Радиационная безопасность — критерий качества жизни и один из определяющих элементов безопасности страны. Московский «Радон» стал первым российским специализированным предприятием по обращению с радиоактивными отходами. И в течение 45 лет удерживает лидирующие позиции в этой сфере. Наш собеседник — Генеральный директор ГУП МосНПО «Радон» Сергей Дмитриев.
— Сергей Александрович, насколько высок сегодня рейтинг «Радона»?
— За 45 лет ГУП МосНПО «Радон» сумело заслужить авторитет среди крупнейших российских предприятий, работающих в области использования атомной энергии. Мы активно сотрудничаем как с научными, так и промышленными предприятиями атомного комплекса. Недавно, например, специалистов «Радона» пригласили участвовать в разработке технологического оборудования для ведущего ядерно-промышленного центра Росатома ПО «Маяк». На Кольской АЭС под научно-техническим руководством «Радона» введена в опытную эксплуатацию промышленная установка сорбционной очистки жидких радиоактивных отходов.
Предприятие получило международное признание и среди зарубежных коллег, и на уровне МАГАТЭ. Именно на нашей площадке — и больше нигде в России! — по международному проекту, разработанному с участием ведущих европейских стран, строится современное хранилище радиоактивных отходов.
Все эти факты подтверждают качество и современный уровень наших работ. За прошедшие годы созданы и внедрены уникальные в ряде элементов технологии очистки ЖРО, обработки ионообменных смол, кондиционирования источников ионизирующего излучения и т.д. И сегодня научный потенциал «Радона» по-прежнему высок.
— Обозначьте, пожалуйста, основные подходы к решению проблем обеспечения радиационной безопасности Центральной России.
— В этом регионе образуется 70% всех российских РАО низкой и средней активности. В то же время плотность населения — максимальная в Российской Федерации. Поэтому наша деятельность подразумевает единый комплекс работ — мониторинг территорий, дезактивацию участков радиоактивного загрязнения, сбор и транспортирование РАО, их переработку, кондиционирование и размещение на длительное хранение, радиационный контроль хранилищ и санитарно-защитной зоны и т.д. Все эти задачи технологически и организационно увязаны. Значит, их надо решать в комплексе – в рамках единого современного научно-технического центра, занимающегося как радиоэкологией, так и обращением с РАО на всех стадиях, включая хранение отходов.
Именно такой организацией и является ГУП МосНПО «Радон» — многофункциональное высокотехнологичное предприятие. В его составе Опытный завод прикладных радиохимических технологий, Центр технологии приема, транспортирования радиоактивных отходов и радиационно-аварийных работ, другие научно-технические и аналитические центры, исследовательские лаборатории.
— Каким задачам отдается приоритет?
— Главное для нас — обеспечение радиационной безопасности столицы. Здесь расположены 22 ядерно- и радиационно-опасных объекта, более 1000 организаций используют источники ионизирующего излучения. Соответственно, контролю радиационной обстановки Москвы уделяется самое пристальное внимание. Система радиоэкологического мониторинга, созданная на ГУП МосНПО «Радон», позволяет контролировать ситуацию в целом по городу и в отдельных округах, лесопарковых зонах и местах отдыха, на территориях различных объектов.
Наши специалисты занимаются не только охраной, но и восстановлением окружающей среды, ведут радиационно-аварийные работы, реабилитируют радиационно-загрязненные территории, вывозят из столицы значительное количество радиоактивных отходов.
— 45 лет – немалый срок для производственных мощностей… В столице намечается вывод из эксплуатации старых исследовательских реакторов и сборок НИИ и вузов. Станет ли это проблемой для «Радона»?
— Не станет. Во-первых, на предприятии постоянно совершенствуются и технологические процессы, и инфраструктура, особенно в последние годы. Идет интенсивная модернизация оборудования и сооружений. Появились принципиально новые установки, например, плазменного сжигания, цементирования, очистки жидких радиоактивных отходов, новые контейнеры. Мы интенсивно развиваемся. И уверенно смотрим в завтрашний день.
