Важно всемерно закреплять и развивать ярко обозначившийся, но все ещё весьма хрупкий процесс активизации многосторонней разоруженческой дипломатии, укрепления действующих и создания новых (там, где это необходимо) международных механизмов нераспространения и контроля над вооружениями. Наш с вами форум – Комиссия ООН по разоружению – является одной из наиболее приемлемых площадок для реализации таких международных усилий.
Важно помнить, что Россия и США – не единственные государства в мире, на чьих плечах лежит бремя «ядерной ответственности». На фоне предпринимаемых в двустороннем формате существенных сокращений ядерных потенциалов все больше назревает необходимость расширения процесса ядерного разоружения путем придания ему многостороннего характера.
Считаем, что было бы неверно сводить этот процесс исключительно к усилиям стран-участниц ДНЯО. Призываем все государства, располагающие ядерными потенциалами, активно вносить свой вклад в разоруженческий процесс.
Полная ликвидация ядерного оружия, на наш взгляд, достижима лишь в результате поэтапного комплексного процесса при поддержании стратегической стабильности и неукоснительном соблюдении принципа равной и неделимой безопасности для всех. В современных условиях дальнейшие сокращения ядерных вооружений немыслимы без должного учета всех факторов международной безопасности, способных негативно повлиять на стратегическую стабильность. К таким факторам относятся: перспектива появления оружия в космосе, планы по созданию стратегических наступательных систем в неядерном оснащении, одностороннее наращивание стратегической ПРО, возрастающий дисбаланс в обычных вооружениях.
Стратегические наступательные и стратегические оборонительные вооружения неразрывно взаимосвязаны. Чем глубже сокращения стратегических наступательных вооружений, тем еще более взвешенно следует подходить к вопросу развертывания противоракетных систем. Неограниченное наращивание ПРО, без привязки к реальности ракетных рисков и вызовов, способно запустить ответную реакцию противодействия и раскрутить маховик гонки вооружений. Этого допустить нельзя.
Очевидно, что решение перечисленных проблем не может быть легким. Вместе с тем, становящийся все более интенсивным мыслительный процесс вокруг разоруженческой проблематики позволяет надеяться на реальность дальнейшего прогресса на этом пути. Приветствуя ответственные шаги на данном направлении, относимся с должным вниманием к выдвигающимся в международном сообществе идеям и инициативам в области ядерного разоружения, поддерживаем конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами.
В этом контексте, на наш взгляд, сохраняют актуальность российские инициативы о согласовании на базе Договора о РСМД 1987 г. универсального правового режима, направленного на ликвидацию ракет средней и меньшей дальности, а также о возврате всех ядерных арсеналов в пределы национальных территорий тех государств, которым они принадлежат, и уничтожение инфраструктуры их размещения за рубежом.
Выверенным ориентиром для укрепления режима нераспространения являются решения обзорной Конференции ДНЯО-2010. В них заложен четкий баланс трех основных составляющих ДНЯО (нераспространение, ядерное разоружение и мирное использование атомной энергии).
Россия выступает за начало переговоров на Конференции по разоружению, в рамках ее сбалансированной программы работы, по договору о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей оружия. Но такие переговоры могут начаться только в рамках сбалансированной Программы работы Конференции.
Необходимо также обеспечить скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Настойчиво призываем все государства, и в первую очередь те, от которых зависит вступление ДВЗЯИ в силу, подписать и ратифицировать его без промедления.
Мы также неизменно поддерживаем процесс создания зон, свободных от ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Считаем это важным и эффективным инструментом укрепления режима нераспространения. 20 марта Россия ратифицировала протоколы к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Договор Пелиндаба). Рассчитываем, что все государства, обладающие ядерным оружием, которые пока этого не сделали, последуют нашему примеру.
