Сегодня ядерно-энергетический сектор столкнулся со значительным и экспоненциально растущим спросом на квалифицированные кадры, что связано с необходимостью модернизации существующих АЭС и укомплектованием персоналом вновь строящихся станций, которые должны удовлетворить растущие потребности в электроэнергии. Квалифицированные специалисты также необходимы для растущего числа проектов по выводу из эксплуатации устаревающих АЭС. Сложившаяся ситуация требует очень осторожного и правильного управления знаниями, иначе атомной отрасли придется столкнуться с серьезными последствиями.
Управление знаниями является ключевым фактором, который может обеспечить стабильную эксплуатацию существующих АЭС, эффективное применение знаний при проектировании и сооружении новых установок, а также при разработке инновационных технологий для будущих потребностей ядерно-энергетического сектора. Сохранение и развитие ядерных компетенций и опыта, созданных посредством образования и обучения, является критическим аспектом управления знаниями. Это нужно для обеспечения условий, необходимых для безопасного и успешного применения ядерных технологий.
В течение всей своей трудовой деятельности, специалисты-ядерщики, занятые в промышленности, государственных органах и вузах, для компетентного исполнения свих обязанностей должны иметь доступ к образованию и обучению соответствующего уровня и пользоваться этим доступом. Объем образования и обучения каждого работника определяется, согласно уровню и виду его работы. Это нужно для поддержания необходимой компетентности для безопасного выполнения работ в атомной сфере и для обеспечения защиты персонала, населения и окружающей среды. Специалисты других отраслей, занятые в атомной сфере, также должны иметь определенное образование и обучение. Компетентность определяется необходимыми навыками и уровнем знаний, а также профессиональным ответственным отношением к своей деятельности для безопасного и эффективного исполнения должностных обязанностей.

Важно, чтобы между образовательными учреждениями, отраслью и правительственными структурами существовало тесное сотрудничество. Значительная часть трудовых ресурсов атомной энергетики приходит в отрасль из профессионально-технических учреждений общенационального и местного уровней и из технических колледжей (рис. 2). Роль государства заключается в том, чтобы при помощи политических решений и финансирования обеспечить функционирование и развитие как отрасли, так и образовательных учреждений. Схема взаимодействия государственных органов с образовательными учреждениями и отраслью может варьироваться в зависимости от условий конкретной страны, однако необходимо признать, что политика, определяемая на государственном уровне, оказывает всеобъемлющее влияние на решения образовательных учреждений об организации обучающих программ для подготовки специалистов-ядерщиков.
Тесное сотрудничество между отраслью, образовательными учреждениями и правительством в большинстве стран признается решающим фактором в усовершенствовании системы ядерного образования и привлечения в отрасль молодых талантов. Обмен информацией между академическими кругами и отраслью полезен для обеих сторон с различных точек зрения. Прежде всего, в этом случае знания и навыки, которыми обладают выпускники, более точно соответствуют потребностям отрасли, и соответственно, производственное обучение более полно ориентировано на требования будущих работодателей. Во-вторых, в результате диалога между академическими кругами и отраслью можно точнее определить возможности сотрудничества. Оно может выражаться в распределении выпускников на предприятия, совместных исследовательских проектах, выступлениях профессоров на предприятиях с лекциями, а также консультациях преподавательского состава с представителями отрасли.
Развитие человеческих ресурсов
Развитие и управление человеческими ресурсами – долгосрочный процесс, в котором необходимо обеспечить правильный баланс между спросом и предложением в сфере образования, найма и обучения персонала, как для текущих потребностей отрасли, так и для ее дальнейшего инновационного развития. В отношении развития человеческих ресурсов в ядерном секторе необходимо особо отметить следующее:
- технологическое развитие представляет собой непрерывный процесс, который необходим для поддержания существующих АЭС и других установок в надлежащем рабочем состоянии;
- для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС и других установок будет постоянно существовать спрос на специалистов-ядерщиков;
- сохранение знаний и компетенций по существующим технологиям будет являться важным аспектом ядерного образования в ближайшие десятилетия, что должно привести к усовершенствованию существующих и развитию новых применений ядерных технологий.
Основы ядерных технологий необходимо преподавать еще на уровне среднего образования. Это создаст следующие преимущества:
- молодежь проще привлечь в атомную отрасль, если она уже обладает некоторыми фундаментальными познаниями в этой области;
- значительный процент школьников делает выбор будущей профессии уже по окончании среднего образования, и полученные знания в ядерной области помогут им сделать выбор в пользу атомной отрасли;
- базовые ядерные знания помогут и тем, чья деятельность будет косвенно связана с атомной отраслью (политикам, экономистам, журналистам, как национального, так и мирового уровня).
