Первая Школа МАГАТЭ по менеджменту в атомной энергетике представила молодым специалистам из развивающихся стран современные достижения отрасли, а также глобальное видение многих вопросов безопасного использования мирных ядерных технологий.
Все больше стран в мире делают свой выбор в пользу развития атомной энергетики как чистого, устойчивого и конкурентоспособного источника электроэнергии. На сегодняшний день Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) участвует в проектах по развитию национальных атомных энергетических программ в 58 из 151 стран-участниц. Согласно прогнозам МАГАТЭ, в ближайшие 20 лет около 25 стран будут способны ввести в эксплуатацию свою первую атомную станцию. В связи с этим, мировому ядерному сообществу необходимо обратить особое внимание на подготовку нового поколения квалифицированных ученых и управленцев особенно для стран-новичков. Нужно обеспечить наличие квалифицированного персонала для безопасной эксплуатации и эффективного регулирования растущей отрасли.
Важнейшим проектом МАГАТЭ в 2010 году стала Школа по менеджменту в атомной энергетике, организованная совместно с Международным центром теоретической физики имени Абдуса Салама (город Триест, Италия), прошедшая 8-26 ноября. В рамках школы молодые специалисты из развивающихся стран, особенно из тех, которые планируют запуск атомных энергетических программ, имели уникальную возможность пройти специализированное обучение основам менеджмента.
На открытии школы заместитель Генерального директора МАГАТЭ Вернер Буркарт отметил:
«Развитие компетентного и профессионального управленческого состава является необходимым условием для успешных, устойчивых и безопасных существующих и стартующих национальных атомных энергетических программ. Многие из стран задумываются о потенциальном риске нехватки квалифицированных профессионалов в ближайшие десятилетия. Помощь странам-участницам в решении этой проблемы – одна из главных задач МАГАТЭ».
Организация образовательного процесса
В рамках школы обучение прошли 38 слушателей из 27 стран мира. 17 из них работают в государственных ядерных организациях, 10 – в исследовательских институтах, трое – в коммерческих компаниях, восемь – в вузах.
Обучение вели 32 лектора МАГАТЭ: 15 из Департамента ядерной энергетики, 10 из Департамента ядерной безопасности, два из Департамента прикладных ядерных исследований, один из Департамента технического сотрудничества, два из Департамента предупредительных мер и гарантий безопасности и два из Правового центра. К работе школы также были привлечены шестеро сторонних экспертов; пять из них ранее работали в МАГАТЭ, один – сотрудник Международного центра теоретической физики.
Было прочитано 75 лекций, около четверти из них – через систему видеоконференций с штаб-квартирой МАГАТЭ в Вене. Современная инфраструктура Международного центра теоретической физики, одного из самых значимых международных центров продвижения науки и научных достижений, предоставляет наилучшие возможности для проведения такого рода образовательных мероприятий.
Школа МАГАТЭ по менеджменту в атомной энергетике комплексно предоставила слушателям все необходимые знания. Особое внимание обращалось на некоторые специфические подходы и нюансы, касающиеся современной мировой атомной энергетики. Живые дискуссии, проходившие после каждой лекции, создали благоприятную и созидательную атмосферу для обмена знаниями и передачи опыта лекторов слушателям из разных стран мира.
Слушатели были вовлечены в разнообразные формы образования и обучения (лекции и семинары, самостоятельные исследования, видеоконференции, командные проекты и т.д.). До окончания школы слушатели должны были подготовить и представить специальные командные проекты по ключевым направлениям развития атомной энергетики. У каждой команды был свой научный руководитель, направляющий ход проекта. Кроме того, неотъемлемой частью программы было посещение атомной станции, ядерного научно-технологического центра и центра подготовки специалистов в Италии и Словении.
Образовательная программа
Образовательная программа школы включала последовательные тематические циклы, предоставляющие слушателям широкий и взаимосвязанный спектр информации и знаний.
