Эффективность работы молодых ученых Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ — ФЭИ, входит в научный дивизион Госкорпорации «Росатом» — АО «Наука и инновации») отмечена на самом высоком отраслевом уровне — совсем недавно они стали лауреатами конкурса Госкорпорации «Росатом».
Отраслевые конкурсы среди молодых специалистов — дело особой важности, как и привлечение высококвалифицированных кадров. Подобные мероприятия, как говорят сами их участники, помогают осознать всю важность «атомной профессии».
Как сэкономить миллионы?
Команда института разработала уникальные технологии изготовления бесшовных труб квадратного сечения. Такие изделия в отличие от тех, что получены путем сварки, могут выдерживать большие нагрузки, как статические, так и динамические. А эти параметры крайне важны для атомной промышленности. При этом рынок производителей очень «узкий». Обнинские инженеры смогли снизить затраты на изготовление опытных партий почти на треть. Если не вдаваться в технические подробности, все это сделали, применив научный подход к организации каждого этапа производства. Но что особенно ценно — все предложения выдали молодые специалисты ФЭИ из отделения реакторных материалов и технологий.
На пограничных температурах
Денис Кудашов, главный технолог лаборатории сварки и пайки, улыбается, когда его называют молодым ученым — в ФЭИ он работает уже 16 лет. Пришел в институт сразу после окончания Обнинского института атомной энергетики (ИАТЭ) по специальности «материаловедение».
Писал диплом на базе ФЭИ и там же начал работать — сначала на полставки, а потом влился по полной. Пайка тугоплавких металлов, которые предназначены для самых разных реакторов, захватила его с головой.
— Что вам интересно в институте? — задаем вопрос Денису.
— Ты всегда находишься в «технологическом» тонусе. Каждое очередное задание — это поиск новых решений, нестандартных путей. Понимаешь, что наработанные в прошлом схемы могут служить лишь базой. Наверное, этим работа и интересна.Приведу пример. Заказчик определяет задачу: изделие должно работать при таких-то условиях. И мы думаем, как сделать новую технологию. Вот недавно для решения поставленной задачи «разогнали» печь до 2 100 °С — запредельные температуры. Проверили: изделие не просто «выживает», а прекрасно работает.
— Чувствуете гордость, что работаете в отрасли, которая отвечает за технологичное преимущество нашей страны?
— Безусловно. Перед Госкорпорацией «Росатом» стоят колоссальные задачи. Она отвечает за реализацию национальных проектов страны, за то, чтобы Россия оставалась на шаг впереди остальных стран в атомной сфере. И мы — часть общей стратегии.
«Умное» железо
«Умное» железо создают в материаловедческой лаборатории. И отвечает за него Павел Долженко, инженер-технолог II категории. Он работает в ФЭИ уже 10 лет. История, как он попал в институт, может поразить многих горожан. Отучившись 1,5 года в ИАТЭ, Павел ушел в армию, а когда вернулся, его позвали работать в ФЭИ.
— Говорят, у меня глаза горели, — улыбается Павел. — Вообще до ФЭИ я занимался термопарами — устройствами, которые преобразуют тепловую энергию в электрическую. Когда пригласили в институт, конечно, был горд. Еще бы — один из главных научных центров страны. Только представьте, моим руководителем был Александр Алексеевич Смирнов, который в свое время работал с Владимиром Александровичем Малых, для которого не существовало неразрешимых задач. Обладавший потрясающим чутьем ученого и золотыми руками технолога, Малых творил чудеса. Один из примеров: Первая АЭС уже строится, но самая главная часть реактора — тепловыделяющие элементы — еще не готовы. Четыре института бьются над решением задачи! И обнинские технологи во главе с Малых, которому тогда был всего 31 год, смогли справиться с этим. Гении!
Естественно, чтобы работать в институте с мировым именем, Павлу поставили условие: необходимо доучиться. Он перешел на заочное отделение, совмещая работу и учебу. Потом прошел через Академию Росатома — в будущем хочет занять руководящую должность.
Лаборатория, в которой работает Павел, занимается изучением новых материалов, в том числе тугоплавких, для атомных реакторов.
«Если перейти на бытовой язык, то к сплавам, которые уже использовались в реакторостроении, мы добавляем новые элементы и получаем новый материал с заданными свойствами», — объясняет Долженко.
Все под контролем
Особая роль в этой команде молодых специалистов — за Юрием Орловым, инженером-исследователем материаловедческой лаборатории. Он в ФЭИ всего 3 года и за это короткое время успел заработать доброе имя.
«Я занимаюсь металлографическим анализом материалов. Исследую их структуру при помощи оптического микроскопа, — объясняет Юрий. — Это один из важных методов контроля и первоначальный этап контроля материалов. Моя задача — дать заключение, работоспособно изделие в заданных условиях или нет. Если вердикт положительный, начинается производство».
Параллельно Орлов ведет научную работу — сейчас проходит обучение в аспирантуре и занимается разработкой высокотемпературных материалов.
Молодые специалисты чувствуют себя членами единой команды, готовой решать самые нестандартные задачи.
«Главное в работе — не высокотехнологичное оборудование, а люди, — признаются они. — И что особенно важно, у нас есть возможность перенимать знания великих ученых. Здесь нет границ, ты всегда находишься в поиске новых решений. А это огромный стимул».