Сотрудничество между образовательными заведениями и учреждениями профессиональной подготовки
Между образованием и профессиональным обучением существует незначительная, но важная разница. Образование покрывает потребность в сохранении полноты и непрерывности передачи знаний от поколения к поколению. По сути, это процесс, ориентированный на знания, в котором академические учебные заведения играют роль их поставщиков, а студенты – получателей. Профессиональное же обучение обычно понимается как процесс освоения того или иного навыка, который, в сочетании с необходимыми знаниями, обеспечит достижение необходимого результата. Профессиональное обучение – прикладной процесс, который осуществляют специализированные организации (которые одновременно могут являться и учебными заведениями) в роли поставщиков знаний и работники – их получатели.
Профессиональное обучение – непрерывный процесс, проходящий в отрасли. Оно необходимо для работников, имеющих как рабочие квалификации, так и вузовские дипломы. Окончание вуза свидетельствует о наличии у выпускника базовых знаний по таким дисциплинам, как физика, математика, вычислительная техника и т.д. Такие знания являются обязательным требованием для значительной части дальнейшего обучения в отрасли. Вузы могут сотрудничать с профессионально-техническими учебными заведениями, отраслью и правительством по организации дальнейшего обучения. Сотрудничество между образовательными учреждениями может также осуществляться и на международном уровне, выражаясь в создании национальных и международных образовательных сетей. В то же время сотрудничество между образовательными заведениями и учреждениями профессиональной подготовки может быть существенно улучшено.
Содержание образовательных программ
Атомная энергетика – мировая отрасль, где перемещение материалов и специалистов между странами является обычной практикой. Знакомство с содержанием программ обучения в других вузах и странах позволяет персоналу перемещаться без необходимости переэкзаменовки. В идеале, учебные планы всех курсов всех вузов должны быть общедоступны, с тем чтобы заинтересованные специалисты могли удостовериться в их достаточности для получения необходимого объема знаний с соответствующим оценками. Болонское соглашение, предусматривающее создание Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), представляет собой отличный пример реализации этого требования.
Потребность в образовании и обучении
Есть несколько ключевых требований, выполнение которых обеспечит получение работниками именно того образования и обучения, которое ожидает от них отрасль. В общих чертах их можно разделить на финансирование, материально-техническое обеспечение и наличие квалифицированных преподавателей.
Финансирование из правительственных или отраслевых источников требует по возможности наличия консенсуса по его поводу между парламентскими партиями, что позволит планировать выполнение долгосрочных задач, что необходимо для атомной отрасли. В настоящее время наблюдается рост как количества вузов, которые предлагают курсы по атомным специальностям, так и количества самих специальностей. Например, в Великобритании, где университеты либо возобновляют обучение по отраслевым специальностям, либо впервые их открывают. Кроме того, производятся вложения в материально-техническую базу вузов, что позволит обеспечить увеличение количества студентов по ядерным специальностям. Это отражает позицию правительств различных стран мира по отношению к возрастающей роли атомной энергетики.
Среди работников отрасли сейчас наблюдается выраженный «крен» в сторону предпенсионного возраста. Данный факт был отмечен еще несколько лет назад, и представители отрасли донесли его до вузов, которые, с учетом заявлений правительств о будущем расширении роли атомной энергетики, начали организацию новых и расширение существующих образовательных программ для специалистов-ядерщиков.
Начинается также реализация мероприятий, которые призваны зафиксировать и передать знания и опыт специалистов старшего возраста до их ухода на пенсию. К ним относится участие ведущих специалистов отрасли в образовательных программах в качестве лекторов, которые могут привести практические примеры использования ядерных технологий.
Правительство, академические круги и отрасль
Правительства могут оказывать поддержку определенным исследовательским и образовательным учреждениям путем финансирования исследовательских инициатив или правительственных департаментов.
Правительственное финансирование вузов также позволяет организовывать и поддерживать специальные образовательные программы. Административная и финансовая правительственная поддержка создания и развития образовательных сетей (вузы, предприятия и исследовательские институты) показала себя эффективным инструментом, применение которого следует рекомендовать в странах, где такие сети еще не созданы.
Атомная отрасль не всегда осознает важность роли, которую она должна играть в организации ядерного образования в вузах. Представители отрасли обычно называются две основные причины этому: предприятия часто рассматривают образование как сферу исключительной ответственности государства, а также обучают свои кадры непосредственно на рабочем месте и в связи с этим не видят потребности в сотрудничестве с учебными заведениями.
Однако эти аргументы лишают отрасль целого ряда преимуществ, которые могли бы быть получены в результате сотрудничества с вузами:
- если отрасль организует стипендиальные программы для ядерных специальностей, это стимулирует лучших студентов к выбору профессии в атомной энергетике и будет способствовать ранним контактам между студентами и отраслью;
- студенты могут проходить производственную практику и получать практический опыт работы на ядерной установке, либо им могут назначать такие темы дипломов, написание которых требует участия предприятий отрасли;
- специалисты-практики предприятий отрасли могут принимать участие в разработке и/или преподавании учебных программ вузов, иногда выступая в роли приглашенного профессора, лектора или исследователя (такая схема успешно применяется в нескольких странах, ее достоинство – обеспечение передачи не только явных, но и неявных и косвенных знаний);
- работники отрасли могут получать послевузовское образование, например, они могут посещать краткие или даже однодневные курсы повышения квалификации либо учиться в вечерней/заочной форме для получения диплома.