Одной из главных целей школы была также передача накопленного опыта и знаний МАГАТЭ в таких сферах как атомная энергетика, ядерная безопасность, физическая защита и предупредительные меры безопасности для последующего укрепления и развития компетентности и профессионализма стран-участниц МАГАТЭ. Соответственно, за три недели в рамках школы были освещены практически все ключевые вопросы отрасли. Особое ударение было сделано на необходимость прозрачности атомной энергетической программы страны, выстраивания доверия как на международной арене, так и внутри страны, связь с общественностью и ответственность за исключительно мирное применение ядерных технологий. Все перечисленное – это основные компоненты, необходимые для дальнейшего развития мировой атомной энергетики.
Образовательная программа Школы затронула все аспекты мировой атомной энергетики, такие как:
- мировой энергетический баланс;
- атомная энергетика и экономика;
- базы ядерных данных, материаловедение и исследовательские реакторы;
- изменение климата и экономика атомной отрасли;
- роль МАГАТЭ в поддержке и развитии атомной энергетики;
- ядерно-топливный цикл и обращение с радиоактивными отходами;
- ядерная, радиационная и физическая безопасность;
- ядерное право;
- гарантии и меры безопасности;
- лидерство и управление в атомной отрасли;
- развитие кадровых ресурсов и управление ядерными знаниями;
- отношения с общественностью, коммуникации и ядерная социология.
Формы обучения в школе включали:
- лекции специалистов и экспертов МАГАТЭ;
- ежедневные предметные исследования в группах;
- специальные командные проекты продолжительностью в две недели;
- технические поездки на отраслевые объекты;
- тематические презентации студентов;
- обратная связь и оценка всего происходящего слушателями;
- индивидуальное обучение;
- финальный экзамен.
Командные проекты участников были одной из важных составляющих образовательного процесса.
Слушатели учились совместной работе, причем их профессиональный, культурный и национальный состав мог варьироваться. Многие выбрали темы и аспекты ядерной энергетики, с которыми они ранее не сталкивались ни во время обучения, ни в профессиональной деятельности. Финальным результатом командной работы была презентация проекта, где обучающиеся представляли итоги проведенных исследований, обсуждений и предлагали инновационные пути решения проблем.
Лекционную часть программы дополнили практические занятия и небольшие групповые проекты.
Для слушателей также были организованы технические туры на несколько предприятий атомной отрасли. Каждый из них подчеркивал функциональную роль организации в ядерной науке и энергетике, например, создание ядерных знаний – в световом синхротроне «Элаттра» (Италия), передачу знаний – в центре обучения и повышения квалификации им. Милана Копича (Словения), применение ядерных знаний – на атомной электростанции в Кршко (Словения).
Вторая Школа по менеджменту в атомной энергетике будет проведена 8-26 августа 2011 года на базе Международного центра теоретической физики имени Абдуса Салама в городе Триесте, Италия.
Авторы: Косилов А.Н., Янев Я., Карсека Т. (МАГАТЭ)
Дополнительные ссылки:
Сайт Школы в 2011 годуexternal link, opens in a new tab
Страница Школы на сайте МАГАТЭexternal link, opens in a new tab
Презентации и видеозаписи выступлений лекторовexternal link, opens in a new tab
Сайт Международного центра теоретической физики им. Абдуса Саламаexternal link, opens in a new tab
Комментарии участников:
Нандукумар Джанардхам, аналитик Института глобальной энергетической стратегии (Токио, Япония):
«В школе прошли обучение около 40 молодых специалистов атомной отрасли из 27 стран, планирующих в самое ближайшее время развитие национальных ядерно-энергетических программ. Лекции, насыщенные информацией о профессиональном опыте и знаниях, «острые» вопросы и живые дебаты, увлекательный образовательный процесс сплотили нас и подарили нам незабываемые впечатления и необходимые знания».
Павел Яковлев, главный редактор портала Atomic-energy.ruexternal link, opens in a new tab (Москва, Россия):
«Высочайший профессионализм, искреннее желание передать накопленный опыт, преданность и вера в нашу отрасль позволили всем без исключения лекторам школы создать благоприятную атмосферу для воспитания молодых лидеров 21 века, способных к профессиональному росту и самообразованию, социальной ответственности и взаимопомощи, упорному и честному труду».