На ближайшую перспективу приоритетным будет оставаться и выполнение резолюции 1995 г. о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ). Речь, в частности, идёт о созыве в 2012 г. специальной международной Конференции по этому вопросу. Мы готовы совместно с другими депозитариями ДНЯО и Генсекретарем ООН сделать всё необходимое для реализации этого решения. Такая работа нами уже ведется. Однако успех этого мероприятия может быть достигнут лишь при конструктивном настрое всех вовлеченных сторон, а главное – самих государств ближневосточного региона, от политической воли которых зависит результативность процесса создания ЗСОМУ.
Важный результат обзорной Конференции ДНЯО-2010 – определение оптимальных путей обеспечения беспрепятственного доступа всех государств ДНЯО к благам мирного использования атомной энергии. В мире крепнет понимание, что реализация законного интереса многих стран в этой области требует современной, устойчивой к распространению архитектуры международного сотрудничества в сфере мирного атома, опирающейся на жесткие механизмы проверки нераспространенческих обязательств и многосторонние подходы к ядерному топливному циклу (ЯТЦ), которые могут предложить обоснованную альтернативу развитию государствами дорогостоящих и чувствительных с точки зрения распространения элементов ЯТЦ на своей территории. Поставлены масштабные задачи. Важно задать правильный вектор дальнейшего движения.
С этой целью Россия запустила Международный центр по обогащению урана в Ангарске, сформирован гарантийный запас низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ, которым уже сегодня может воспользоваться любое соблюдающее нераспространенческие обязательства государство. Важно, чтобы у стран, нуждающихся в долгосрочных поставках топлива для АЭС, был выбор и ощущение уверенности в завтрашнем дне.
Считаем необходимым также продолжать совместно поддерживать взятый международным сообществом курс на поступательное развитие системы гарантий МАГАТЭ и универсализацию Соглашения о гарантиях и Дополнительного протокола к нему в качестве общепризнанного стандарта проверки выполнения государствами своих нераспространенческих обязательств и одного из базовых условий осуществления контроля за ядерным экспортом.
Отмечаем растущее значение для мирового сообщества надежных механизмов противодействия рискам и угрозам, связанным с попаданием чувствительных ядерных материалов и технологий в руки негосударственных субъектов.
Международное сотрудничество в области обеспечения физической безопасности ядерных объектов и противодействия незаконному обороту ядерного материала носит стратегический характер. Необходимо сообща способствовать универсализации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Подчеркиваем важность Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, выработки «наилучшей практики» обнаружения ядерных материалов и ядерной криминалистики. Все эти усилия заслуживают целевой поддержки, в том числе на нашем форуме.
Одним из приоритетных направлений российской внешней политики остается предотвращение размещения оружия в космическом пространстве (ПРОК). Легче не допустить появления оружия в космосе, чем потом разгребать оружейные «завалы». Считаем, что международному сообществу пора приступить к серьезной предметной работе. Основа уже есть – российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. Ближайшую задачу видим в том, чтобы развернуть его всестороннее обсуждение на Конференции по разоружению и прокладывать тем самым путь к будущим предметным переговорам.
Важная составляющая наших усилий по ПРОК – разработка мер транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК). За пять лет такой работы в рамках ООН накоплен серьезный «багаж» предложений по МТДК. Созревшая идея выхода на качественно новый уровень совместной работы воплотилась в учреждении Группы правительственных экспертов. Благодарим всех за поддержку соответствующей резолюции ГА ООН 65/68. Теперь такая Группа, начиная с 2012 г., на требуемом экспертном уровне проведет исследование в области МТДК. Полагаем, что «конечным продуктом» работы мог бы стать проект международного документа о «правилах поведения» в космосе.
В последнее время наметилось некоторое оживление в решении проблем укрепления и модернизации европейского режима контроля над обычными вооружениями. Но этот процесс еще не приобрел необратимого характера.
Главное – завершить согласование мандата будущих переговоров, которые должны начаться уже в нынешнем году. Россия не выдвигает каких-либо предварительных условий, исходя из того, что каждый участник переговоров сможет поднимать любые интересующие его вопросы. Рассчитываем на такой же конструктивный подход со стороны наших партнеров. Срыв диалога не отвечал бы интересам европейской безопасности.