Мы уже писали об инициативах России по укреплению безопасности ядерной энергетики в мире. Лидеры стран G8 в конце мая полностью поддержали эти предложения. Теперь предстоит кропотливая работа по их воплощению.
В основе российской инициативы лежит предложение усилить стандарты безопасности, за которыми следит МАГАТЭ, и сделать соответствие этим стандартам обязательным. Россия хочет, чтобы были введены ограничения на строительство реакторов в сейсмоопасных зонах и чтобы появились правила, требующие от государств, а не от компаний брать на себя руководящую роль в реагировании на серьёзные происшествия.
Итоговое заявление глав государств G8 после саммита в Довиле повторяет и развивает все эти тезисы. Однако эксперты отмечают, что реализовать их на практике будет не так уж просто. Одной из площадок, где будут вырабатываться конкретные меры по воплощению российских инициатив, станет министерская конференция МАГАТЭ, намеченная на 20 – 24 июня.
АТОМНОЕ ПРАВО
В первую очередь в своём итоговом заявлении лидеры стран «Большой восьмёрки» отметили решимость извлечь все уроки из ядерной аварии в Японии, включая необходимость содействия обеспечению наивысшего уровня безопасности в соответствии с принципами конвенции о ядерной безопасности. В августе 2012 года планируется провести чрезвычайное совещание участников этой конвенции для рассмотрения мер по её укреплению.
Всего, по мнению G8, критически важными для поддержания режима ядерной безопасности являются четыре международные конвенции, принятые под эгидой МАГАТЭ. Речь идёт также о конвенциях об оперативном оповещении о ядерной аварии, о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и о безопасности обращения с ОЯТ и РАО. «Большая восьмёрка» призвала все страны ратифицировать данные документы.
ПРОВЕРКИ ДЛЯ МИРНОГО АТОМА
Практически сразу после аварии в Японии большинство стран, эксплуатирующих атомные станции, запустили на своих объектах стресс-тесты для дополнительной проверки безопасности. Эта работа проведена в России, к ней подключилась Всемирная ассоциация операторов АЭС (WANO). По итогам проведённой в этом году проверки МАГАТЭ начальник департамента производственной безопасности Мирослав Липар заявил, что российские атомные электростанции не вызвали нареканий со стороны экспертов агентства. Определённые шаги реализуются в рамках многонациональной программы оценки новых проектов АЭС (MPED), Ассоциации ядерных регуляторов Западной Европы (WENRA) и международной системы для сотрудничества в области атомной энергии (IFNEC).
Но экстренных мер и внеочередных проверок мало. Необходимо на регулярной основе заниматься переоценкой возможных рисков эксплуатации АЭС, отмечается в заявлении G8. В ходе таких проверок должны оцениваться меры по предупреждению аварий, готовность к чрезвычайным ситуациям, кризисное регулирование и смягчение последствий ЧС, а также поставарийное регулирование. Очевидно, что это касается не только атомных станций, но и вообще всех ядерных объектов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Из всех инициатив по укреплению ядерной безопасности в мире наиболее сложным для воплощения кажется пункт об ответственности правительств за принятие своевременных и достаточных мер по предупреждению аварий и по аварийному регулированию. Дело в том, что в различных государствах существуют и различные подходы к форме собственности в атомной энергетике. И если в России, например, всеми ядерными объектами управляет государственная корпорация, то в США атомные станции находятся в частной собственности.
Тем не менее, ситуация в Японии показывает, что правительства ядерных держав должны разделять ответственность с компаниями-операторами АЭС в случае аварий на станциях. По мнению директора Института безопасного развития атомной энергетики, члена-корреспондента РАН Леонида Большова, правительства должны отвечать не только за допуск к эксплуатации АЭС, но и за обеспечение безопасности населения и других государств, свое-временное и полное информирование о случившемся, а также за обеспечение инфраструктурной и экспертной поддержки во время ликвидации последствий аварии.
Надо отметить, что на сегодняшний день несколько десятков государств обладают ядерной энергетикой и ещё примерно 20 строят планы по развитию в области мирного атома. Будет сложно согласовать со всеми сторонами, многие из которых конкурируют друг с другом, какие-то достаточно жёсткие обязательные правила. Соперничество среди ядерных держав – от Индии и Пакистана до Ирана и Соединённых Штатов – может стать барьером. Так что именно различия в политических и экономических интересах государств – наиболее серьёзное препятствие для формирования такого механизма.
Лидеры G8 также рекомендовали странам, планирующим запустить или расширить ядерные программы, создать инфраструктуру с достаточным числом специалистов в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ.
Необходимо также укреплять кооперацию между странами в атомной сфере. Это позволит обмениваться техническими знаниями и информацией в случае ядерной аварии, а также экономить ресурсы при проведении исследований.
– Требования к системе реагирования (на аварии на АЭС – прим. ред.), требования к инфраструктуре должны быть заданы на международном уровне, чтобы каждый не учился на собственных ошибках, – уверен глава Росатома Сергей Кириенко.
Пока атомная энергетика в общем мировом балансе занимает сравнительно небольшую долю (на уровне 15 %), однако в будущем наверняка начнёт играть всё более значимую роль. Но для этого необходимо пересмотреть существующую систему ядерной безопасности в мире.
О том, как прошло обсуждение этой темы на симпозиуме «Атомэкспо-2011» 6 – 8 июня, читайте в следующем номере.