В текущем году международное сообщество отмечает четвертьвековой юбилей значимой инициативы Российской Федерации – Международного проекта по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам, известного как ИНПРО (INPRO – International Project on Innovative Nuclear Reactors and Fuel Cycles), который реализуется в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На протяжении 25 лет данный проект сохраняет свою стратегическую важность, последовательно способствуя формированию и реализации глобальной повестки в области перспективных ядерных технологий. Особую значимость этому международному начинанию придает тот факт, что его становление и последующее развитие были инициированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, что подчеркивает весомый вклад нашей страны в развитие мирного атома.
Данная статья, приуроченная к этой памятной дате, была подготовлена отраслевым Центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР) частного учреждения «Наука и инновации» при активном участии как ветеранов проекта – российских экспертов и руководителей, стоявших у его истоков, так и нынешних сотрудников ИНПРО, продолжающих развивать это важное направление международного сотрудничества.
Ретроспектива и общие сведения о проекте
В 2000 г. по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, озвученной на Саммите тысячелетия ООН, был учрежден международный проект ИНПРО МАГАТЭ.
Российское предложение «Ядерная энергетика – основа будущего стабильного энергетического развития», представленное в сентябре 2000 г., получило институциональное оформление через принятие резолюции 44-й Генеральной конференции МАГАТЭ (GC(44)/RES/21), что стало отправной точкой для создания этой важной международной инициативы.
На начальном этапе реализации проекта его запуск столкнулся со значительными трудностями, обусловленными комплексом объективных факторов. Ключевой проблемой стали принципиальные расхождения в видении основных целей и задач между участниками, включая межгосударственные противоречия, внутриполитические разногласия в отдельных странах, а также пересечение компетенций между различными подразделениями МАГАТЭ. Эти сложности усугублялись общим скептическим отношением мирового сообщества к перспективам инновационных ядерных энерготехнологий и технологий топливного цикла в тот период времени.
«Созданная для координации и исследований инновационных подходов к устойчивому развитию глобальной ядерной энергетики платформа ИНПРО по началу оказалась в непростом положении. Проблема заключалась в том, что в Агентстве на тот момент не существовало четкого понятия «инновация», поэтому значительную часть сгенерированных в рамках ИНПРО проектов пришлось передать в другие тематические подразделения Агентства, финансировавшиеся в рамках регулярного бюджета МАГАТЭ. При этом такая передача обосновывалась тезисом, что инновации якобы являются результатом эволюционного развития технологий внутри отрасли», - Лысаков В.Н., главный специалист АО «НИКИЭТ» (сотрудник секции ИНПРО в 2009-2013 гг.).
В процессе развития проекта эти объективные противоречия периодически обострялись, что в конечном итоге определило его современный формат. Пройдя сложный путь трансформации от технической рабочей группы до полноценной самостоятельной секции Агентства, ИНПРО не только преодолел первоначальные разногласия, но и доказал свою востребованность, сохранив актуальность в современных условиях. Такой эволюционный путь позволил проекту выработать устойчивую модель развития, учитывающую как технологические аспекты, так и необходимость достижения международного консенсуса в ядерной сфере.
Проект ИНПРО служит важнейшей платформой для координации международных усилий по разработке устойчивых решений глобальных энергетических вызовов XXI века через развитие передовых ядерных технологий. Как флагманская инициатива МАГАТЭ, он напрямую способствует достижению Целей устойчивого развития ООН, одновременно являясь эффективным инструментом продвижения российских интересов в сфере ядерной энергетики на международной арене.
Главная миссия проекта заключается в разработке инновационных технологических решений и институциональных моделей развития ядерной энергетики, направленных на долгосрочное обеспечение растущих энергетических потребностей мирового сообщества. Особое внимание уделяется поддержке стран-участниц в стратегическом планировании и выработке управленческих решений, касающихся развития и применения ядерных технологий.
