В преддверии 55-летия Росатомфлота итогами работы и мыслями о будущем предприятия поделился первый заместитель генерального директора – главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.
- Мустафа Мамединович, в последнее время об атомном ледокольном флоте стало даже модно говорить. О перспективах его развития любят рассуждать в СМИ. А каким Вы видите Росатомфлот в ближайшие годы?
- Действительно, интерес к атомному ледокольному флоту возрастает год от года. Постоянные гости нашего предприятия: зарубежные, российские журналисты, представители общественности и экологи. Мы открыты для всех. Внимание к атомоходам и обеспечению их работы историческая данность. На первом этапе развития Росатомфлота, назовем его научно-экспериментальным, а/л «Ленин» стал настоящей плавучей лабораторией. На его борту раскрывались возможности работы судна с атомной энергетической установкой. Нужно отдать должное первому капитану ледокола Павлу Акимовичу Пономареву, сформировавшему экипаж и подготовившему себе преемника – Бориса Макаровича Соколова, а также главному инженеру-механику Александру Калиновичу Следзюку. Этим людям удалось доказать состоятельность атомного ледокольного флота и наметить дальнейшие пути его развития.
Вторым этапом стало развитие Норильского промышленного района и работа на трассах Северного морского пути. В это период в Советском Союзе наблюдался рост экономики. Грузооборот увеличивался и атомный флот был востребован для обеспечения проводки судов. В период с 1975 по 1992 год было построено восемь атомоходов и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». В 1977 году а/л «Арктика» достиг Северного полюса. В 1978 году состоялся экспериментальный высокоширотный рейс из Мурманска на Дальний Восток атомного ледокола «Сибирь». Он положил начало транзитным перевозкам грузов по всей трассе Северного морского пути с обеспечением проводки транспортных судов атомоходами.
Сейчас наступил третий этап – обеспечение развития добычи углеводородного сырья в Арктике. Никто не имеет такого опыта работы на ледовых трассах, как специалисты Росатомфлота, но самоуспокаиваться мы не имеем права. Развитие российской части Арктики невозможно без эффективного атомного ледокольного флота. В ближайшие годы нам предстоит освоить ледоколы нового поколения, изменить принцип работы и решать задачи по проводке танкеров дедвейтом до 100 тыс. тонн. Например, когда такой мегапроект компании НОВАТЭК, как «Ямал СПГ», заработает в полном объеме, газовозы из порта Сабетта будут выходить каждые 40 часов. Мы должны обеспечить их проводку. Раньше эксплуатационный период использования атомоходов был от 6 до 7 месяцев, то сейчас необходимо выйти на 10.
- Кто помимо компании НОВАТЭК является ключевым партнером Росатомфлота?
- Контракт с «Ямал СПГ» подготовлен до 2040 года. К 2021 объем экспорта сжиженного природного газа из порта Сабетта составит 17.500 млн. тонн. По нашим подсчетам только этот проект даст нам до 40 процентов от общей загрузки предприятия.
На Ямале у нас есть еще одна интересная работа – крупнейшее на полуострове месторождение нефти и конденсата – Новопортовское. Его разработкой занимается компания «Газпром нефть». К 2017 году объемы добычи нефти в Обской губе составят не меньше 5 млн. тонн. Для сравнения, грузооборот порта Мурманск - 17 млн. тонн, а здесь только два наших партнера дадут 22,5 млн. тонн.
Мы также надеемся, что получат свое продолжение работы в Карском море компании «Роснефть» и, конечно, сотрудничаем с нашим давним партнером компанией «Норильский никель».
Эти четыре наших базовых партнера могут стать настоящими драйверами развития всей инфраструктуры Арктики.
- Тогда Северный морской путь обретет черты национальной транспортной магистрали?
- Севморпуть уже сейчас привлекает внимание компаний из Японии, Южной Кореи и северного Китая. У нас есть успешный опыт проводок судов, но пока они носят индивидуальный характер, а наша задача выйти к караванному ледокольному обеспечению. Для этого одних наших усилий недостаточно. Необходимо строительство современных судов ледового класса не ниже Arc 5. Всем известно, что Япония и Корея обладают лучшими верфями по строительству газовозов. Хочется надеяться, что отечественные судостроители не останутся в стороне.
Помимо этого, необходимо модернизировать, а где-то строить арктические порты, аварийные центры и развивать спутниковую навигацию. Без необходимой инфраструктуры у Северного морского пути нет будущего.
- Если все проекты по добыче углеводородов реализуются и на Севморпути появятся караваны судов ледового класса, то в этих объемах Росатомфлот сможет предложить ледокольное обеспечение? Какие атомоходы будут работать?
- Атомоходы «Таймыр» и «Вайгач» мы видим в работе до 2018-2020г. при условии продления ресурса реакторной установки до 200 тыс. часов. На смену им идут три новых универсальных атомохода проекта 22220 (ЛК60), способных работать на арктических трассах и в устьях рек. С их появлением мы уйдем от непродуктивных затрат времени. Например, раньше один ледокол подводил, а второй завершал проводку по реке Енисей. Двухосадочный атомоход справится с этой задачей самостоятельно.
Атомный ледокол «50 лет Победы» сможет работать в Арктике до 2035-2040г. Его оценка сроков эксплуатации находится, что называется, за горизонтом планирования.
Таким образом, в ближайшем будущем у нас будет а/л «50 лет Победы» и три новых атомохода. По нашим оценкам, этого недостаточно, и еще нужны минимум два ледокола.
Сейчас строительство атомного ледокольного флота происходит за счет бюджета. Возможно, четвертый и пятый атомоход нового поколения будут создавать на коммерческой основе.
Сейчас «Крыловский научный центр» занимается разработкой новых ледоколов мощностью 110 МВт. Им будет по силам работать в Арктике круглый год. Очень востребованной смотрится разработка однореакторных ледоколов мощностью 40 МВт. Научная мысль не стоит на месте. Сейчас самое главное возобновить навыки строительства атомных ледоколов. Хотя бы как при создании а/л «Ленин», где с первой линии на ватмане до спуска на воду прошло 27 месяцев.
- Вы не боитесь, что с выводом из эксплуатации старых атомоходов на новых будет трудно сформировать экипажи?
- Перед предприятием эта проблема остро не стоит. Во-первых, экипажи станут меньше. Например, сейчас на двухреакторном ледоколе экипаж насчитывает 104 человека, а на новом – 55. Во-вторых, за годы работы у Росатомфлот появился привлекательный имидж для потенциальных работников. Предприятие предлагает привлекательную заработную плату и хороший социальный пакет. Поверьте, молодых специалистов в Росатомфлоте достаточно. Сейчас мы привлекаем как выпускников Мурманского государственного технического университета, так и вузов Омска, Томска. А в-третьих, Арктика всегда будет притягивать романтиков, что бы не случилось, но недостатка в людях, мечтающих ломать льды на атомном ледоколе, не будет. Я считаю, что уходит время, когда популярностью пользовались профессии экономистов и юристов. В стране все больше востребованы технические специалисты. За ними и будущее Росатомфлота.