Консорциум ядерно-технического образования включает в себя 12 британских университетов и других высших учебных заведений. Он был создан в 2005 году для организации образовательных и обучающих программ для выпуска дипломированных (степень магистра) и сертифицированных специалистов, а также курсов повышения квалификации. Студенты могут выбирать из 22 различных модулей, покрывающих весь спектр образования и обучения в атомной отрасли, которые ведут авторитетные специалисты. Как признают все участники консорциума, только совместно они могут обеспечить настолько широкий спектр модулей и курсов обучения. Все модули краткосрочные, что обеспечивает минимальный отрыв специалистов от производства.
Выпуск специалистов-ядерщиков университетами Великобритании имеет почти такую же долгую историю, как и сама атомная отрасль в стране. Первая университетская программа с присвоением выпускникам степени магистра естественных наук по специальности «Физика и техника ядерных реакторов» была организована в Бирмингемском университете в 1956 году. Одними из старейших также являются программы по специальностям «Радиационно-экологическая защита» в Университете графства Суррей, «Техника безопасности в атомной отрасли» в Ланкастерском университете, «Радиометрия» в Ливерпульском университете и «Техника и обеспечение безопасности ядерных реакторов» в Военно-морском училище в Госпорте.
В начале 2000-х годов учебные программы для подготовки специалистов-ядерщиков переживали очень сложные времена. Отчет, подготовленный Комиссией по безопасности труда и охране здоровья в 2002 году, содержал вывод, что
«если бы образование в ядерной отрасли было пациентом, оно находилось бы в реанимации»,
и рекомендацию о
«необходимости принятия срочных мер, без которых ядерное образование постепенно исчезнет».
Курсы по ядерной тематике по-прежнему преподавались в составе различных образовательных программ, по-прежнему функционировали небольшие исследовательские группы. Однако существовала очевидная потребность в развитии ядерного образования, поскольку были необходимы квалифицированные кадры для обслуживания и эксплуатации АЭС, а также для вывода из эксплуатации старых установок. В 2005 году в Великобритании было двенадцать работающих АЭС – семь с реакторами AGR, четыре с реакторами Magnox и одна с PWR; семь станций находились на стадии вывода из эксплуатации. В таких обстоятельствах и был создан Консорциум ядерно-технического образования.
Консорциум
Атомная отрасль влияет на деятельность Консорциума ядерно-технического образования посредством Наблюдательного совета, состоящего из представителей 15 промышленных компаний. Непосредственное управление осуществляет Руководящий комитет, в состав которого входит по одному представителю от каждого вуза-участника консорциума. В консорциуме двенадцать участников:
- Манчестерский университет;
- Имперский колледж Лондона;
- Ливерпульский университет;
- Университет Лидса;
- Бирмингемский университет;
- Шеффилдский университет;
- Лондонский городской университет;
- Ланкастерский университет;
- Университет горной и островной Шотландии (город Турсо, недалеко от площадки Даунри);
- Исследовательский институт в Вестлейксе (рядом с атомным комплексом Селлафилд);
- Колледж управления и техники Академии вооруженных сил (обучение специалистов для атомного военно-морского флота);
- Университет центрального Ланкашира (присоединился в 2009 году).
Все партнеры, входящие в состав консорциума, имеют свою специализацию и предоставляют взаимодополняющие возможности для подготовки кадров для атомной отрасли, что делает консорциум уникальным образовательным центром.
В настоящее время консорциумом проводятся 22 образовательных модуля (см. таблицу 1).
Таблица 1. Обучающие модули консорциума и ведущие их вузы
Модуль | Вуз |
N01 Физика ядерного реактора, критичность и конструирование | Бирмингемский университет |
N02 Ядерно-топливный цикл | Академия вооруженных сил |
N03 Радиационная защита и радиоэкология | Манчестерский университет |
N04 Снятие с эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация | Ливерпульский университет/Вестлейкс |
N05 Водно-химический режим и безопасность ядерного реактора | Имперский колледж Лондона |
N06 Материалы и ресурс ядерного реактора | Манчестерский университет |
N07 Разработка обоснований ядерной безопасности | Академия вооруженных сил |
N08 Применение мелкодисперсных частицы и коллоидных веществ в ядерной промышленности | Университет Лидса |
N09 Регулирование, законодательство, лицензирование | Манчестерский университет |
N10 Переработка, хранение и захоронение РАО | Шеффилдский университет |
N11 Биологическая защита | Ливерпульский университет |
N12 Термогидравлика ядерного реактора | Академия вооруженных сил |
N13 Ядерная безопасность | Академия вооруженных сил |
N14 Управление риском | Лондонский городской университет |
N21 Геологическое захоронение РАО | Вестлейкс |
N22 Управление работами по снятию с эксплуатации и обращению с РАО | Вестлейкс |
N23 Оценка воздействия на окружающую среду | Ливерпульский университет/Вестлейкс |
N24 Защита окружающей среды при выполнении работ по снятию с эксплуатации | Ланкастерский университет/Вестлейкс |
N29 Технологии и робототехника при снятии с эксплуатации | Ланкастерский университет |
N30 Конструирование систем, важных для безопасности | Ланкастерский университет |
N31 Управление работами по снятию с эксплуатации | Бирмингемский университет |
N32 Физика экспериментальных реакторов | Манчестерский университет (занятия проводятся в г. Вена) |
Возможности для обучения и повышения квалификации
Традиционные образовательные программы для получения степени магистра естественных наук в Великобритании длятся на протяжении одного года, с написанием и защитой дипломной работы в летние месяцы. Это позволяет студентам начать обучение по магистерской программе сразу же после получения степени бакалавра и закончить его в то же время, что и новые выпускники-бакалавры, чтобы иметь возможность поступить на курсы для выпускников, организуемые промышленными предприятиями, или в аспирантуру.
