Автор в своей статье рассматривает идею создания банка технологий и вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций для наименее развитых стран, которая была принята в Стамбульской программе действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 годов. Анализируются основные проблемы, с которыми сталкиваются наименее развитые страны в области науки, техники и инноваций.
В настоящее время многие развитые страны работают над созданием интеллектуалоемкой экономики, при этом акцент делается на развитие информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), средствах телекоммуникаций и традиционных средствах массовой информации. Быстрые темпы технического прогресса и снижение стоимости новых информационно-коммуникационных средств открыли для многих стран новые возможности для ускорения экономического роста и социального развития. Стремительное развитие в области информационных технологий в огромной степени облегчило создание общего рынка, а помимо стимулирования внутрирегиональной торговли, использование ИКТ ускоряет интеграцию различных географических регионов, в том числе наименее развитых стран (НРС), в мировую экономику.
НРС представляют собой особую категорию стран в мировом масштабе. В этих государствах предельно низкий уровень бедности, слаборазвитая экономика, человеческие и материальные ресурсы подвержены воздействию стихий. На сегодняшний день к НРС относятся 49 стран, также их называют «четвертым миром». Изменения в этот список вносятся Комитетом по политике в области развития каждые 3 года.
Термин «наименее развитые страны (НРС)» был введен ООН в 1971 году для стран с низким уровнем дохода, которые сталкиваются с крайне серьезными структурными препятствиями на пути к устойчивому развитию. В настоящее время для определения НРС используются три критерия: валовый национальный доход (ВНД) на душу населения (на 2013 год - менее 868 долларов США, в 2003 году – менее 750 долларов США), индекс человеческого капитала и индекс экономической уязвимости (состоит из индекса уязвимости и индекса потрясений).
Индекс человеческого капитала рассчитывается с помощью показателей: процентная доля населения, не получающего достаточного питания; показатель смертности детей в возрасте до 5 лет; общий показатель детей в средней школе; уровень грамотности взрослого населения. Индекс потрясений рассчитывается с помощью показателей: нестабильности экспорта товаров и услуг, количество жертв стихийных бедствий, нестабильность сельскохозяйственного производства. Индекс уязвимости рассчитывается с помощью показателей: численность населения, удаленность, концентрация товарного экспорта, доля сельского, лесного и рыбного хозяйства, доля населения, проживающего в низинных прибрежных районах.
Международное сообщество в свою очередь разрабатывает и принимает различные программы для поддержки таких государств. Впервые, в Брюсселе в 2001 г. была принята программа действий для социально-экономического развития НРС и развитие их людских ресурсов. В мае 2011 г. в Стамбуле прозвучала инициатива создания программы развития, поддержки и контроля НРС и была принята Программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011–2020 годов (Стамбульская программа действий).
В Стамбульской программе действий впервые было предложено создать к 2013 году специально для НРС новый институт - Банк технологий и вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и новейших достижений (далее – Банк технологий). Правительство Турции предложило разместить на своей территории штаб-квартиру Банка технологий - Международный центр науки, техники и инноваций. В связи с этим была создана целевая группа Канцелярией Высокого представителя по НРС, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам, чтобы обеспечить начало функционирования данного института. Целевая группа провела предметное исследование и к июлю 2013 года подготовила Доклад Генерального секретаря ООН «Банк технологий и вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций для наименее развитых стран».
В Стамбульской программе действий была поставлена цель - дать НРС возможность соответствовать критериям, необходимым для выхода из этой категории стран, к 2020 году, а также были закреплены восемь приоритетных направлений действий, а именно: «производственный потенциал, сельское хозяйство, продовольственная безопасность и развитие сельских районов, торговля, сырьевые товары, развитие человеческого потенциала и социальное развитие, множественные кризисы и другие назревающие проблемы, мобилизация финансовых ресурсов в целях развития и наращивания потенциала и ответственное управление на всех уровнях».
Для реализации этой программы от НРС потребуются структурные преобразования, в том числе технологический скачок, большое количество времени (возможно, несколько десятилетий), переход на новые технологии. Чтобы помочь им справиться с этой труднейшей задачей, потребуется создать Банк технологий с соответствующей структурой и задачами.
