Мирное использование атомной энергии началось в Германии в середине 50-х. Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами всегда было и остается задачей государственной важности.
Распределение ответственности
Согласно «Закону об использовании атомной энергии в мирных целях и об обеспечении соответствующей защиты», впервые вступившему в силу 23 декабря 1959 года, Федеральное правительство непосредственно отвечает
за окончательную изоляцию отходов.
Закон определяет ответственность Федерального управления по радиационной защите (BfS) за создание федеральных объектов для безопасного захоронения РАО, а также за безопасное хранение ядерного топлива. В соответствии с законом для выполнения этих задач BfS может привлекать третье лицо, в том числе и частные компании. Управление также уполномочено выдавать лицензии на транспортировку ОЯТ и крупногабаритных радиоактивных источников.
BfS как федеральный орган власти подчиняется Федеральному министру по вопросам окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности.
Деятельность BfS в сфере окончательного захоронения РАО в основном сводится к руководству проектами. Работы по строительству и эксплуатации федеральных могильников управление поручило Немецкой компании по сооружению и эксплуатации объектов захоронения отходов (DBE Technology GmbH), созданной в 1979 году.
В отличие от захоронения, за другие этапы обращения с отходами отвечают производители РАО.
К концу 2004 года в стране было накоплено 1800 м³ тепловыделяющих радиоактивных отходов и 120320 м³ РАО с незначительным тепловыделением.
Предприятия атомной промышленности обязаны обеспечить временное хранение всех видов образующихся радиоактивных отходов. Они (непосредственно или с привлечением третьих сторон) также осуществляют кондиционирование РАО низкой и средней активности под контролем BfS, который, главным образом, предполагает аттестацию методов обработки отходов и определение мер, гарантирующих соответствие упаковок с РАО критериям приема отходов на захоронение. Предприятия должны предоставлять для проверки документацию на кондиционированные РАО. Отходы могут проверяться на соответствие требованиям приема — как правило, сторонними организациями (например, Федеральным институтом материаловедения (BAM) или группой контроля изделий (PKS) Исследовательского центра в Юлихе).
Кондиционированные отходы хранятся под ответственностью производителей РАО на промежуточных складах на АЭС или в централизованных хранилищах с последующей передачей (сразу или по прошествии времени) на захоронение, то есть, в ведение Федерального правительства.
Организации, не входящие в атомную промышленность — исследовательские институты, университеты, больницы и т.д. — должны отправлять отходы на промежуточные (временные) склады федеральных земель. Всего таких складов 13, на всех существует система переработки, хранения, транспортировки и документирования отходов. При этом используются разные схемы ее реализации. Некоторые склады принимают необработанные отходы на переработку, кондиционирование и временное хранение. Другие привлекают сторонние организации для первичной обработки РАО.
Ответственность за обращение с РАО на временных складах несут власти федеральных земель — до передачи отходов BfS (DBE) на захоронение.
Проблемы захоронения РАО
Согласно решению, принятому Федеральным правительством еще в начале 60-х, отходы всех видов подлежат захоронению в геологических формациях. Возможность приповерхностного захоронения никогда не рассматривалась, прежде всего, из-за неприятия общественностью сооружения приповерхностных могильников. В числе других причин — высокая плотность населения, влажный климат и наличие большого количества геологических формаций, приемлемых для захоронения.
В 1965-1978 годах в ФРГ бывшая соляная шахта «Ассе» (Нижняя Саксония) использовалась для опытного захоронения отходов, образовавшихся в процессе ЯТЦ, научно-исследовательских работ и технологических разработок. Этот объект служил также подземной экспериментальной лабораторией; сегодня ведутся работы по его закрытию.
