25 января 2006 года Президент России В.В. Путин выдвинул инициативу создания под контролем МАГАТЭ системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Ее цель – обеспечить равный доступ заинтересованным странам к продукции ЯТЦ при строгом соблюдении требований режима нераспространения. Первым звеном системы стал Международный центр по обогащению урана (МЦОУ) на базе Ангарского электролизного химического комбината. Создание центра комментирует депутат Государственной Думы РФ третьего–четвертого созывов, советник руководителя Росатома .
– Чем вызваны инициативы по многосторонним подходам к ЯТЦ?
– Среди мировых проблем сегодня на первый план выходит глобальная энергетическая безопасность. Это связано со значительным ростом потребления углеводородного сырья. Цены на него непрерывно растут уже в течение десятилетия, но нефти и газа все равно не хватает, более того, объем их добычи будет постепенно снижаться. Это вызывает серьезное напряжение – не только экономическое, но и политическое.
В таких условиях каждая страна задумывается о собственной энергетической безопасности, и атомная энергетика становится все привлекательнее. Многие государства, которые никогда не разрабатывали ядерные технологии, сегодня выражают желание это делать, принимают программы развития крупномасштабных проектов в области атомной энергетики. Безусловно, встает вопрос: каким образом уберечь мир от проблем, связанных с возможным распространением чувствительных ядерных технологий?
С другой стороны, создавать полный ядерный топливный цикл экономически целесообразно только при масштабном развитии атомной энергетики, а для одного или нескольких энергоблоков – абсурдно. Но развитым странам следует заботиться об остальных, в том числе об их энергетической безопасности. И государства, обладающие технологиями полного ЯТЦ, должны взять на себя ответственность за гарантированное обеспечение ядерным топливом тех стран, где атомная энергетика только начинает развиваться.
Инициативы по многосторонним подходам к ЯТЦ, выдвинутые Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, предполагают решение проблемы с разных позиций.
Американская инициатива по глобальному развитию атомной энергетики (GNEP) предусматривает создание энергоблоков нового поколения (G4). Выбрано шесть типов энергоблоков, которые будут разрабатываться разными странами, а также государства, «базовые» для каждого вида реакторов. «Ядерный клуб», кроме того, определит типы установок, которые будут поставляться той или иной стране. Это обеспечит оптимальное развитие мировой атомной энергетики на основе инновационных ядерных технологий.
Предложение Владимира Путина направлено на создание глобальной инфраструктуры ЯТЦ, что гарантировало бы поставку заинтересованным странам ядерного топлива в нужном объеме, независимо от политической конъюнктуры и ситуации на мировом рынке. Для этого в странах, обладающих технологиями ядерного топливного цикла и имеющих соответствующие мощности по производству ядерного топлива, могут быть созданы международные центры ЯТЦ.
Инициативы Путина и Буша – не альтернативы, они дополняют друг друга, и обе чрезвычайно важны. Необходимо объединение усилий, причем, не только России и США, но и стран Евросоюза, Японии, Китая, а также государств, имеющих серьезные наработки в этой области, например, Северной Кореи, Индии, чтобы обеспечить в долгосрочной перспективе глобальную энергетическую безопасность.
– Как мировое сообщество относится к созданию МЦОУ?
– Эта тема обсуждалась, в том числе и при моем участии, с руководителями атомных отраслей Франции и Германии. Они пока относятся к проекту довольно настороженно: присоединяться не спешат, внимательно следят за ситуацией. И мотивируют это одним – все создаваемые международные структуры в этой области должны работать в рыночных условиях. Между тем МЦОУ – не обычная коммерческая организация, которая решает задачу получения прибыли, хотя, конечно, центр должен быть экономически самостоятельным, окупаемым. Эта структура работает не на конъюнктурно-рыночной основе, а на основе гарантий поставки топлива странам-участникам. Мы предлагаем всем заинтересованным государствам присоединиться к проекту МЦОУ в том или ином виде, чтоб они могли участвовать в управлении этим проектом и, соответственно, имели гарантированное право получать топливо через центр.
ОАО «МЦОУ» – это «юридическая оболочка» проекта, который перейдет в фазу практической реализации после того, как будут получены все необходимые лицензии и завершится формирование организационной структуры центра. Сегодня участниками МЦОУ являются два государства – Россия и Казахстан, но к этому проекту проявляют интерес и другие страны, как бывшего СССР (Украина и Армения), так и дальнего зарубежья, например, Австралия.
Я думаю, сама идея настолько правильная и логически выстроенная, что западные страны со временем придут к пониманию целесообразности активного подключения к проекту МЦОУ и даже организации подобных центров и на своей территории.
– Как будет обеспечиваться соблюдение режима нераспространения?
– Россия, создавая МЦОУ, ни в коем случае не открывает доступа к своим ядерным технологиям. Ни одна из стран-участниц не будет допущена ни к ноу-хау, ни к управлению технологическими процессами. Вся деятельность центра ставится под контроль МАГАТЭ. В январе 2007 года Россия официально уведомила агентство о внесении АЭХК в список объектов, в отношении которых применимы гарантии по Соглашению между СССР и МАГАТЭ от 21 февраля 1985 года.
Сейчас идет согласование принципов и методов инспектирования агентством Ангарского комбината, это необходимо, чтобы обеспечить открытость деятельности центра. Уже состоялась первая ознакомительная поездка специалистов МАГАТЭ на предприятие. Естественно, в рамках международных конвенций, подписанных Россией, МАГАТЭ будет обладать информацией о поставках для МЦОУ урана и дальнейшем движении уже обогащенного продукта.
Доступ к ядерным материалам и услугам по обогащению урана невозможен без участия в МАГАТЭ страны происхождения компании-участника МЦОУ. Проект будет открыт для компаний из стран, соблюдающих требования режима нераспространения – и именно МАГАТЭ дает заключение о соблюдении государством своих обязательств по ДНЯО.
– Почему МЦОУ создают именно в Ангарске?
– В отличие от других городов, где расположены обогатительные комбинаты, Ангарск никогда не имел статуса закрытого административно-территориального образования. Это обстоятельство облегчило вывод ФГУП «АЭХК» из состава особо режимных объектов, и, соответсвенно, сделало возможным допуск иностранных партнеров на производственную площадку МЦОУ. АЭХК, в основном, производит гексафторид урана разной степени обогащения, который служит сырьем для изготовления тепловыделяющих элементов ядерных энергетических установок. Этот комбинат входит в число самых передовых предприятий отрасли, у него существенный потенциал для увеличения мощностей по обогащению урана.
МЦОУ учрежден в форме открытого акционерного общества двумя компаниями – ОАО «Техснабэкспорт» и ОА «НАК «Казатомпром»» (соответственно, 90% и 10% акций в уставном капитале). Как управляющая компания, ОАО «МЦОУ» будет размещать на ФГУП «АЭХК» заказы по обогащению урана, поступающие от организаций-акционеров. При реформировании российского ядерного комплекса этот ФГУП, как и другие госпредприятия отрасли, преобразуется в ОАО, 100% акций которого будут внесены в уставный капитал государственного холдинга « Атомэнергопром».