Ради справедливости необходимо заметить, что и сами вузы часто противятся «слишком активному» участию отрасли в учебном процессе и формировании программ. Однако они также могут получить значительные преимущества от взаимодействия с отраслью:
- участие будущего работодателя в определении учебных планов и программ;
- непосредственное общение преподавателей с представителями отрасли, способствующее более глубокому пониманию ее потребностей;
- налаживание связей, которые могут быть использованы для распределения выпускников, получения поддержки исследовательских проектов, обеспечения учебными материалами и т.д.
Обмен студентами и персоналом
При обмене студентами выигрывают обе стороны – как направляющая, так и принимающая, как на уровне вуза, так и всей страны, благодаря происходящему при этом обмену знаниями и развитию международных контактов.
Во многих развитых странах миграции студенчества и персонала могут создавать многочисленные возможности для обеих участвующих сторон. Несмотря на то, что при этом могут возникать проблемы, связанные с вопросами государственной и промышленной безопасности принимающей страны, или «утечкой мозгов» из направляющей, их значительно «перевешивают» преимущества в области обмена и сохранения знаний в области ядерного образования, которые приносит такая миграция.
Образовательные сети
Сети учебных заведений зарекомендовали себя как эффективный инструмент обмена специалистами и информацией, а также более полного использования имеющейся материально-технической базы. Они получили широкое признание как один из ключевых элементов стратегии создания потенциала в ядерной отрасли и более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов. Сети вузов стали важным элементом управления ядерными знаниями (образования и обучения). При этом они созданы на национальном (CIRTEN, UNENE, NTEC), региональном (ANENT, ENEN) и мировом (Всемирный ядерный университет, WNU) уровнях. Сети могут изначально создаваться на основе партнерских соглашений.
Рекомендуются дальнейшее развитие и расширение существующих сетей ядерного образования и поддержка их создания в тех регионах, которые ими пока не охвачены.
Качество образования и обучения
Для удовлетворения текущих и будущих потребностей атомной отрасли в персонале должного уровня квалификации необходимо обеспечить высокое качество образования и обучения. Нужна национальная система аккредитации, которая обеспечит соответствие всех учебных планов предъявляемым требованиям. Независимо от того, будет ли она осуществляться государственными органами, важно обеспечение соблюдения высоких стандартов. С увеличением мобильности персонала становится все более очевидно, что необходим единый международный подход, который позволил бы работодателю быть уверенным, что уровень образования и квалификации работника будет соответствовать предъявляемым требованиям независимо от того, в какой стране они получены. МАГАТЭ организует регулярные встречи, на которых рассматриваются программы и стандарты обучения разных стран, чтобы обеспечить их равноценность. Данную возможность могут использовать государства, планирующие создать собственную атомную энергетику, для определения состава и стандартов собственных программ ядерного образования.
Применение информационных технологий
Развитие интернет-технологий в сочетании с распространением широкополосной связи создали условия для развития новых методов образования и обучения. Многие из таких схем обучения являются удаленными, то есть студенту или работнику не нужно физически присутствовать на занятиях в вузе – он может получить доступ к обучающим материалам через Интернет. Другой вариант является смешанным: часть обучения ведется в режиме on-line, а часть – традиционно, с посещением лекций и занятий.
Заочное обучение позволяет студентам получить тот же объем знаний и квалификацию того же уровня, что и традиционные методы. Это обеспечивается сочетанием презентаций со звуковыми комментариями лектора, видеозаписями лекций и получением заданий в режиме on-line. Параллельно действуют интернет-форумы, с помощью которых происходит непосредственное общение преподавателей со студентами, а также между учащимися.
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в данной области – эффективный механизм для представления и обсуждения роли высшего ядерного образования в развитии человеческих ресурсов и создании национальной инфраструктуры для энергетических и неэнергетических применений ядерных технологий. Странам-участникам МАГАТЭ рекомендуется продолжить совместную работу по следующим направлениям:
- развитие распространения сведений о выполняемых в каждой стране работах, чтобы информировать другие государства;
- повышение участия стран в международных конференциях по ядерному образованию и обучению, таких как NESTet, CONTE и т.д.;
- инициирование определения признаваемых во всем мире требований и стандартов ядерного образования для их сопоставления с национальными стандартами;
- сравнительная оценка стандартов аккредитации, принятых в национальных ядерных программах с целью определения соответствий и расхождений по различным используемым критериям;
- создание национальных сетей ядерного образования и обучения для развития сотрудничества или присоединение к существующим международным сетям;
- совершенствование учебных материалов для подготовки специалистов-ядерщиков;
- участие в национальных и международных мероприятиях по ядерному образованию.
Авторы