «кластер», который уже достаточно прочно вошел в нашу жизнь. А тем временем с кластерным эффектом человечество знакомо еще с 17-го века. На рубеже 17-го и 18-го прототипы современных кластеров уже появились в России – в области солеварения, а позже металлургии – это были знаменитые уральские заводы Демидовых. Территориально-промышленные комплексы советского времени также работали в логике формирования компактно размещенных в пространстве длинных производственных цепочек. Сейчас пришло время современных кластеров – инновационного типа, имеющих дело с экономикой знаний. Их в нашей стране на сегодняшний день 25.
Давайте начнем с общего понятия «кластер». Что это такое? Как мы знаем, любой вид деятельности требует некоторой пространственной организации. Нужна инфраструктура, система коммуникаций, плотность взаимодействия с учётом вида деятельности. Эффективность экономической деятельности зависит от её плотности. Как мы понимаем, если на территории живут три человека, то содержание инфраструктуры для них будет запредельно дорогим. Соответственно, если плотность деятельности на территории низкая, то и эффективность для каждого участника тоже низкая. А если плотность деятельности высокая и участников больше, инфраструктурные издержки те же, но они поделены между большим числом пользователей, и для каждого это становится более выгодно.
Суть кластерного подхода заключается в том, чтобы относиться к развитию территории с позиций выстраивания на ней максимально высокой плотности деятельности и максимально длинной цепочки добавленной стоимости. Зачем? Чтобы максимизировать экономический эффект и прибыль, которая остается на этой территории и идет на развитие инфраструктур, условий и качества жизни.
Как известно, некоторое время назад Минэкономразвития был объявлен конкурс кластеров после соответствующего решения на уровне президента и правительства. Сейчас он завершен. В результате выбраны несколько кластеров, которые получат государственную поддержку. А также номинировано несколько кластеров, которые признаны интересными проектами, но не получат господдержки и будут развиваться сами, а через некоторое время будут снова претендовать на получение средств в той или иной форме. В первый перечень вошли три атомных кластера: Саров, Железногорск и Димитровград. Что касается Железногорска, то в перспективе это один из главных российских центров инновационных разработок в космической и ядерной сфере.
Говоря о кластерном подходе, необходимо четко различать два типа кластеров: монопроизводственный и диверсифицированный. Первый тип был характерен для 20-го века. Это линейный кластер, одна технологическая цепочка. В качестве примера я обычно привожу обработку леса. Если вы обрабатываете лес, то у вас есть научно-исследовательский институт, который занимается выведением современных пород леса, лесопосадкой, вырубкой этого леса, переработкой для какого-то конкретного производства. И ещё желательно, чтобы был образовательный институт для подготовки специалистов в этой сфере и, например, какой-то дизайн конечных изделий – мебели или бумаги. Вот вы собрали линейный кластер.
И фактически тот уровень задач, который сегодня решается в подобных кластерах, – это лидерство по издержкам. Основная задача – максимальная концентрация, достижение за счет этого экономии и лидерства по издержкам, и получение, соответственно, эффекта от оптимизации. Такие кластеры особенно хорошо работают на масштабных, крупных, глобальных рынках, потому что за счет компактности размещения, концентрации специалистов и технологий в одном месте, за счет экономии на инфраструктурных издержках они могут давать большие объемы продукции.
Второй тип – диверсифицированный кластер. Здесь эффект возникает не за счет хорошо организованной линейной цепочки, а за счет переброса технологий и решений, идей, знаний из одних технологических цепочек в другие, в соседние области. Новшество, зарекомендовавшее себя в одной области, будучи перенесено в другую, может создать совершенно неожиданный и очень серьезный эффект. Возникает так называемая кластерная синергия. Это и есть принцип современного диверсифицированного кластера, который использует экономику знаний.
Кластеры такого рода можно назвать, во-первых, диверсифицированными, потому что пересечено несколько технологических цепочек, видов деятельности, областей знаний. Их можно назвать также синергетическими, потому что одна цепочка может поддерживать другую, и от сложения двух чисел получается не прямая их сумма, а некая прогрессия. И их можно назвать инновационными в точном смысле этого слова, то есть теми, где мы имеем дело с экономикой знания, а не только с технологическими новшествами, вплетенными в традиционную производственную цепочку. Например, те кластеры, которые мы проектировали и создавали в Сарове, Железногорске, Димитровграде, претендуют именно на этот второй статус. И такие кластеры наиболее характерны для конца 20-го – начала 21-го века. Они возникли, во многом благодаря пониманию того, что в традиционных кластерах инновационные эффекты незначительны.
А когда мы имеем дело с кластерами, где вся суть в разнообразии и, в некотором смысле, в неожиданных комбинациях, мы понимаем, что у них огромные перспективы. Ведь эти комбинации возникают и за счет перехода людей с их опытом, компетенциями, и за счет переброса технологий, нового применения старых технологий, и за счет того, что на стыках дисциплин появляются пограничные направления. Например, на стыке атомных технологий и материаловедения с помощью радиационного облучения мы получаем новые материалы, или на стыке радиационных технологий и фармацевтики – за счет облучения – мы можем получить новые качества радиофармпрепаратов.
Все те кластеры, которые создавались совместно Росатомом и кластером ядерных и радиационных технологий Сколково, носят по замыслу, по направленности инновационный характер.
Еще один кластер, который я хотел бы отметить, находится в Санкт-Петербурге и специализируется на радиационных технологиях. Его иногда называют самым крупным. Как мы понимаем, у такого большого города, как Петербург, всегда есть преимущества для кластерообразования, особенно диверсифицированного вида. Много людей, которые занимаются разным, много учебных заведений, высокая проточность с точки зрения международных конференций, приезда иностранных специалистов, крупных компаний, которые создают свои представительства. То есть – разнообразие. Поэтому, безусловно, Санкт-Петербург по разным причинам имеет целый ряд преимуществ по сравнению со стотысячным городом, тем же Железногорском, где плотность и разнообразие всегда будут меньше.
Петербургский кластер самый крупный в том смысле, что в нем много разных участников. Много научно-исследовательских институтов, есть своя ускорительная база, есть масса возможностей приложения этих радиационных технологий: и материаловедение, и сельское хозяйство, и медицина. Но суть кластера не в его размере. Суть кластера в том, что он имеет потенциал к разнообразию и каким-то неожиданным решениям.
В петербургский кластер входят, в том числе, и больницы. Ведь необходимо внедрение, апробация технических решений в медицинской практике, поэтому очень важны такие терминалы, в которых проводится работа по обучению врачей применению этих технологий. Внедрение в инновациях – самый сложный этап: придумать-то можно что угодно, но далеко не все может быть использовано в медицинской практике. Процесс передачи в практику занимает достаточно длительное время.
Что касается кластерного подхода в целом, то если помните, два года назад был заявлен тезис о необходимости перехода России к инновационной модели экономики как ключевого условия развития в период после первого этапа глобального кризиса. В ряде государственных инициатив того периода, сформулированных в идеологии модернизации, стоит и кластерная политика. И в мире существует масса примеров ее успешной реализации.