25 сентября на платформе Zoom состоялась онлайн-встреча экспертов и читателей портала «Комплексная утилизация АПЛ» по теме «Уникальный опыт и важность экологической реабилитации ядерных объектов Северо-запада РФ».
Данная встреча была продиктована возросшим общественным интересом к тематике экологического, экономического и технологического развития российской Арктики в целом, и рядом уникальных и важных успехов российских и международных специалистов по реабилитации ядерного наследия бывших береговых баз ВМФ РФ, в частности.
В мероприятии приняли участие более 40 участников – читатели портала, а также специалисты из Курчатовского института, СевРАО, ИБРАЭ РАН, НИКИЭТ, НПП «Доза», Спецтехкомплекта, НТЦ ЯРБ, Ядерного общества Казахстана и студенты НИЯУ «МИФИ».
В рамках онлайн-встречи были представлены и обсуждены следующие вопросы:
- обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в Северо-западном регионе России;
- экологическая реабилитация бывших береговых баз ВМФ в Гремихе, губе Андреева и Сайда-губе.
Об истории работ в этом направлении и о современном состоянии дел рассказали Анатолий Александрович Захарчев, руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Госкорпорации «Росатом» и Анатолий Владимирович Григорьев, руководитель проектов международной технической помощи Центра международных программ и проектов в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом».
Анатолий Захарчев в своём вступительном слове сообщил о знаменательном событии – в конце сентября 2020 года в бухте Разбойник Приморского края пришвартовалось судно «Дежнёв», которое доставило с Камчатки последние радиоактивные отходы, оставшиеся от базировавшегося там атомного флота. Несколько ранее была завершена продолжавшаяся около двух лет работа по вывозу с Камчатки реакторных блоков АПЛ.
«Сейчас Камчатский край окончательно очищен и от твердых радиоактивных отходов (ТРО), таким образом, окончательно ликвидирована очередная «горячая точка» ядерного наследия», – отметил Анатолий Захарчев.
Далее Анатолий Григорьев представил обзор стратегии и планов по обращению с ОЯТ и РАО в Северо-западном регионе России.
Эти работы начались с принятия постановления Правительства РФ №518 1998 года об ускоренной утилизации АПЛ, а впоследствии и о реабилитации ядерно и радиационно-опасных объектов. Это решение было доверено Росатому (на тот момент – Министерство по атомной энергии).
Масштабы ядерного наследия в тот период были значительные. В частности, требовался массовый вывод из эксплуатации 197 атомных подводных лодок, а также около 1000 РИТЭГов. Из проблем, которые имелись – отсутствие инфраструктуры на предприятиях для утилизации АПЛ; накопленное ОЯТ и РАО не обеспечивалось безопасным хранением и обращением; наличие аварийных АПЛ, судов, береговых объектов, а также дефектного ОЯТ; наличие затопленных в акватории Арктики опасных объектов. Так, на 9 различных предприятиях Северо-западного региона находились 106 подлежащих утилизации АПЛ (83 в Мурманской области и 24 в Архангельской).
В 2002 году на саммите «Большой восьмёрки» в Кананаскисе было принято решение о привлечении средств международных доноров. Это решение называли также «10+10 на 10», т.е. 10 млрд долларов выделяют США, 10 млрд – другие страны «восьмёрки», срок реализации программы – 10 лет. Далее был сформирован стратегический мастер-план (СМП), в котором определены приоритеты – какие из задач следует решать в первую очередь, а какие можно отложить на более поздний срок. Из этого мастер-плана, в свою очередь, вытекали Федеральная целевая программа по ядерной и радиационной безопасности (ФЦП ЯРБ) и пришедшая ей на смену после её завершения ФЦП ЯРБ-2.
Были определены 7 направлений сотрудничества по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. В результате реализации этих проектов:
- суммарная накопленная активность в регионе снизилась с 11,1 МКи в 2004 году до 5,09 МКи в 2020 году. При этом если в начале основная часть радиации была на АПЛ, сейчас – на пунктах хранения;
- утилизированы 199 из 206 АПЛ, подлежащих утилизации (здесь и далее – в сумме по Северо-западному и Дальневосточному регионам);
- утилизированы 10 из 16 судов атомного технологического обслуживания (АТО);
- направлено на переработку 94,5 из 129,8 тонн ОЯТ АПЛ;
- переработано 6010 из 6510 кубометров ЖРО;
- кондиционировано 10016 из 30010 кубометров ТРО.
