Альберт Васильев, член Общественного совета Госкорпорации "Росатом" делится своими впечатлениями о визите в губу Сайда на Региональный центр кондиционирования и длительного хранения (ЦКДХ) твёрдых радиоактивных отходовexternal link, opens in a new tab:
В губе Сайда я бывал много раз и видел все стадии строительства комплекса. Помню трёхотсечные блоки, качающиеся на волнах у старого причала, покрытого скользким льдом. И небольшую каменистую площадку, которую постепенно расширяли, срезая каменные холмы. Огромная и сложная работа проведена при подготовке щебёночной подушки. Сначала было нужно убрать иловые каверны, уходившие вглубь на 10-15 метров, засыпать эти ямы щебёнкой, уплотнив её до требуемой плотности. А потом покрыть эту подушку мощной железобетонной плитой, которая должна держать на себе сотню лет все реакторные блоки и отсеки судов АТО, крейсеров и ледоколов. Строгий контроль за качеством всех подготовительных работ со стороны российских и немецких специалистов даёт уверенность в том, что эта площадка выдержит все эти блоки и не треснет под ними до конца этого столетия. Первую проверку на прочность она прошла, когда первые 6 блоков были привезены с Нерпы и установлены на штатные места. Теперь их больше 60 и, что важно, на Сайде уже ведётся и разделка трёхотсечных блоков, и их покраска и подготовка к длительному хранению. И стоит это заметно дешевле, чем на Нерпе.
Впечатляет огромный комплекс для переработки РАО и хранилище ТРО на 100 000 т. Всё это создано благодаря помощи Германии, вложившей 600 млн. евро. Хочется отметить заслуги специалистов Курчатовского института в организации взаимодействия всех подрядчиков и выполнения работ от первых колышков до подписания актов о сдаче комплекса в эксплуатацию. И можно понять гордость их представителя Книвеля Николая Яновича, когда он показывал нашей делегации все отсеки комплекса по обращению с РАО, установленное оборудование для разделки ТРО и прессования на суперпрессе с усилием более 2000 т.
Мы порадовались, что теперь специалисты СевРАО будут работать в нормальных условиях и на хорошем оборудовании. Но нельзя забывать, что нам поставлена копия комплекса, построенного в ГДР тридцать лет назад. Поэтому сейчас мы должны внимательно рассмотреть возможности комплекса и подумать о его улучшении. Зачем прессовать металл, чтобы отправить его на захоронение, если его можно дезактивировать и пустить в дело. А вот дезактивационный комплекс как раз нуждается в совершенствовании. Нужно добавить наши российские разработки, например, ультразвуковую дезактивацию, которая успешно применяется на многих предприятиях Росатома.
Поэтому я предлагаю в ближайшее время организовать семинар с участием специалистов Курчатовского института (их доклад о возможностях комплекса) и специалистов из РосРАО, АЭС и ведущих институтов Росатома, участвующих в разработке и применении технологий обращения с РАО. Это будет полезно и своевременно. Готов помочь в организации такого семинара.
Краткий отчёт о поездке на ЛАЭС-2external link, opens in a new tab:
Ситуация на площадке строительства первого блока ЛАЭС-2 нас приятно удивила. Много народу и разнообразной техники, но нет суеты и толкучки. Все заняты своим делом, вроде бы не особенно торопятся, а работа идёт нормально. И даже плановый график опережают, несмотря на аварию на начальной стадии работ. Впечатляет градирня. Двухсотметровая башня высится над всей стройкой.
Это «подарок» Минприроды, запретившей использование прямотока для охлаждения воды, как это было на ЛАЭС -1 и как используется в Японии, Корее, США и других странах. Это удар по экономике ЛАЭС и по экологии тоже. Было ли это решение согласовано Росатомом и обсуждалось ли Общественным советом? В последние годы Минприроды принимает целый ряд популистских решений, которые снижают конкурентоспособность Росатома по сравнению с иностранными компаниями. Об этом мы говорили с депутатами, участвовавшими в нашей поездке. И они, вроде, это понимают. Но нужны деловые обсуждения, анализ и принятие соответствующих решений.
В докладе в Сосновом Бору я рассказывал о корейском опыте. Все 6 блоков АЭС Волсонг расположены на берегу Японского моря. Морская вода, которой охлаждают пар турбин, имеет температуру на 7оС выше начальной. Перед сбросом в море её пропускают через бассейны с морскими рыбами. Среди них нам показали рыбу, похожую на щуку, которая стоит 500 долларов за штуку. Эти крытые бассейны построены за счёт АЭС, на них работают местные жители. Здесь же разводят мальков, которых потом выпускают в море. Всё это делается в рамках программы регионального сотрудничества и местные жители довольны.