В бывшей ГДР отходы низкой и средней активности с незначительным остаточным тепловыделением захоранивались в соляной шахте «Бартенслебен» близ Морслебена, в 40 км к западу от Магдебурга (Саксония — Ангальт). После объединения Германии могильник перешел в ведение BfS. Здесь было захоронено в общей сложности около 37000 м3 РАО и около 6600 отработавших источников ионизирующего излучения. В сентябре 1998 года прием отходов был прекращен. Сегодня этот объект — единственный в мире, для которого начато «ядерное» лицензирование на консервацию.
В настоящее время в Германии имеются две площадки для предполагаемого геологического захоронения РАО. С начала 80-х велись работы на бывшей шахте по добыче железной руды «Конрад» в районе Зальцгиттера (Нижняя Саксония). Здесь предусмотрено сооружение хранилища для РАО низкой и средней активности с незначительным остаточным тепловыделением. Разработка проекта могильника закончена, получена лицензия на его строительство.
Рассматривается также возможность захоронения, в частности, радиоактивных отходов с остаточным тепловыделением, включая остеклованные ВАО и ОЯТ, в соляном куполе в Горлебене. Уже закончены исследования с поверхности, созданы механизмы, оборудование и значительная часть инфраструктуры, необходимые для эксплуатации объекта.
Строительство могильников оказалось чрезвычайно сложной задачей из-за политических разногласий.
По законодательству Германии, для получения разрешения на эксплуатацию АЭС требовались доказательства возможности безопасного обращения с образующимися РАО, в том числе постоянного совершенствования технологий захоронения. Противники атомной энергетики сосредоточились в основном на критике проектов по обращению с отходами, потому что свертывание этих программ привело бы к остановке всех действующих станций.
В июне 2000 года правительство «красно-зеленых» заключило с энергетическими компаниями соглашение о сроках закрытия всех атомных станций в стране и выступило за пересмотр национальной концепции захоронения РАО. В частности, предложено создать к 2030 году только один могильник — для отходов всех категорий —
и разработать критерии выбора площадки. В соответствии с этим соглашением все работы в Горлебене приостановлены до уточнения концептуальных вопросов безопасности. Их рассмотрение уже закончено, и, в принципе, не выявлены факторы, препятствующие сооружению могильника РАО на данной площадке. Новое правительство, сформированное осенью 2005 года коалицией христиан-демократов и социал-демократов, нацелено на решение вопросов захоронения.
Работы на шахте «Конрад» также приостановлены — в связи с судебным разбирательством по поводу обжалования лицензии. Предполагается, что окончательное решение будет вынесено в начале 2007 года. Объект, рассчитанный на 300 тыс. м3 РАО, может быть введен в эксплуатацию в 2013 году. Уже имеются механизмы и оборудование, необходимые для осуществления подземных работ.
РАО, образующиеся на германских предприятиях, подразделяются на два вида: отходы с большим и незначительным остаточным тепловыделением. К первому относятся отработавшие ТВС, концентраты продуктов деления с перерабатывающих заводов, остеклованные РАО, оболочки твэлов, разделительные элементы и нижние концевики ТВС, другие технологические отходы, образующиеся при регенерации топлива.
Ко второму — фильтры и фильтрующие элементы, ионообменные смолы, различные твердые и жидкие вещества, концентраты, шламы, металлолом, изоляционные материалы, строительный мусор и загрязненный грунт.
Загрязнитель Платит
Немецкая система финансирования обращения с РАО предполагает, что практически все расходы в этой области несут производители отходов.
Предприятия ЯТЦ должны создавать резервные фонды для оплаты будущих расходов на захоронение отходов, вывод объектов из эксплуатации и демонтаж их до состояния, предполагающего снятие контроля со стороны надзорных органов. В отличие от других стран, фонды, включая начисленные проценты, принадлежат поставщикам отходов.
Организации, эксплуатирующие ядерные объекты, также должны быть застрахованы на случай аварийных выбросов, приводящих к загрязнению территории за пределами площадки. Если расходы на ликвидацию аварии и/или реабилитацию превысят максимальную сумму страховки, устанавливаемую надзорным органом, разницу выплатит Федеральное правительство.