«Проект ИНПРО сыграл ключевую роль в переориентации деятельности МАГАТЭ: от функций надзора (watchdog) — к активному развитию и продвижению инновационных ядерных технологий», - Мурогов В.М., заместитель генерального директора – директор департамента ядерной энергии МАГАТЭ в 1996-2003 гг. Организатор и первый руководитель проекта ИНПРО МАГАТЭ.
Операционное руководство проектом осуществляет специализированная секция ИНПРО в структуре Департамента ядерной энергии МАГАТЭ. В настоящий момент проект объединяет 46 государств-членов и Европейскую комиссию, а также 3 организации-наблюдателя. В период с 2021 по 2024 годы к участию в проекте присоединились Гана, Монголия, Руанда, Узбекистан и Шри-Ланка, что свидетельствует о растущей международной значимости инициативы для стран, которые только начинают рассматривать возможность включения ядерных технологий в свои энергетические системы.
Управленческие функции возложены на Руководящий комитет (Steering Committee), формируемый из представителей стран-участниц. Этот коллегиальный орган ежегодно проводит рабочие совещания для оценки достигнутого прогресса и определения стратегических ориентиров на будущее. Важным инструментом планирования являются двухгодичные программы, утверждаемые Комитетом и содержащие конкретные задачи и приоритетные направления работы. Финансовая устойчивость проекта обеспечивается в основном за счет внебюджетных взносов стран-участниц.
ИНПРО создает уникальную международную площадку для профессионального диалога между техническими экспертами и представителями государственных органов как из развитых, так и из развивающихся стран.
В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН приветствовалась инициатива президента России, как «отвечающая чаяниям развивающихся стран и как путь гармонизации отношений индустриальных и развивающихся государств».
В рамках проекта всесторонне обсуждаются научно-технические, экономические, социальные, правовые и институциональные аспекты развития ядерной энергетики в контексте устойчивого развития. Особую ценность представляет содействие проекта установлению взаимовыгодного сотрудничества между странами с развитой ядерной отраслью и государствами, которые только начинают освоение мирного атома. Такое партнерство всецело способствует безопасному и эффективному развитию ядерной энергетики и расширению ее доли в мировом энергобалансе.
В отличие от иных международных и региональных инициатив в сфере инновационных ядерных технологий, где участие традиционно ограничено промышленно развитыми государствами, проект ИНПРО предлагает принципиально иную модель сотрудничества. Его уникальность заключается в обеспечении подлинного равноправия всех стран-участниц, независимо от уровня их технологического развития. Такой инклюзивный подход создает условия для наиболее полного и эффективного использования мирного атома во благо всего человечества.
Отличительной особенностью ИНПРО является комплексный (т.н. холистический) характер рассматриваемых вопросов. Проект выходит далеко за рамки чисто технологической проблематики, уделяя равное внимание институциональным аспектам, инфраструктурным вызовам, правовому регулированию, развитию человеческого капитала и другим ключевым направлениям. Такой всеобъемлющий подход превращает ИНПРО в уникальную интегрирующую платформу, где различные компоненты ядерной энергетики рассматриваются в их системной взаимосвязи.
Ключевые направления деятельности ИНПРО
На первоначальном этапе деятельности эксперты ИНПРО концентрировали свои усилия на создании Методологии оценки устойчивости ядерных энергетических систем (т.н. методологии ИНПРО). Данная методология призвана давать четкие ответы на принципиальные вопросы: соответствует ли анализируемая система общеполагающим принципам устойчивости, разработанным в ООН на основе результатов деятельности Брундтландской комиссии; где находятся уязвимые места ядерных энергосистем; какие конкретные меры следует предпринять для устранения выявленных недостатков.
Брундтландская комиссия или Всемирная комиссия по вопросам окружающей среды и развития (World Commission on Environment and Development, WCED) была создана в 1983 г. Генеральной Ассамблеей ООН. За четыре года своей работы комиссия разработала концепцию устойчивого развития, представленную в докладе «Наше общее будущее» (1987 г.). Этот доклад заложил идеологическую основу для Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Позже, на основе этих идей, в 2015 г. ООН были приняты 17 Целей устойчивого развития (ЦУР).
