Ярослав Штромбах, заместитель директора Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" по направлению ядерные технологии - директор Курчатовского центра ядерных технологий:
Атомная наука традиционно сопутствовала самому началу атомной отрасли, потому что все вопросы, которые решались, - это были научные вопросы. Они распадались на целый ряд: это физика реакторных систем, которая использовалась для производства движущихся изотопов, нейтронная физика и т.д. Очень серьезные вопросы материаловедения, потому что пришлось создавать очень много новых материалов. Это и методы прикладного счета, потому что для счетных систем, связанных с использованием атомной энергии, нужно было считать большие объемы матриц. И это вызвало развитие счетной техники, а, в конце концов, и развитие компьютерной техники, развитие программного обеспечения, рождение суперкомпьютеров.
Наука рождалась соответственно проблемам и вопросам, возникающим в атомной отрасли, являлась ее неотъемлемой частью и развивалась вместе с ней. И сегодня все это продолжается. Потому что атомные станции, атомные реакторы развиваются в сторону повышения мощности. Потому что у нас, в России на смену ВВЭР–440 пришли ВВЭР–1000, а сейчас ВВЭР-1200. Единичная мощность блока повышается, что ставит вопросы по материалам, и по физике, и по оптимизации топливных загрузок. И все это является предметом различных областей науки, которые применяются к этим аппаратам. Также создаются и новые реакторы.
Курчатовский институт совместно с Росатомом сейчас серьезно занимается замыканием ядерного топливного цикла, то есть использованием не природного урана в дальнейшем в том объеме, как сейчас, а сокращением использования природного урана и переходом на внутренние топливные ресурсы атомной энергетики, а именно, плутоний, который может нарабатываться в быстрых реакторах, или уран-233, который будет вырабатываться в реакторах с использованием тория-232.
Все эти вопросы требуют очень сложных научных увязок. С одной стороны, необходимо развитие технологий, появление новых материалов, испытание существующих материалов, понимание процессов, которые происходят при различных температурных условиях и степенях повреждения материалов атомным реактором, развитие физики новых аппаратов. С другой стороны, надо понимать, какое количество атомных реакторов какого типа должно быть, насколько многокомпонентной должны быть эта энергетика, как будут развиваться различные отрасли.
Перед атомной отраслью и наукой сейчас встает очень много вопросов. Это и вопросы экономики, и вопросы, связанные с изотопными потоками, вопросы сохранения экологической обстановки при развитии атомной энергетики.
Несомненно, атомная энергетика внесла большой вклад в развитие многих отраслей. Например, неоценима ее роль в применении новых методов современной медицины - сейчас это называют ядерной медициной. Она делится на несколько направлений.
Во-первых, это диагностическая медицина, связанная с применением изотопной диагностики с применением изотопов технеция, йода. В современных методах нужны короткоживущие изотопы, которые получаются на циклотронах, которые работают в составе ядерных центров и являются неотъемлемой частью этих центров. Развитие ядерной диагностики в интересах медицины с применением изотопов – это заслуга атомной энергетики. Излучение, которое впрямую рождается в реакторах и в ускорителях, используется для терапии различных заболеваний, например, раковых. Излучение подавляет рост раковых опухолей и других изменений в организме. И на самом деле эти методы позволяют сильно снизить смертность среди заболевших раком. Это очень принципиальная вещь для будущего. Так что, несомненно, они будут развиваться.