Предприятия, не относящиеся к атомной промышленности, отправляя отходы на временные склады, оплачивают все расходы на переработку и кондиционирование РАО (если те доставлены в необработанном виде), их транспортировку в могильник, окончательное захоронение, а также на эксплуатацию самого склада. С этого момента финансовый риск несет федеральная земля, на территории которой осуществляется временное хранение РАО, до тех пор, пока земельные власти не выплатят BfS сбор за захоронение отходов. После этого весь риск переходит к Федеральному правительству.
Поставщики РАО должны компенсировать все затраты правительства Германии на сооружение и эксплуатацию могильников. С АЭС и предприятий ЯТЦ взыскиваются средства, призванные возместить расходы на сооружение объекта (включая планирование сооружение, расширение и обновление объекта, проведение НИОКР, приобретение недвижимости и т.д.), его функционирование и вывод из эксплуатации. Иначе, учитывая длительный срок эксплуатации могильников, правительство может столкнуться с серьезными финансовыми проблемами в случае дефолта или банкротства организаций. «Неатомные» предприятия должны возмещать часть (фиксированную процентную долю) расходов на НИОКР по конкретному могильнику при доставке РАО на место захоронения.
Предприятия оплачивают также дополнительные расходы, связанные с возникновением непредвиденных ситуаций в местах хранения/захоронения отходов. Исключение составляют небольшие организации, полностью выплатившие соответствующие взносы земельному складу. В этом случае все дополнительные расходы оплачиваются складом или, если тот уже заплатил соответствующий сбор BfS, Федеральным правительством.
Правовым документом, регламентирующим отчисления в фонд создания могильников, является «Постановление об отчислениях на создание федеральных объектов для безопасного хранения и окончательного захоронения радиоактивных отходов», принятое 28 апреля 1982 года. Предприятия оплачивают только расходы на изоляцию РАО, отправленных на захоронение с 1 января 1977 года до вступления постановления в силу. Предыдущие затраты Федерального правительства не возмещаются.
Другое отступление от принципа «платит загрязнитель» касается всех (как текущих, так и будущих) расходов на обращение с отходами предприятий бывшей ГДР. Их несет Федеральное правительство. Так, размещение отходов в Морслебене оплачивалось фирмами, исходя из стоимости захоронения кубометра РАО. Однако затраты, связанные с закрытием и выводом из эксплуатации могильника, полностью оплачивает Федеральное правительство. Оно же финансирует и текущие работы по снятию с эксплуатации АЭС «Рейнсберг» и «Грейфсвальд».
Благодаря такой системе, в будущем маловероятно возникновение финансовых проблем, которые могли бы негативно повлиять на обращение с радиоактивными отходами. В резервным фонде, созданном немецкими энергетическими компаниями для вывода из эксплуатации АЭС и обращения с РАО, уже накоплено свыше 40 млрд евро. Учитывая ресурсы эксплуатации АЭС, в будущем эта сумма существенно возрастет.
В Германии действует система «двойного лицензирования» объектов захоронения РАО. Необходимо получить два разрешения — отвечающие положениям атомного и горного законов, поскольку все могильники должны сооружаться в геологических формациях.
Лицензии выдает правительство федеральной земли, на территории которой расположена площадка будущего могильника. Однако в вопросах, касающихся ядерной отрасли, Федеральный министр по вопросам окружа-ющей среды, охраны природы и ядерной безопасности имеет преимущественное право перед правительствами земель. Он, например, может потребовать от местных органов ускорить процедуру лицензирования, а если решит, что этому искусственно создаются препятствия — потребовать выдачи лицензии.
Соответственно, после вступления лицензии в силу необходим двойной надзор за могильником. Его независимо друг от друга должны осуществлять BfS по поручению Минэкологии и уполномоченные органы горного надзора.