Разработка методологии оценки устойчивости ядерных энергетических систем стала ключевым результатом первой фазы реализации проекта ИНПРО. Предложенная концепция базируется на 14 фундаментальных принципах, 52 требованиях пользователей и 125 конкретных критериях с установленными параметрами приемлемости. В актуальной версии методологии рассматриваются шесть основных направлений оценки: экономические показатели, безопасность реакторов и объектов ядерного топливного цикла, состояние инфраструктуры, управление ядерными отходами, соблюдение режима нераспространения и экологические аспекты. Следует отметить, что раздел «физическая защита» был исключен из последней редакции методологии.
Применение методологии требует наличия детальных проектных данных, которые обычно доступны для существующих систем, но часто отсутствуют для перспективных разработок, находящихся на стадии концептуальной проработки.
Эволюция проекта под влиянием запросов стран-участниц привела к необходимости решения задач, выходящих за рамки первоначальной методологии. Это потребовало расширения спектра инициатив и изменения структуры проекта.
В настоящее время деятельность ИНПРО организована по четырем стратегическим направлениям, реализуемым в партнерстве с государствами-членами МАГАТЭ через различные проекты сотрудничества (Collaborative Projects). Эти направления включают разработку глобальных сценариев, поддержку инноваций, оценку устойчивости и стратегическое планирование, а также организацию диалог-форумов и поддержку распространения результатов деятельности ИНПРО.
Среди конкретных примеров совместных проектов можно выделить анализ концепций инновационных реакторов с точки зрения предотвращения тяжелых аварий (RISK project), исследование характеристик радиоактивных отходов новых типов реакторов и объектов ядерного топливного цикла (WIRAF project), разработку моделей международного сотрудничества на заключительных стадиях ядерного топливного цикла (BackEnd Study), а также изучение правовых и институциональных аспектов размещения транспортабельных АЭС (TNPP). На сегодняшний день в рамках ИНПРО успешно завершено 16 совместных проектов, еще 5 находятся в финальной стадии.
«Экспертами ИНПРО при подготовке новых проектов сотрудничества был проведен обширный анализ тем, представляющих интерес для стран-участниц, охватывающий не только чисто технологические области, но и смежные сферы, такие как правовые основы внедрения ядерной энергетики. Один из таких проектов был связан с вопросами удовлетворения международных энергетических потребностей с использованием малых модульных реакторов на перемещаемых платформах – т.н. транспортабельные АЭС. Интерес к возможной «ядерной батарейке» оказался весьма велик в первую очередь среди стран с ограниченной ядерной инфраструктурой, количество стран-членов в ИНПРО значительно возросло, а сама тематика реакторов малых и средних размеров получила развитие в рамках всего Агентства и является актуальной по сей день. Тематика оказалась сложной, потребовала много времени, однако в результате усилий экспертных групп ИНПРО сейчас появились реальные наметки и понимание возможностей внедрения таких систем в будущем», - Лысаков В.Н., главный специалист АО «НИКИЭТ» (сотрудник секции ИНПРО в 2009-2013 гг.).
В 2026 г. планируется запуск новых проектов ИНПРО, основной упор в которых будет сделан на изучение возможностей международной кооперации в области завершающей стадии ядерного топливного цикла (международные центры по переработке облученного топлива, промежуточному хранению / захоронению облученного топлива и радиоактивных отходов), развертывания малых модульных реакторов, а также дальнейшему развитию инструментария ИНПРО.
Совместные инициативы участников проекта также направлены на совершенствование методологии и подходов к оценке устойчивости ядерных энергетических систем. Это включает разработку методик анализа конкурентоспособности и экономической эффективности, оценку устойчивости с позиций нераспространения, сравнительный анализ различных вариантов энергетических систем, а также разработку дорожных карт их развития.
Важным аспектом деятельности ИНПРО является содействие странам-участницам в области национального стратегического планирования. Проект разрабатывает и предоставляет инструментальные средства и услуги, позволяющие обоснованно выбирать варианты устойчивого развития ядерной энергетики.