Цель создания Банка технологий - улучшение научно-исследовательской и инновационной базы НРС, содействие контактам между учеными и научно-исследовательскими учреждениями, оказание им помощи в получении доступа к необходимым технологиям и их использовании, а также объединение двусторонних инициатив и поддержки, оказываемой многосторонними учреждениями и частным сектором, в дополнение к существующим международным инициативам.
В Докладе Генерального секретаря ООН были определены факторы успешной работы механизма содействия развитию технологий для НРС, а именно:
- устранение недостатков на всех этапах технологического цикла (научные исследования, опытно-конструкторские разработки и испытания, формирование рынка и внедрение);
- содействие появлению и развитию глобального проекта сотрудничества в поддержку НРС с привлечением всех заинтересованных правительств, включая частный сектор и научные круги;
- активизация передачи технологий НРС по линии Север-Юг и Юг-Юг;
- прагматическое и сбалансированное решение проблем, связанных с ограничениями в области интеллектуальной собственности, в целях защиты интересов НРС и правообладателей;
- обеспечение участия НРС в международных исследованиях, разработках и испытаниях;
- налаживание партнерских отношений в целях более эффективной координации и поддержки осуществления международных обязательств, касающихся технологий, в интересах НРС.
Структура Банка технологий предлагается следующая: «a) банк патентов, который будет обеспечивать НРС доступ к соответствующим технологиям и возможность их использования; b) вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций, который будет способствовать развитию научно-технической и инновационной базы НРС; с) депозитарный фонд научно-технических исследований, который будет содействовать созданию глобальной сети контактов между исследователями и исследовательскими учреждениями из НРС».
Наука, техника и инновации в НРС до сих пор находятся на очень низком уровне. В 2011 году расходы большинства этих стран на исследования и разработки составили близкую к нулю долю их ВВП. Если члены ОЭСР в 2010 году потратили на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в среднем 2,3 % ВВП, то в наименее развитых странах эта доля была очень маленькая. Например, в 2009 году Буркина-Фасо потратила на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки 0,2 % ВВП; Эфиопия в 2010 году — 0,24 %; Гамбия в 2009 году — 0,016 %; Лесото в 2009 году — 0,029 %; Мадагаскар в 2009 году — 0,14 %; и Уганда в 2009 году — 0,41 %. Причины такого положения – это нехватка ресурсов, слабая научная база, нехватка собственного научно-исследовательского и опытно-конструкторского потенциала, что делает эти страны зависимыми от приобретения новых технологий за рубежом.
О развитии науки говорит и тот факт, что количество научных публикаций в этих странах ничтожно мал. По данным Института научной информации, в 2009 году количество статей, опубликованных в научно-технических журналах авторами из НРС, насчитывало 1398, в 2001 году - 874. В то время как в 2009 году Аргентина опубликовала 3655 статей, Индия — 19 917, Соединенные Штаты Америки — 208 600, Канада — 29 016. Не лучше обстоит ситуация и с количеством патентных заявок, которые жители НРС подают у себя в стране. В 2011 году в НРС подали 176 заявок, тогда как в 2001 году - 293. Среднее число заявок за период 2001–2011 годов было 302, что очень мало по сравнению с другими странами: за 2011 год в Румынии было подано 1597 заявок, в Казахстане — 1821, в Беларуси — 2368, в Индии — 15 717, в Турции — 5265, в Мексике — 1863, в Малайзии — 1927.
При этом для создания своего собственного научно-технического и инновационного потенциала и применение его в серийном производстве НРС потребуется большое количество времени, усилий, денег, долгосрочных инвестиций на протяжении, как минимум, полутора десятилетий. Вследствие хронической недоразвитости систем исследований и разработок НРС необходимо будет, особенно на первых этапах модернизации промышленности – освоение уже существующих технологий, для чего в местных условиях необходим определенный уровень технического развития. Для этого нужно будет создать каналы передачи технологий, к которым ООН относит импорт и прямые иностранные инвестиции. Структурные проблемы платежного баланса наименее развитых стран и обусловленная ими серьезная ограниченность возможностей импорта сдерживают передачу технологий. Это еще и усугубляется небольшой долей НРС в мировом объеме прямых иностранных инвестиций. Решение данной проблемы видится в укрепление инновационного потенциала путем адаптации и освоения зарубежных технологий, а также развития собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности НРС.
