С 8 по 26 августа состоялась вторая Школа менеджмента в сфере атомной энергетики (School of Nuclear Energy Management), проходившая в международном центре теоретической физики (International Centre Theoretical Physics) в городе Триест, Италия, организованная МАГАТЭ.
Целью данной школы являлось передача опыта МАГАТЭ в становлении и развитии ядерной энергетики в развивающихся странах и странах, желающих иметь атомно-энергетическую программу. В данной школе приняли участие представители почти 30 стран, а общее число участников составило более 50 человек.
В состав лекторского состава входили большое количество лекторов из всех департаментов МАГАТЭ, в том числе и их главы.
Начиная с первых дней работы в каждый день Школы читался внушительный курс лекций. Только в течение первой недели были затронуты такие темы как: обзор мирового энергетического баланса и мировой вклад атомной энергетики в него, изменение климата и возможности уменьшения выбросов парниковых газов, необходимые этапы при создании национальной ядерной программы, а также лекции, связанные с ядерным топливным циклом и управлением ядерными отходами.
Практически каждый день был посвящен новой теме и строился следующим образом – первая половина дня была посвящена введению в тему и чтению курса лекций, а вторая половина дня отводилась работе в группе. На группы участники разбивались произвольно, однако под конец школы группы уже сформировались и, в основном, не изменялись.
Работа в группах происходила по следующей схеме – сначала выдавалось описание проблемы, касающейся темы дня (например, развитие генерирующих мощностей в зависимости от стоимости топлива и наличия ресурсов, разработка ядерного законодательства и права и т.д.), затем необходимо было разработать план этапов необходимых работ относительно темы дня. Основной источник информации – прочтенный курс лекций и документы, разработанные МАГАТЭ.
В начале первой недели всех участников разделили на 7 групп:
- топливный цикл и обращение с отходами
- законодательство в области ядерной энергетики
- нераспространение ядерных материалов
- менеджмент в атомной сфере
- развитие кадрового ресурса
- социология и взаимодействие с населением
- управление «ядерными» знаниями
Всем группам было выдано описание "виртуальной" страны, для которой необходимо было разработать план поэтапных мероприятий (развитие необходимой инфраструктуры, строительство хранилищ, создание законодательной базы и т.д.) и их варианты в зависимости от полученной темы, опираясь на документы МАГАТЭ.
В конце первой недели (в субботу) состоялся технический тур в учебный центр «Milan Copic», Словения, где работники этого центра рассказали, как в данном центре происходит обучение специалистов в области ядерной энергетики, в том числе на исследовательском реакторе, находящемся при этом центре. Также в этой организации находится небольшой музей различных экспонатов или макетов устройств, используемых в атомной энергетике для ознакомления, в основном групп школьников, о том, как устроена ядерная энергетика и откуда она берется.
После окончания технического тура участникам Школы была предоставлена возможность посетить на несколько часов небольшой и очень уютный старинный город – столицы Словении Любляну.
В течение второй недели чтение лекций и работа в группах продолжилась в том же ключе. Читался следующий курс лекций: ядерное право, ядерная безопасность (физическая защита, культура обращения с ядерными материалами, нераспространение ядерных материалов).
В конце второй недели состоялся технический тур на АЭС в городе Кршко, где участникам Школы продемонстрировали полноразмерную копию пульта управления ядерного реактора для тренировки операторов, а также устроили посещение турбинного зала АЭС.
Третья неделя проходила по тому же графику, что и предыдущие две. Читался следующий курс лекций: управление ядерными знаниями, кадры для атомной энергетики, взаимодействие с общественностью.
В конце третьей недели проводилось тестирование участников данной школы. Данное тестирование включало в себя информацию из курса прочтенных лекций из 72 вопросов, на которые необходимо было ответить в течение двух часов. Данное тестирование для участников оказалось с одной стороны неожиданным сюрпризом от организаторов, а с другой – явилось хорошим стимулом прилежно учиться и задавать много уточняющих вопросов у лекторов.
В последний день школы происходила защита групповых проектов, темы к которым были выданы еще в первые дни школы. Следует отметить, что участники отнеслись к выполнению этих проектов весьма ответственно, что проявилось при их защите. Высокий уровень подготовки проектов был отмечен многими лекторами и модераторами групп.
Конечно же, самым торжественным моментом данной школы явился гала-ужин с вручением сертификатов об успешном окончании курса лекций МАГАТЭ. Сертификаты участникам Школы вручали Янко Янев (Yanko Yanev) – директор Школы (МАГАТЭ), Клаудио Туниз (Claudio Tuniz) – директор Школы (ICTP) и Татьяна Карсека (Tatiana Karseka) – организационный комитет (МАГАТЭ).
Автор
Александр Жуковexternal link, opens in a new tab, инженер по управлению комплекса критических стендов (ГНЦ РФ-ФЭИ).
Статья о первой Школе менеджмента МАГАТЭexternal link, opens in a new tab