Разработанные в рамках ИНПРО методики и инструменты стратегического планирования стали неотъемлемой частью управленческой практики в ядерной отрасли, в том числе и в Российской Федерации. К числу ключевых аналитических инструментов относятся NEST, MESSAGE-NES, KIND-ET, ROADMAPS-ET и NES Simulators. Эти разработки способствуют продвижению национальных интересов России в ядерной сфере, демонстрируя конкретные преимущества отечественных технологий с помощью данного инструментария.
Проведенные исследования убедительно демонстрируют, что ядерные технологии могут играть важную роль в обеспечении растущих энергетических потребностей XXI века в соответствии с принципами устойчивого развития. Технологические и организационные инновации способствуют повышению устойчивости ядерных энергетических систем.
В настоящее время приоритетным направлением работы ИНПРО является развитие сервисных функций для стран-участниц. Это включает проведение обучающих мероприятий различного уровня, внедрение признанного на международном уровне инструмента NESA, основанного на методологии ИНПРО, а также распространение практик и методик стратегического планирования. В соответствии с современными тенденциями, проект активно развивает сотрудничество с университетами, включая подготовку будущих специалистов ядерной отрасли.
Сегодня многие концепции и подходы, используемые в стратегическом планировании ядерной энергетики, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, будто существовали всегда. Однако их появление стало возможным благодаря новаторской работе проекта ИНПРО. Именно в его рамках были разработаны и внедрены принципиально новые методологии, которые определили современный облик практик стратегического планирования в отрасли.
Центральное место среди этих разработок занимает концепция устойчивости применительно к ядерным энергетическим системам. Также проект ИНПРО предложил комплексные методы многофакторной оценки эффективности и устойчивости как целых систем, так и их отдельных компонентов. Были разработаны принципы многорегионального сценарно-динамического анализа, позволяющего изучать взаимодействие развивающихся ядерных энергосистем. Особое внимание уделялось и продолжает уделяться оптимизационным исследованиям, охватывающим не только энергоблоки, но и детализирующим все ключевые этапы, связанные с топливными циклами.
«В проектах ИНПРО GAINS, SYNERGIES, ROADMAPS впервые на международном уровне была разработана и исследована в рамках сценарного анализа концепция глобальной архитектуры инновационной ядерной энергетической системы на основе тепловых и быстрых реакторов, включая замкнутый ЯТЦ. Эта концепция обозначила перспективы роста доли ядерной энергетики в мировом энергобалансе как энерготехнологии, отвечающей требованиям устойчивого развития, включая долгосрочное топливообеспечение, и обладающей огромным потенциалом международного сотрудничества», - Усанов В.И., главный научный сотрудник АО «ГНЦ-РФ ФЭИ» (сотрудник международной группы экспертов и затем секции ИНПРО в 2004-2011 гг.).
Не менее важным вкладом стало развитие высокоточного инструментария для моделирования ядерных энергетических систем и связанных с ними топливных циклов, а также внедрение практик дорожного картирования для стратегического планирования в ядерной отрасли. Эти методические решения, некогда являвшиеся экспериментальными, сегодня стали общепринятым стандартом, подтвердив свою эффективность и востребованность на глобальном уровне.
«Благодаря проектам ИНПРО — SYNERGIES, KIND и ROADMAPS, страны получили инструменты для планирования, анализа, сравнения и разработки дорожных карт, стратегий долгосрочного развития ядерной энергетики с учетом международного сотрудничества», - Фесенко Г.А., инженер-ядерщик (сотрудник международной группы экспертов и затем секции ИНПРО с 2013 по 2020 гг.).
Влияние ИНПРО на поддержку и развитие российских инициатив в сфере мирного атома
Наглядным подтверждением позитивного воздействия ИНПРО на российские проекты в области мирного использования ядерной энергии служит ряд значимых достижений. Проведенная по методологии ИНПРО оценка ядерной энергетической системы Республики Беларусь и демонстрация ее долгосрочной устойчивости позволили сформировать весомые аргументы в пользу развития ядерной энергетики в стране. Эти доводы были успешно представлены на различных дискуссионных площадках Европейского союза, способствуя укреплению позиций белорусской ядерной программы.