Основная идея создания банка технологий заключается в том, что научно-техническая система состоит из дополняющих друг друга участников, которые должны сотрудничать и поддерживать друг друга через доступ к высокоскоростному Интернету, который будет способствовать проведению исследований и участию исследователей из НРС в международном научном сообществе в современном мире. В свою очередь, специалисты-практики из НРС будут осваивать научно-технические методы для решения конкретных практических проблем. В тех случаях, когда это будет касаться применения патентованных средств или изобретений, специалистам-практикам из НРС понадобится эффективный способ доступа к соответствующей интеллектуальной собственности на приемлемых или льготных условиях, а также механизмы защиты переданной им интеллектуальной собственности и на случай, когда правообладатели из НРС создают нечто новое или совершенствуют старое изобретение. Например, в настоящее время эфиопские производители кофейных зерен добиваются присвоения своему высоко котирующемуся на рынке продукту географического указателя, с тем, чтобы получать прибыль от наценки, которую забирают себе иностранные посредники. Другие наименее развитые страны, такие как Руанда, ведут научные исследования с целью повысить качество своих кофейных зерен, которые уже относятся к высшему сорту. В то же время на самом базовом уровне это связано с прикладной наукой. Для этого необходим новый вспомогательный механизм, который будет способствовать коммерциализации новых научно-технических достижений НРС или усовершенствованных ими существующих технологий.
Для создания такого вспомогательного механизма за последнее десятилетие сложилось ряд предпосылок, а именно: был создан с участием четырех специализированных учреждений ООН государственно-частное партнерство “Research4Life”, в рамках которого уже функционирует банк технологий, и которое может быть расширено с помощью других заинтересованных международных организаций. Были проложены подводные оптоволоконные кабели вокруг Африки, американского континента и в Южную и Юго-Восточную Азию, в связи, с чем НРС, не имевшие высокоскоростного доступа в Интернет, теперь могут участвовать в глобальном научно-техническом сотрудничестве. Оказывается помощь НРС в преодолении традиционных барьеров в области интеллектуальной собственности. Появление глобальных инициатив для НРС, в том числе в областях здравоохранения, продовольственной безопасности и сельского хозяйства, водных ресурсов, противодействия изменению климата, устойчивой энергетики и гендерных вопросов, которые открывают целый ряд возможностей для взаимодействия в рамках механизма по вопросам науки, техники и инноваций. В последнее время растет заинтересованность глобальных инвесторов в «пограничных рынках», налаживается сотрудничество Юг-Юг и трехстороннее сотрудничество, позволяющее НРС перенимать опыт стран с переходной экономикой.
Структура банка технологий. I.Банк патентов. Сторонники расширения доступа к защищенной патентами интеллектуальной собственности для НРС выступают за создание централизованных технологических консорциумов или механизма лицензирования, которые смогут обеспечить доступ к соответствующей интеллектуальной собственности на определенных льготных условиях для дальнейшего ее использования учреждениями и исследователями из НРС. Так, например, предложение Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) заключалось в том, чтобы «создать банк лицензионных технологий, который будет предлагать предприятиям в НРС лицензии по субсидированной ставке с выплатой внешним фирмам отчислений по рыночной ставке, а разница будет компенсироваться соответствующими правительствами НРС или донорами».