Однако, поскольку образование в атомной отрасли должно быть тесно связано с производственными потребностями, перед запуском любой новой образовательной программы необходимо заручиться поддержкой предприятий отрасли. В результате консультаций с предприятиями был сделан вывод, что традиционная модель слабо подходит для нужд отрасли, так как организациям невыгодно отсутствие работника в течение целого академического года. Соответственно, был принят новый подход, основанный на модульном обучении. В этом случае обучение включает период самостоятельной подготовки, после чего в течение одной недели преподается непосредственно сам модуль, а затем выполняются самостоятельные задания. То есть для прохождения модуля студенту необходимо присутствовать в университете всего одну неделю. Такой формат позволяет поочередно проходить различные модули. Поскольку присвоенная однажды по результатам прохождения модуля квалификация сохраняется, специалист может постепенно повышать свой уровень в течение нескольких лет. Полная структура образовательной программы показана на рисунке.
После прохождения одного модуля, студенту необходимо пройти еще три для получения сертификата, после еще четырех модулей выдается диплом, а после написания и успешной защиты дипломной работы присваивается степень магистра естественных наук. Соответственно, для получения такой степени студенты могут поступать как на дневное обучение в течение одного года, так и на модульное обучение в течение трех лет. Студенты посещают один модуль в соответствующем вузе, а затем выбирают восемь модулей для получения степени магистра, причем время прохождения различных модулей может быть распределено так, как удобно студенту.
С целью помочь студентам в выборе модулей, были определены две основных специализации – «Ядерная техника» и «Вывод из эксплуатации». Каждая из них включает в себя четыре обязательных и четыре выборочных модуля. Обязательными по специализации «Ядерная техника» являются модули:
- №01 «Физика ядерного реактора, критичность и конструирование»,
- №02 «Ядерный топливный цикл»,
- №03 «Радиационная защита и радиоэкология» и
- №13 «Ядерная безопасность».
По специализации «Вывод из эксплуатации»:
- №04 «Вывод из эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация»,
- №10 «Переработка, хранение и захоронение РАО»,
- №29 «Технологии и робототехника при выводе из эксплуатации» и
- №31 «Управление работами по выводу из эксплуатации».
Формы обучения
Консорциум работает в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли над совершенствованием методик и формата преподавания. Модули ориентированы на то, чтобы давать максимальный объем информации в сжатое время, свети к минимуму отсутствие специалиста на рабочем месте. Однако возможны и другие, более гибкие подходы к обучению, подходящие тем молодым кадрам, которым удобнее учиться в вечернее время и по выходным. Новым подходом также является организация полностью заочного обучения, позволяющего студенту закончить модуль, не приезжая в университет. Традиционная структура общения студента и лектора сейчас может быть максимально близко воспроизведена при помощи интернет-технологий. Лекции записаны и доступны для дистанционного просмотра, как и презентации в формате Powerpoint с комментариями к ним, а on-line форумы дают возможность студентам общаться как с лектором, так и друг с другом. Доступны также «вопросники» для самопроверки знаний, которые могут использоваться и как обучающий материал, так как студент может выбирать различные варианты ответов до получения правильного с пояснениями. Студент затем может пройти «вопросник» заново и проконтролировать улучшение знаний.
Даже экзамены можно сдавать дистанционно – с рабочего места, из одного из университетов или посольства Великобритании, хотя все экзамены сдаются одновременно по Гринвичу, независимо от страны нахождения экзаменующихся. Все эти технологии обеспечивают полноценное участие студентов из других стран в образовательной деятельности консорциума, как на курсах повышения квалификации, так и в магистерских программах. Каждый модуль может иметь как формат краткого курса, так и формат заочного семестра, предоставляя студентам выбор. И тот, и другой форматы дают одинаковый уровень подготовки, и по их результатам сдаются одинаковые экзамены.
Заключение
Консорциум существует уже пятый год и продолжает развиваться, как в плане увеличения числа студентов, модулей, университетов-участников и форматов обучения. Начиная с 2005 года атомная промышленность снова переживает подъем, планируются новые АЭС по всему миру, а страны, ранее не имевшие атомных установок, рассматривают возможности для сооружения своих первых реакторов. Консорциум в настоящее время готов обучать специалистов не только из Великобритании, но и активно участвует в подготовке кадров для зарубежных стран, нуждающихся в квалифицированных работниках для обеспечения безопасной и надежной работы новых современных реакторов, а также для снятия существующих станций с эксплуатации.
По примеру Консорциума, многие другие университеты Великобритании вновь открыли магистерские и бакалаврские программы для обучения специалистов-атомщиков. Широкий диапазон и детальность обучающих модулей, которые предлагает Консорциум, вместе с другими новыми курсами, открывшимися в вузах Великобритании, ясно свидетельствуют, что атомное образование в стране больше не нуждается в "реанимации" и уверенно и идет к выздоровлению.
Авторы
Эндрю П. Кларк | |
external link, opens in a new tab Ядерный институт Далтона, external link, opens in a new tab
|