Площадка ИНПРО сыграла важную роль в продвижении российской концепции строительства АЭС в странах-новичках с одновременным предоставлением комплексных услуг по топливному обеспечению и обращению с отработавшим ядерным топливом. Это сотрудничество позволило закрепить за Российской Федерацией статус технологического лидера в разработке перспективных реакторных технологий, включая быстрые реакторы, реакторы малой и средней мощности, а также инновационные решения в области ядерного топливного цикла.
Разработанный в рамках ИНПРО расчетный инструментарий стратегического планирования активно используется российскими специалистами в качестве эффективного средства коммуникации с потенциальными зарубежными партнерами. В последние годы площадка проекта стала важным инструментом продвижения ключевых инициатив Госкорпорации «Росатом».
«Россия внесла определяющий вклад в проекты ИНПРО (TNPP-1 и TNPP-2), посвящённые транспортабельным малым реакторам, успешно опубликовав отчёт по TNPP-1; однако результаты TNPP-2 были заблокированы по политическим причинам. Несмотря на искусственные препятствия, российские специалисты подтвердили лидерство страны в развитии ядерных технологий, вклад которых остаётся признанным мировым экспертным сообществом», - Кузнецов В.П., Начальник оперативного управления при почётном президенте НИЦ «Курчатовский институт».
Вместо заключения: Размышления о будущем ИНПРО
Проект ИНПРО за четверть века своего существования сформировался как уникальная международная площадка, где на равных взаимодействуют как технологически развитые ядерные державы, так и страны, делающие первые шаги в освоении ядерной энергетики. Эта принципиально инклюзивная модель сотрудничества, выгодно отличающаяся от большинства международных инициатив, создает условия для гармоничного развития ядерных технологий в глобальном масштабе.
Перспективы проекта связаны с углублением его интеграционной функции. ИНПРО предстоит развивать комплексный подход, охватывающий не только традиционные технологические аспекты, но и институциональные, инфраструктурные и социальные параметры развития ядерной энергетики, уделяя особое внимание решению конкретных практических задач. Одновременно необходимо адаптировать методологию проекта к современным вызовам - от внедрения искусственного интеллекта и цифровых технологий в ядерную отрасль до реализации принципов циркулярной экономики и создания высокоэффективных энергосистем с ядерной компонентой.
В условиях глобального энергоперехода возрастает значение разработанных ИНПРО инструментов стратегического планирования и моделирования, помогающих странам учитывать новые риски и принимать обоснованные решения. Методологии многофакторной оценки и сценарного анализа, созданные в рамках проекта, становятся особенно востребованными для достижения Целей устойчивого развития ООН.
«ИНПРО достиг значительных успехов в информационно-просветительской деятельности и в поддержке развития потенциала государств-членов МАГАТЭ в области долгосрочного планирования устойчивой ядерной энергетики. Эти достижения включают проведение регулярных Школ ИНПРО, в том числе на русском языке, разработку и внедрение типовых магистерских программ и учебных курсов по стратегическому планированию устойчивой ядерной энергетики, а также активное продвижение инициатив ИНПРО на других площадках МАГАТЭ», - Гладышев М.Е., руководитель задачи 4 «Диалог-форум» секции ИНПРО с 2018 г.
Эволюция ИНПРО предполагает укрепление его роли связующего звена между традиционными и перспективными направлениями ядерной энергетики, между странами с разным уровнем технологического развития, между техническими решениями и их общественным восприятием. Сохраняя верность основополагающим принципам, проект должен развивать гибкость, позволяющую оперативно реагировать на трансформации глобального энергетического ландшафта, оставаясь важным фактором устойчивого развития мировой ядерной отрасли.
«ИНПРО по-прежнему сохраняет статус ключевой открытой международной дискуссионной площадки и обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития c целью обсуждения стратегических вопросов развития мировой ядерной отрасли, способствующего, в том числе, повышению интереса к уникальным российским ядерным технологиям и перспективным подходам к организации ядерных топливных циклов», - Птицын П.Б., эксперт от России в секции ИНПРО с 2024 г.