В свою очередь, Международный институт по вопросам интеллектуальной собственности также предложил, чтобы индивидуальные правообладатели могли бы без получения взамен авторских отчислений выдавать лицензии на определенную интеллектуальную собственность такому механизму, как банк патентов, при условии, что права на эту интеллектуальную собственность будут охраняться, а область ее использования будет ограничена НРС. В этом случае банк патентов сможет обеспечить практическую техническую помощь со стороны патентообладателей, которая может в итоге принести пользу самим компаниям-донорам — как крупным корпорациям, так и малым и средним предприятиям. Если лицензии будут оформлены так, чтобы позволить донорам зарабатывать на улучшениях или производных инновациях, продавая продукцию на собственных рынках, то в таких случаях лицензии могут предусматривать выплату отчислений изобретателям из НРС за внесенные ими улучшения. В свою очередь банк патентов мог бы вести переговоры по соответствующим условиям от имени изобретателей из НРС и предоставлять консультации и услуги в области сбыта. А также банк патентов мог бы включать механизм по арбитражному решению споров, возникающих в связи с лицензионными соглашениями, находящимися в его ведении. Такая схема позволила бы исследователям из НРС модифицировать патентованные технологии для решения конкретных задач в своих странах. Кроме того, если ученые из НРС изобретают что-то, что можно применять во всем мире, у них, как правило, отсутствуют возможность для получения патента на свои изобретения, их серийного производства и сбыта, а предлагаемый механизм дал бы им такую возможность.
В то же время создание с нуля полноценной системы защиты прав интеллектуальной собственности – банка патентов - для большинства НРС это неподъемная задача, особенно с учетом того, что полные преимущества защиты этих прав столь абстрактны и нереализуемы в ближайшей перспективе в их экономических условиях. Вместо этого они могли бы постепенно выстраивать общую правую базу по мере получения выгод от созданной у себя интеллектуальной собственности. При этом банк патентов мог бы включать резервный фонд для выплаты правообладателям компенсации в тех случаях, когда арбитражный механизм признает факт злоупотребления переданной интеллектуальной собственностью.
II.Вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций. Необходимость в создании такого механизма была вызвана тем, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вышли на международный уровень, а это потребовало создания значительного местного потенциала в отношении приобретения и адаптации технологий. Кроме того, ключевыми факторами стали научная инфраструктура и человеческий капитал. Деятельность, проводимая на базе механизма, и оказываемые в его рамках услуги помогут восполнить недостаток потенциала
НРС. В настоящее время многие из самых насущных проблем в мире, с которыми сталкиваются НРС, связаны с вмешательством науки в природу (например, сельское хозяйство, здравоохранение и фармацевтика, устойчивая энергетика или меры по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий). В рамках механизма в области науки, техники и инноваций можно задействовать эти возможности для оказания поддержки процессу разработки эффективных стратегий в указанной области и создания институтов в НРС.
В то же время необходимо учитывать, что академические институты НРС повсеместно сталкиваются с материальными трудностями, в особо неблагоприятном положении находятся факультеты естественных и технических дисциплин, что вызвано высокими затратами на оборудование и текущими расходами. Для устранения этой проблемы необходим скоординированный подход, который позволит привлечь финансовые ресурсы и материальную поддержку со стороны как традиционных, так и новых доноров.
С более практической точки зрения механизм мог бы принести большую дополнительную пользу посредством проведения учебных и наставнических программ, обучающих деловым и предпринимательским навыкам специалистов, работающих в государственных и частных структурах в НРС, а также ученым. Механизм мог бы научить ученых в НРС, которые могут заинтересоваться идеей продажи своих исследований, как подготовить бизнес-план, способный привлечь потенциальных инвесторов.
На институциональном уровне в рамках механизма также можно было бы консультировать высшие учебные заведения НРС и оказывать им содействие по вопросам создания бизнес-инкубаторов на их территориях. При этом механизм может оказать практическую помощь в уменьшении разрыва между потенциалом партнеров при помощи национальных объединений научно-исследовательских и академических институтов.
В рамках механизма планируется создать функциональный юридический отдел, который будет проводить переговоры от имени входящих в механизм учреждений из НРС. Практически каждое соглашение между вузами в развитых странах включает в себя приложение, регулирующее пропорциональность права владения новыми результатами интеллектуальной деятельности, которые производятся в рамках их сотрудничества, или распределение этих результатов. У ученых из НРС, как правило, не хватает подобных правовых ресурсов, и им следует полагаться на поддержку вспомогательного механизма по вопросам науки, техники и инноваций.