Главной задачей было создать производственные мощности для решения задач ядерного наследия. Такие мощности в Северо-западном регионе были созданы на трёх основных объектах. Каждая из стран – доноров взяла на себя ответственность за финансирование того или иного объекта. Так, работы в Гремихе шли при поддержке Франции, в губе Сайда – при поддержке Германии, на наиболее сложном объекте – в губе Андреева – при поддержке сразу ряда доноров: Италия, Норвегия, Швеция, Великобритания, США, ЕБРР. Важно, что только после того, как доноры признают тот или иной предлагаемый подход безопасным, они выделяют финансирование.
Из наиболее крупных единиц поставленного оборудования – два плавдока с портальными кранами («Итарус» на Северо-западе и «Сакура» на Дальнем Востоке), что позволило обеспечить прорыв в деле постановки реакторных отсеков на стапельную плиту и их последующей разделке. К 2022 году разделка реакторных блоков будет закончена и все они будут на земле. Также очень большое количество самого различного оборудования для создания инфраструктуры по выгрузке ОЯТ было поставлено на губу Андреева.
Назначение трёх упомянутых объектов было следующее:
- губа Сайда – формирование и хранение блоков реакторных отсеков АПЛ, создание центра кондиционирования РАО;
- губа Андреева – извлечение и вывоз накопленного ОЯТ, удаление РАО, реабилитация территории;
- Гремиха – разборка ОВЧ реакторов АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем, удаление РАО, реабилитация территории.
В губе Андреева создана береговая инфраструктура по обращению с ОЯТ. Выгружено и вывезено 11 эшелонов с ОЯТ из намеченных 37, окончание работ по вывозу ОЯТ и реабилитации территории намечено на 2028 год. Из Гремихи вывезены 900 ОТВС реакторов ВВР (100%, включая дефектное) и 744 кубометров ТРО; из 11 ОВЧ с ЖМТ разобраны 4, окончание работ намечено на 2023 год. Опыт, полученный в Гремихе, был повторён на Дальнем Востоке, и в 2014 году всё ОЯТ, выгруженное с дальневосточных АПЛ, также было отправлено на ПО «Маяк», т.е. создана безъядерная зона.
В губе Сайда размещены 120 реакторных отсеков АПЛ и 7 блок-упаковок надводных судов с ЯЭУ (вместимость ПХРО – 178 реакторных отсеков и упаковок), создан региональный центр по переработке и хранению РАО суммарной мощностью 48 тыс кубометров ТРО. По линии ФГУП «Атомфлот» ведутся работы по утилизации ледоколов «Арктика» и «Сибирь», плавтехбаз «Лепсе» и «Володарский».
Лидером по работам по утилизации АПЛ на Северо-западе является судоремонтный завод «Нерпа», где создана инфраструктура для утилизации АПЛ: утилизированы 46 АПЛ различных проектов, сформированы 77 реакторных блоков (из них 29 за счёт доноров), проведено 15 транспортировок реакторных отсеков в Сайду. Практически полностью решена задача снятия и демонтажа РИТЭГов, вместо них установлены альтернативные источники питания.
В настоящее время основная часть помощи со стороны иностранных доноров завершается. Из продолжающихся работ с донорами: в Северо-западном регионе ведётся закупка оборудования для выгрузки ОЯТ из здания 3А (по линии ЕБРР); комплекс по переработке ЖРО (Италия); до 2022 г. – реализуются 3 договора с Норвегией по подготовке к вывозу ОЯТ из губы Андреева.
Как сообщили специалисты, на предстоящий период 2020-2027 гг планируется:
- утилизация 7 АПЛ (3 – в Северо-западном и 4 в Дальневосточном регионах), утилизация 4 атомных ледоколов, 1 надводного корабля с ЯЭУ и 8 судов АТО,
- размещение на долговременное хранение 15 реакторных отсеков (3 – в Северо-западном и 12 в Дальневосточном регионах);
- извлечение, транспортирование и переработка 35,3 тонны ОЯТ,
- реабилитация 59 тыс. кв. метров территории и реабилитация 6 затопленных объектов.
Задача на период до 2030 года, и, возможно, после 2030 года – полная реабилитация территорий береговых технических баз.
Если оценивать результаты работ по решению проблем «ядерного наследия» в процентах, то можно сказать, что по утилизации АПЛ задачи выполнены на 90%, по ликвидации радиоактивности – на 50%, что же касается вывода из эксплуатации зданий и реабилитации территорий, то эта работа сейчас находится практически в начальной стадии.
Далее онлайн-встреча продолжилась ответами специалистов из Росатома на многочисленные вопросы слушателей.
