Существующие подходы к оценке финансовой адекватности вывода из эксплуатации и обращения с радиоактивными отходами, основанные на линейном дисконтировании предполагаемых будущих затрат, следует дополнить более широким «круговым» подходом, предлагается в новом исследовании Агентства по ядерной энергии при ОЭСР (NEA). В докладе говорится, что этот подход отражает то, что между сегодняшними решениями и будущими потребностями в финансировании будут иметь место различного рода изменения.
Новое исследование “Обеспечение адекватности механизмов финансирования для вывода из эксплуатации и обращения с радиоактивными отходамиexternal link, opens in a new tab” состоит из концептуальной структуры, тематических исследований 12 стран-членов ОЭСР по их механизмам финансирования, а также некоторых лучших руководящих принципов. Доклад фокусируется на взаимозависимости затрат и потребностей в финансировании, с одной стороны, и изменениях в ядерной политике, таких как долгосрочная эксплуатация или преждевременные остановы, а также технический прогресс, с другой.
«Мы стоим на пороге нового рассмотрения во всем мире использования атомной энергии для борьбы с угрозой изменения климата, наряду с другими формами энергии», - отметил генеральный директор NEA Уильям Мэгвуд во время вебинара, посвященного презентации нового исследования, - «Это время большой неопределенности, потому что у нас внедряются новые технологии. У нас есть идея строительства новых атомных станций. Но для того, чтобы двигаться в этом направлении, мы должны показать миру, что знаем, как обращаться с нашим наследством - завершающей стадией топливного цикла, выводом из эксплуатации и обращением с радиоактивными отходами. Тот факт, что в умах общественности и некоторых политиков существует некоторая неуверенность по этому поводу, является причиной подготовки этого исследования».
Четыре главных причины нового исследования NEA
NEA заявляет, что сейчас хорошее время для обсуждения достаточности финансирования деятельности по выводу из эксплуатации и обращению с радиоактивными отходами по крайней мере по четырем ключевым причинам:
- по мере старения существующих АЭС у многих энергоблоков в ближайшие годы закончится срок действия их первоначальных лицензий на эксплуатацию, и решения по их дальнейшей эксплуатации будут сильно различаться в разных странах ОЭСР;
- изменения в макроэкономической среде ставят под сомнение многие предположения, на которых до недавнего времени основывались дискуссии о финансировании;
- в ряде стран ОЭСР уже происходят изменения в механизмах финансирования;
- вывод из эксплуатации и, в частности, обращение с радиоактивными отходами, остаются очень деликатными вопросами в политической культуре.
В текущем линейном подходе все элементы финансовой системы основаны на дисконтированной стоимости предполагаемых будущих затрат на конкретные технические решения.
«Хотя линейная структура с ее однонаправленной причинно-следственной связью от предполагаемых затрат к текущим активам слишком проста, она остается, пока заинтересованные стороны осознают ее ограничения, полезной отправной точкой», - говорится в исследовании, - «Наша задача состоит в том, чтобы поддерживать устойчивость систем финансирования в тот момент, когда ряд рамочных условий значительно меняется, включая макроэкономическую ситуацию, выработку энергетической политики, социальные предпочтения или структуру рынков электроэнергии».
NEA заявляет, что текущие системы финансирования в странах ОЭСР в целом адекватны.
«Тем не менее, существуют проблемы, поскольку программы вывода из эксплуатации и обращения с РАО переходят к реализации, а социальные предпочтения меняются с течением времени. Очень долгосрочный характер решений, в частности, для захоронения радиоактивных отходов, также может создавать некоторые проблемы»,- сказано в докладе NEA.
Круговой подход
В отчете предлагается круговая структура принятия решений, в которой все элементы системы могут варьироваться, продолжая при этом взаимодействовать друг с другом. Достаточность финансирования оценивается путем рассмотрения того, способны ли процессы принятия решений учесть изменения в ключевых параметрах достаточно надежным и сложным образом, чтобы согласовать и перестроить их в различных комбинациях. Такие ключевые параметры будут включать предполагаемые технические решения и их стоимость, совокупные активы и нормы прибыли, а также срок службы АЭС и меняющиеся предпочтения социума.
"Суть кругового подхода заключается в том, что необходимая эволюция системы может быть инициирована любым заданным элементом системы. Это может быть изменение экономических рамочных условий, политическое решение сократить или продлить срок эксплуатации АЭС, новый технологический или правовой вариант обращения с радиоактивными отходами или новое давление со стороны общества, направленное на ускорение или задержку внедрения решений по обращению с отходами. По самой своей природе круговой подход является адаптивным и повторяющимся», - отмечается в публикации.
В докладе исследуется тема совместимости стимулов в том смысле, что механизмы финансирования должны быть экономически эффективными в долгосрочной перспективе, чтобы сделать их более политически и социально устойчивыми в разных странах ОЭСР.
«Очевидно, что существует широкий спектр решений, поскольку национальные обстоятельства сильно различаются как в экономическом, так и в техническом плане в отношении исторического распределения ответственности и социальных предпочтений», - говорится в исследовании.
Законодательство и экономика
NEA заявляет, что данный отчет вдохновлен общим направлением, именуемым «Законодательство и экономика», который связывает общие экономические понятия эффективности и минимизации затрат гибким и недогматическим образом с работой институтов и распределением правовой ответственности. Это в том числе зачастую связано с оптимальным распределением ответственности, согласованием стимулов и управлением рисками.
Такой подход предполагает, что финансово, социально и политически устойчивые механизмы финансирования должны основываться на двух фундаментальных руководящих идеях. Во-первых, стороны, которые лучше всего способны управлять затратами и рисками, связанными с выводом из эксплуатации и обращением с РАО, в конечном итоге также должны нести ответственность за финансирование. Во-вторых, вывод из эксплуатации и тем более обращение с отходами касается обязательств, которые простираются далеко в будущее на десятилетия, а возможно, и столетия.
«Очевидно, что экономические, политические и технические рамочные условия как в отношении активов, так и в части затрат изменятся за эти периоды», - говорится в исследовании, - «Пока обязательства по выплатам все еще далеко впереди, поддержание описания стабильных параметров может быть полезным промежуточным шагом для создания устойчивых систем финансирования. Однако, как только вырисовываются реальные выплаты, точность оценок больше не может считаться само собой разумеющейся. Другими словами, в структурах финансирования все больше будет требоваться интеграция сознательного и явного управления изменениями в устойчивом ритме».
NEA отмечает, что системы финансирования уже регулярно пересматриваются, чтобы проверять, удовлетворяют ли они определенным финансовым требованиям. Однако в докладе также говорится, что долгосрочная устойчивость потребует периодических обзоров технических вариантов и их вероятных затрат, распределения ответственности и новых институциональных механизмов.
В исследовании сказано, что многие существующие структуры в странах ОЭСР уже в разной степени соблюдают эти два руководящих принципа.
"Достаточность финансирования для вывода из эксплуатации и обращения с радиоактивными отходами является серьезным вопросом, которому уделяется значительное внимание со стороны политиков. Тематические исследования показывают, что существуют сложные и в целом хорошо финансируемые системы и что выполняется много хорошей работы, хотя это зачастую происходит специальным и неявным образом, а не системным и явным".