III. Научно-технический депозитарный фонд. Впервые идея создания научно-технического депозитария была апробирована программой ООН “Research4Life”, которая представляет собой инновационное государственно-частное партнерство между четырьмя учреждениями ООН (Всемирная организация здравоохранения, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Всемирная организация интеллектуальной собственности), международными издательствами, размещающими в сети Интернет публикации в научно-технической области, и рядом технических партнеров, включая «Майкрософт». Эта инициатива создала прочную основу, которая в течение десяти последних лет расширялась и эффективно использовалась. Таким образом, инициатива предлагает уникальную возможность для создания научно-технического депозитарного фонда в рамках банка технологий, с тем чтобы преимуществами этой программы пользовались не только действующие партнерские учреждения ООН, но также и многосторонние организации, занимающиеся вопросами развития и технологий.
Что касается разработки механизмов самой организации, функций, структуры управления, финансирования и комплектования штата банка технологий необходимо будет провести ряд обширных консультаций с заинтересованными сторонами. Структура управления банком технологий будет зависеть от характера его организации. При этом лидирующие функции в процессе управления банком технологий, как ожидается, возьмут на себя страна-инициатор этой идеи Турция, НРС и Канцелярия Высокого представителя по наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам.
Создание банка технологий позволит НРС создать прочную научно-техническую базу, предпосылки для быстрого экономического развития и более активной интеграции в мировой рынок. Для эффективности работы банка технологий необходимо обеспечить заинтересованность участия в нем как развитых стран и международных организаций, так и ТНК, а также малый и средний бизнес и академические круги различных государств.
Наименее развитые страны на 2003 год
Пороговые показатели для включения в перечень наименее развитых стран следующие:
- население – менее 75 миллионов человек;
- валовый национальный доход (ВНД) на душу населения – менее 750 долл. США;
- индекс человеческого капитала (ИЧК) – менее 55;
- процент населения, перемещенного в результате стихийных бедствий (ИЭУ измененный) – более 38;
- индекс экономической уязвимости (ИЭУ) – более 37.
№ | Страна | Население, 2002(в млн.) | ВНД на душу населения (долл. США) | ИЧК | ИЭУ | ИУЭ (изм.) |
1 | Афганистан | 23,3 | 523 | 11,6 | 50,1 | 49,0 |
2 | Ангола | 13,9 | 447 | 25,6 | 48,5 | 46,8 |
3 | Бангладеш | 143,4 | 363 | 45,3 | 22,9 | 29,5 |
4 | Бенин | 6,6 | 367 | 40,2 | 57,0 | 56,4 |
5 | Бутан | 2,2 | 600 | 40,4 | 40,6 | 41,0 |
6 | Буркина-Фасо | 12,2 | 217 | 26,5 | 49,3 | 47,0 |
7 | Бурунди | 6,7 | 110 | 19,7 | 53,8 | 49,6 |
8 | Камбоджа | 13,8 | 263 | 44,5 | 49,7 | 48,1 |
9 | Кабо-Верде | 0,4 | 1323 | 72,0 | 55,5 | 56,7 |
10 | ЦАР | 3,8 | 277 | 29,9 | 43,1 | 42,0 |
11 | Чад | 8,4 | 203 | 26,1 | 59,2 | 56,6 |
12 | Коморские Острова | 0,7 | 387 | 38,1 | 59,1 | 58,7 |
13 | Демократическая Республика Конго | 54,3 | 100 | 34,3 | 40,8 | 42,3 |