Один из них – какой из проектов, реализованных в ходе программы утилизации АПЛ, был самым сложным. По мнению Анатолия Григорьева, таковой оказалась утилизация АПЛ класса «Альфа» с жидкометаллическим теплоносителем, который согласно мастер-плану был отнесён к «отложенному решению», т.е. на неопределённый срок. Но по мере накопления опыта по утилизации АПЛ, при участии ОКБ «Гидропресс», МИФИ, ОКБМ им. Африкантова, Комиссариата по атомной энергии Франции и др. были разработаны, во-первых, решения по нормализации радиационной обстановки, во-вторых, план обращения с реакторами. Из АПЛ, которая была подготовлена к затоплению, был изъят атомный реактор, перевёрнут, оттуда был слит замороженный теплоноситель и затем разобрана активная зона, размещена в контейнеры и отправлена на переработку. Это пример, показывающий, что специалисты атомной отрасли способны решать любые задачи, чтобы накопленные проблемы не оставлять потомкам, а решать собственными силами.
«Мы не оставляем потомкам тех проблем, которые достались нам», – резюмировал Анатолий Захарчев.
Был задан вопрос, что происходит с радиоактивными отходами, которые неизбежно возникают в ходе работ по утилизации АПЛ. Анатолий Захарчев пояснил, что часть этих РАО размещается в реакторных отсеках, другая часть передаётся в центр кондиционирования РАО в губе Сайда, запущенный в 2014 году, который сегодня является крупнейшим в Европе (перерабатывает 900 кубометров в год, проектная мощность – 1300 кубометров в год). В итоге на берегу на открытых площадках никаких РАО не осталось.
Ряд вопросов касались дальнейшего использования созданной инфраструктуры (в частности, береговых баз выгрузки топлива с АПЛ на заводах «Звезда» и «Звёздочка»), которая в своё время применялась при утилизации АПЛ, а теперь, когда почти все АПЛ уже утилизированы, то ей нужно искать другое применение. Как отметил Анатолий Захарчев, береговые технические базы (БТБ), построенные за счёт средств международной технической помощи были созданы для того, чтобы ускорить процесс выгрузки ОЯТ. За время реализации программы там выгружалось до 18-20 реакторов в год. Сейчас выгружается около 1-2 реактора в 2 года. На сегодняшний день оба комплекса остались. Оборудование, которое было поставлено донорами – часть его была демонтирована и передана на хранение, а береговые технические комплексы остались и по согласию сторон остались в ожидании возможных дальнейших работ. Что же касается цехов по переработке РАО, использовавшиеся при утилизации АПЛ, то возможно их перепрофилирование под работу с более широким ассортиментов отходов, в том числе не обязательно именно радиоактивных (например, бытовых или отходов I-II классов опасности). Это перепрофилирование большой проблемы не составит, т.к. если они умеют обращаться с такими опасными отходами, как радиоактивные, то и с менее опасными также справятся.
На вопрос, насколько защищены сотрудники в опасной зоне, Анатолий Захарчев рассказал, что ФМБА ежегодно проверяет все площадки и уровень защиты персонала. За все годы инцидентов и тем более переоблучения не было, т.к. имеется жёсткий строгий учёт и контроль. Кроме того, используются технологии дистанционного извлечения ОЯТ и РАО без непосредственного присутствия человека. Отсюда вытекал следующий вопрос: как новые технологии робототехники и удалённого управления помогли реализовать проекты, в частности, в здании №5 в губе Андреева и на ПТБ «Лепсе».
В отношении здания №5 наилучший вариант предложил «Спецтехкомплект», который уже заинтересовал и другие предприятия Росатома, и даже зарубежных коллег. На «Лепсе» основной массив топлива уже выгружен, остались только 19 ОТВС в кессонах, которые в 2021 году будут извлечены, и в 2022 году будет сформирована блок-упаковка, которая будет направлена в губу Сайда. Там также есть здание-пристройка, через которую ведутся телеуправляемые операции. Перед началом работы на сложном объекте всегда создаются стенды, имитирующие реальные объекты, на которых происходит отработка работы оборудования и персонала. Например, в случае выгрузки 6 ОТВС в губе Андреева подготовительные работы длились 2 года, а сама работа по извлечению выполнена за 12 дней.
В завершении живой дискуссии, обсуждаемые темы дополнили Михаил Натанович Кобринский (ИБРАЭ) и Николай Янович Книвель (Курчатовский институт). Итоги встречи подвели Анатолий Григорьев и Анатолий Захарчев.
«Новый формат живой и открытой онлайн-встречи – удобный и актуальный, и мы готовы поддерживать такое общение и далее, отвечать на интересующие вопросы и вместе достигать тех результатов, которые перед нами стоят», – отметил в завершении встречи Анатолий Григорьев.