Не протестуют и рыбаки Ирландии против сбросов в Ирландское море вод ядерного центра Селафилда. Но контролируют содержание радионуклидов, чтобы не превышали норму. Кстати, именно эти сбросы, переносимые Гольфстримом, дают вклад 90% в содержание Cs-137 в водах Баренцева моря.
Поскольку градирня уже построена, нужно постараться повысить её эффективность. На «Форуме-диалоге-2009» жителями Соснового Бора был поднят вопрос о влиянии градирен ЛАЭС-2 на население и окружающую среду. Я обещал им помочь. Удалось найти авторов изобретения, повышающего экономическую эффективность и экологическую безопасность градирен, и они сделали доклад на «Форуме-диалоге-2011». После доклада на заседании Совета по указанию С.В. Кириенко передал материалы А.М. Локшину. Уже в 2012 г. были обсуждения в ПКФ и СПбАЭП. Предложено по этой схеме модернизировать градирню на НВАЭС и после испытаний решить вопрос о возможности внедрения этой технологии на больших градирнях. Это предложение было поддержано В.Г. Асмоловым и директором НВАЭС В.П. Поваровым. В лаборатории профессора А.А. Соловьёва (МГУ) был сооружён макет градирни НВАЭС и на нём проверялось при разных внешних условиях влияние воздухонаправляющих лопастей на оптимизацию вихревой структуры потока в подоросительном пространстве градирни с достижением пространственной равномерности теплообменного охлаждения водных потоков наружным воздухом. В летне-осенний период работы градирни (июнь-сентябрь 2014 г.) проводились мониторинговые испытания модернизированной градирни в сравнении с идентичной градирней №7 без устройств воздухорегулирования Для сравнительной оценки охлаждающей способности градирни проводились измерения радиальных распределений температуры на трех уровнях в подоросительном пространстве и над оросителем; температуры входящей в градирню воды в циркулярных водотоках и выходящей воды в бассейне; температуры наружного воздуха, атмосферного давления и влажности наружного воздуха; давления на срезе башни, влажности выходящей паровоздушной смеси и её температуры. Определялись по фактическим данным глубина охлаждения поступающей в градирню воды, суммарной электрической нагрузке в период измерений в полностью открытой градирне и градирне с различными вариантами углов установки поворотных окон; потери воды в результате капельного уноса.
На совещании по итогам выполненных работ были сделаны следующие выводы.
- Воздухорегулирующее устройство обеспечивает мобильное регулирование интенсивности и направленности охлаждающих воздушных течений в градирню в зависимости от изменения нагрузок и метеорологических параметров окружающей среды.
- Управление расходом и структурой потоков воздуха в градирне создает равномерность пространственного распределения контактного теплообмена воздушных и водных потоков и способствует улучшению охлаждающего эффекта.
- Установлено, что использование воздухозавихрительных устройств в летний период года позволяет получать дополнительное снижение температуры оборотной воды в среднем на 1,6оС по отношению к штатному режиму работы и рост выработки электроэнергии в среднем на 1,5 МВт*ч.
- Одновременно отмечается снижение капельного выноса из градирни в среднем на 5%.
- При затратах проектных, монтажно-строительных и мониторинго - испытательных работ по модернизации градирни №6 НВАЭС в объеме 30 млн руб. срок окупаемости составит 6,4 лет. Объем затрат на модернизацию других градирен без выполнения проектных работ составляет 12 млн рублей, что обеспечит срок окупаемости 2,5 года.
- С учётом положительного опыта модернизации башенной градирни и опытно-промышленной эксплуатации воздухозавихрительного комплекса рекомендовать к тиражированию такового на других энергоблоках АЭС с ВВЭР, особенно в жарких зонах.
- НВАЭС рассмотреть возможность подготовки Технического решения для модернизации четырёх действующих градирен энергоблоков № 3 и 4.
Поскольку результаты испытаний опытного устройства на градирне НВАЭС признаны успешными, то, по нашему мнению, целесообразно создать в лаборатории А.А. Соловьёва опытный стенд для моделирования процессов на градирне ЛАЭС, чтобы подготовить необходимые данные для проектирования для неё воздухорегулирующего устройства. Его создание позволит повысить выработку электроэнергии и снизить расход воды, что положительно скажется на экологии вблизи АЭС и уменьшит тревогу жителей Соснового Бора.