14 | Джибути | 0,7 | 873 | 30,2 | 48,6 | 49,5 |
15 | Экваториальная Гвинея | 0,5 | 743 | 47,2 | 64,4 | 55,8 |
16 | Эритрея | 4,0 | 190 | 32,8 | 51,7 | 50,2 |
17 | Эфиопия | 66,0 | 100 | 25,2 | 42,0 | 40,7 |
18 | Гамбия | 1,4 | 340 | 34,0 | 60,8 | 56,5 |
19 | Гвинея | 8,4 | 447 | 30,3 | 42,1 | 40,0 |
20 | Гвинея-Бисау | 1,3 | 170 | 31,2 | 64,6 | 60,7 |
21 | Гаити | 8,4 | 493 | 35,3 | 41,7 | 43,5 |
22 | Кирибати | 0,1 | 923 | 67,5 | 64,8 | 60,4 |
23 | Лаосская Народно-Демократическая Республика | 5,5 | 297 | 46,4 | 43,9 | 43,4 |
24 | Лесото | 2,1 | 573 | 45,4 | 44,2 | 44,5 |
25 | Либерия | 3,3 | 285 | 38,7 | 63,1 | 58,3 |
26 | Мадагаскар | 16,9 | 253 | 37,9 | 21,6 | 27,0 |
27 | Малави | 11,8 | 177 | 39,0 | 49,0 | 49,4 |
28 | Мальдивские Острова | 0,3 | 1 983 | 65,2 | 33,6 | 37,5 |
29 | Мали | 12,00 | 230 | 19,9 | 47,5 | 45,4 |
30 | Мавритания | 2,8 | 377 | 38,2 | 38,9 | 37,7 |
31 | Мозамбик | 19,0 | 220 | 20,0 | 35,6 | 39,2 |
32 | Мьянма | 49,0 | 282 | 60,0 | 45,4 | 45,6 |
33 | Непал | 24,2 | 240 | 47,1 | 29,5 | 31,0 |
34 | Нигер | 11,6 | 180 | 14,2 | 54,1 | 53,1 |
35 | Руанда | 8,1 | 230 | 34,1 | 63,3 | 59,6 |
36 | Самоа | 0,2 | 1 447 | 88,80 | 40,9 | 50,8 |
37 | Сан-Томе и Принсипи | 0,1 | 280 | 55,8 | 41,8 | 37,0 |
38 | Сенегал | 9,9 | 490 | 38,1 | 38,4 | 38,8 |
39 | Сьерра-Леоне | 4,8 | 130 | 21,7 | 45,7 | 43,3 |
40 | Соломоновы Острова | 0,5 | 657 | 47,3 | 46,7 | 49,1 |
41 | Сомали | 9,6 | 177 | 8,5 | 55,4 | 53,1 |
42 | Судан | 32,6 | 333 | 46,4 | 45,2 | 46,5 |
43 | Объединенная Республика Танзания | 36,8 | 263 | 41,1 | 28,3 | 30,2 |
44 | Того | 4,8 | 293 | 48,6 | 41,5 | 42,8 |
45 | Тувалу | 0,01 | 1 383 | 63,7 | 70,3 | 67,3 |
46 | Уганда | 24,8 | 297 | 39,8 | 43,2 | 41,6 |
47 | Вануату | 0,2 | 1 083 | 57,4 | 44,5 | 46,4 |
48 | Йемен | 19,9 | 423 | 46,8 | 49,1 | 49,0 |
49 | Замбия | 10,9 | 317 | 43,4 | 49,3 | 47,6 |
Использованные материалы:
Доклад Комитета по политике в области развития о работе шестнадцатой сессии (24-28 марта 2014 года), Е/2013/33
Доклад Комитета по политике в области развития о работе его пятой сессии (7-11 апреля 2003 года), Е/2003/33
Доклад Генерального секретаря ООН по вопросу «Банк технологий и вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций для наименее развитых стран», 29 июля 2013г., А/68/217
Брюссельская программа действий, 2001 год, A/CONF.191/13, глава II
Доклад четвертой Конференции ООН по наименее развитым странам, Стамбул, Турция, 9-13 мая 2011 года (А/CONF.219/7)
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, The Least Developed Countries Report 2010: Towards a New International Development Architecture for LDCs (Доклад о наименее развитых странах за 2010 год: к новой международной архитектуре развития в интересах НРС) (http://unctad.org/en/Docs/ldc2010_en.pdfexternal link, opens in a new tab).
веб-сайт организации «Глобальные инновации в науке и технике» http://gist.crdfglobal.org/gist-programs/business-plan-competitionexternal link, opens in a new tab
официальный сайт Всемирного банка www.worldbank.orgexternal link, opens in a new tab
Официальный сайт ООН www.un.orgexternal link, opens in a new tab