Кроме того, «Радон» не занимается отработавшим ядерным топливом и высокоактивными РАО. «Наши» отходы — низкой и средней активности, содержащие короткоживущие радионуклиды. Предполагаемый объем отходов, которые начнут поступать на предприятие при выводе из эксплуатации реакторного оборудования, вполне нам по силам, учитывая потенциал «Радона», нынешнее состояние промплощадки и современные технологии.
Модернизация и новое строительство как раз и рассчитаны на увеличение объема отходов. Например, строящееся сейчас хранилище способно принять 100 тысяч кубометров РАО. Этого вполне достаточно для обеспечения потребностей Центрального региона России, в первую очередь, Москвы и Подмосковья.
— А сколько еще можно эксплуатировать предприятие, не рискуя здоровьем людей и состоянием окружающей среды?
— Срок эксплуатации нового хранилища, которое строится по международному проекту, составляет, как минимум, 30–40 лет. В течение этого времени мы гарантированно можем принимать радиоактивные отходы, не нанося ущерба окружающей среде. Но, независимо от этого срока, производственные мощности позволяют разместить на промплощадке такой объем РАО, который в несколько раз превышает количество отходов, уже хранящихся здесь. Об этом свидетельствуют расчеты, выполненные в рамках оценки радиационной безопасности «Радона» — причем как российскими, так и зарубежными специалистами.
— Каково практическое участие органов власти, в частности, московских, в решении вопросов радиационной безопасности Центрального округа России?
— С точки зрения финансирования отношение к этой проблеме со стороны исполнительной власти как Москвы, так и Российской Федерации, нас удовлетворяет. Со времени распада СССР и до 2000 года «Радон» фактически существовал на средства московского правительства. Затем стали поступать деньги из федерального бюджета. Сегодня работы по госзаказу финансируются регулярно и в достаточном объеме. Однако государственная поддержка предназначается лишь для покрытия эксплуатационных, т.е. текущих нужд предприятия. Инвестиционные же проекты, а также программа реконструкции старых и создания новых сооружений до сих пор финансируются только столичной властью. Именно эти средства идут на развитие.
— Что сегодня наиболее важно и актуально в сфере обеспечения радиационной безопасности?
— Пожалуй, сохранение знаний. В условиях острой нехватки кадров и снижения популярности «ядерных» специальностей их нельзя терять – иначе планы развития атомной энергетики и устойчивого развития страны обречены. Поэтому мы бережно храним накопленные знания и уникальный опыт. И распространяем его среди других предприятий. «Радон» оказывает методическую и научно-техническую поддержку региональным спецкомбинатам, делится научными и инженерными знаниями с работниками предприятий атомной отрасли (в том числе атомных станций), обучает специалистов – не только российских, но и зарубежных. И, конечно же, мы постоянно заботимся о повышении профессионального уровня персонала предприятия.
— «Радон» известен эффективной социальной политикой. Это принципиальная позиция руководства?
— Да, для нас ценен каждый работник. На «Радоне» сегодня трудятся дети и внуки тех, кто создавал предприятие. Им не нужно беспокоиться о своем будущем. Но этот оптимизм мы постоянно поддерживаем — повышаем оплату труда, безопасность его условий, квалификацию специалистов, качество социального обеспечения. Ведь, чем лучше условия работы людей, занятых на опасном производстве, чем выше их качество жизни, тем выше общая безопасность населения.
Сергей Александрович Дмитриев — доктор технических наук, профессор, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор более 200 научных трудов и 70 изобретений. За участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС награжден медалью «За спасение погибавших».
С.А. Дмитриев родился в 1945 году в Свердловске. После окончания Уральского политехнического института по специальности «инженер-физик» в 1969 году Сергей Александрович начал работать на «Радоне». В 1987-м был назначен заместителем Генерального директора ГУП МосНПО «Радон».
С марта 2004 года — Генеральный директор ГУП МосНПО «Радон».