Новое ядерное строительство не должно быть рискованным или дорогостоящим, говорится в новом отчетеexternal link, opens in a new tab Агентства по ядерной энергии при ОЭСР (NEA). Организация призвала правительства к действиям по поддержке скорейшего сокращения затрат на новое ядерное строительство путем создания соответствующих основ государственной политики, которые отражают и применяют извлеченные уроки и возможности в атомной отрасли, разработанные за последние годы.
Атомная энергетика может сыграть очень важную роль в ближайшем будущем – как часть экономического восстановления после пандемии COVID – и в более долгосрочной перспективе для достижения целей экологической и энергетической безопасности, но затраты на строительство новых крупных АЭС представляют собой серьезный барьер, заявил генеральный директор NEA Вильям Магвуд на вебинаре «Сокращение затрат на строительство в атомной энергетике: практическое руководство для заинтересованных сторон».
Анализ NEA показал, что высокие затраты и длинные временные графики проектов не являются неотъемлемой характеристикой ядерной энергетики, а отражают слабые цепочки поставок и отсутствие опыта недавнего строительства в западных странах ОЭСР, заявил Вильям Магвуд.
«Новый отчет предоставляет «убедительные доказательства весьма достижимых путей к значительному снижению затрат на строительство новых атомных станций», - сказал Вильям Магвуд на онлайн-презентации отчета, - «Снижение затрат уже происходит в некоторых частях мира, и более высокий уровень гармонизации промышленности и регулирования может принести дополнительные долгосрочные выгоды. Промышленности еще многое предстоит сделать, но сейчас руководство и своевременные действия со стороны правительств необходимы».
Основное внимание в отчете уделяется возможностям снижения стоимости и проектного риска для современных АЭС с реакторами поколения III, поскольку такие возможности могут быть реализованы в краткосрочной перспективе, сказал Майк Миддлтон, председатель Специальной группы экспертов NEA по сокращению затрат в атомной сфере (REDCOST), которая взяла на себя ведущую роль в подготовке доклада. В исследовании также рассматриваются возможности, применимые к малым модульным реакторам (SMR) и передовым концепциям реакторов для развертывания в более долгосрочной перспективе, а также более долгосрочные возможности снижения затрат, связанные с гармонизацией кодов, стандартов и правил лицензирования.
«Для тех стран, которые желают развивать атомную энергетику в своем энергобалансе, существует конкретная возможность поддержать значительное краткосрочное сокращение расходов и повысить предсказуемость крупных ядерных проектов, используя уроки, извлеченные из прошлых проектов», - сказал Майк Миддлтон, - «Каждый новый проект – это возможность улучшить его конструктивность, усовершенствовать связанные с ним процессы поставок и снизить предполагаемые строительные риски».
В отчете содержатся восемь ключевых политических рекомендаций:
- использовать уроки, извлеченные из недавних строительных проектов АЭС поколения III;
- уделять приоритетное внимание зрелости дизайна и стабильности регулирования с помощью механизмов поддержки государственной политики;
- для стран, рассматривающих множество новых проектов строительства, рассмотреть возможность принятия обязательств по стандартизированной ядерной программе, чтобы извлечь выгоду из "серийного" эффекта;
- обеспечивать и поддерживать развитие цепочек поставок и производительность в промышленности;
- содействие инновациям, развитию талантов и сотрудничеству на всех уровнях, в том числе путем обеспечения своевременной разработки демонстрационных проектов и системы лицензирования, необходимых для ускорения внедрения на рынок таких технологий как SMR и усовершенствованные реакторы;
- поддержка надежных и предсказуемых рыночных и финансовых структур, включая целенаправленную финансовую поддержку, по крайней мере, в качестве переходной меры;
- поощрение согласованных усилий заинтересованных сторон, включая усилия правительств по созданию среды, которая способствует «социальному контракту» между промышленностью и обществом;
- и адаптация государственного участия к потребностям национальных ядерных программ.
Группа ключевых экспертов в области государственной политики и промышленности поддержала призывы NEA к действиям на правительственном уровне.
Пал Ковач, государственный секретарь Венгрии, ответственный за поддержание мощности АЭС “Пакш”; Лииса Хейкинхеймо, заместитель генерального директора по атомной энергии и топливу в министерстве экономики и занятости Финляндии; Кирсти Гоган, соучредитель и глобальный директор Energy For Humanity; Кирилл Комаров, первый заместитель генерального директора по корпоративному развитию и международному бизнесу в Госкорпорации «Росатом», и Ксавье Урсат, старший исполнительный вице-президент группы по новым ядерным проектам и проектированию в EDF, поделились опытом уроков, извлеченных из текущих проектов, и возможностями их применения в новых проектах, таких как АЭС “Пакш-2”, для которого заявка на получение лицензии на строительство была подана ранее на этой неделе.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что действия правительств играют определенную роль в снижении затрат. По словам Ксавье Урсата, участие государства имеет решающее значение, в том числе готовность поддерживать долгосрочные проекты не только путем регулирования рыночных условий, но и посредством процесса выдачи разрешений и лицензирования. По его словам, рыночные цены на энергоносители должны рассматриваться как краткосрочный сигнал и не могут быть долгосрочным сигналом для инвестиций.
По словам Кирилла Комарова, существует разница между факторами затрат, связанными с технологиями, и теми, которые связаны с рынком. Технические драйверы - переход от первого в своем роде к серийному строительству - будут иметь реальное значение для затрат, но связанная с рынком проблема дороговизны атомной энергетики является в основном проблемой в богатых западных странах, а не в остальном мире, сказал Кирилл Борисович. Высокая стоимость атомной энергетики во многих странах ОЭСР была результатом "надбавки за антиядерные предрассудки", сказал он, назвав ее "ценой, которую вы должны заплатить за политический риск, за регуляторный риск, за проблемы в цепочках поставок и за несправедливую рыночную среду, где конкуренты в других секторах энергетики сильно субсидируются правительством".
«Представляемый отчет вышел в действительно важное время», - говорит Майк Миддлтон, - «Данные в этом отчете показывают, что атомные станции не должны быть рискованными или дорогостоящими».
Он призвал правительства к выполнению своей важной роли, но ядерной индустрии, по его мнению, также необходимо сделать «шаг вперед» и работать с правительствами по реализации значимых долгосрочных программ снижения затрат.
«Мы приветствуем этот новый отчет NEA, в котором подчеркиваются конкретные возможности для сокращения затрат, времени и рисков новых ядерных проектов на основе уроков, извлеченных из недавних проектов в западных странах», - отметила генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Агнета Ризинг, - «Мы также видим большие возможности для того, чтобы идти по пути тех стран, которые постоянно строят новые АЭС (таких как Китай, Япония, Россия и Южная Корея), где атомная энергетика является одним из наиболее экономически эффективных источников электроэнергии».