Российский ледокольный флот сегодня считается самым мощным в мире, но еще в 19 веке многие и подумать не могли, что суровые льды Арктики покорятся человеку.
Арктические льды издавна пугали мореплавателей своей непроходимостью, поэтому мало кто приближался к ним на близкое расстояние. Но о необходимости создания кораблей, способных расколоть толстый ледовый покров, судовладельцы задумались еще в 60-х годах 19 века. Именно тогда был создан первый прообраз будущих ледоколов – винтовый пароход «Пайлот».
Судовладелец Михаил Бритнев из Кронштада в 1864 году поручил срезать носовую оконечность парохода «Пайлот» под углом в 20 градусов к линии киля. Теперь судно было способно наползать на лед и ломать его под своей тяжестью, что подтвердили первые испытания в апреле 1864 года.
Но еще большим было удивление всего мира, когда «Пайлот» смог пройти Финский залив в ноябре, когда лед был таким толстым, что в нем застревали абсолютно все судна. Таким образом, пароход «Пайлот» первым продлил время навигации до зимы. Позже проекты «Пайлота» купили ряд компаний из Германии, Швеции, Дании и США. Популярность парохода-ледокола и натолкнула адмирала Степана Макарова на создание первого в мире ледокола «Ермак».
«Ермак» — PR-акция первооткрывателя Арктики
Впервые мысль о создании ледокола назрела у адмирала Макарова в 1892 году, когда норвежский исследователь Фритьоф Нансен заявил о своем намерении отправиться в экспедицию на Северный полюс. Макаров отмечал, что преодолеть льды и добраться до Северного полюса на обычном корабле невозможно, поэтому предложил создать судно нового типа – ледокол. По его замыслу, оно должно было быть оснащено паровой машиной, а его мощность должна достигать 10 тысяч лошадиных сил.
Кроме того, создание ледокола было полезно и для российской экономики: способность преодолевать огромные ледовые преграды, позволила бы сибирским купцам наладить торговлю по Северному морскому пути и запустить регулярные товарные перевозки. Докладывая руководству Российской империи, Степан Макаров отмечал и научную важность ледоколов в изучении Северного Ледовитого океана. Однако большие затраты и неуверенность в успехе отталкивали как купцов, так и российские власти, поэтому денег на создание первого ледокола адмирал Макаров так и не получил.
Тогда он устроил своеобразную PR-акцию своему еще несуществующему изобретению. Макаров организовал публичные лекции «К Северному полюсу — напролом!», которые получили большую популярность, а затем отправился в путешествие по портам Швеции, Норвегии и России для изучения условий работы будущего ледокола. После этого он смог «растопить лед в сердце» министра финансов Российской империи Сергея Витте и в 1867 году деньги на строительство были выделены.
А в декабре 1897 года на базе английской фирмы Armstrong Whitworth был создан первый в мире ледокол «Ермак», способный преодолевать льды толщиной в два метра. В течение 1899 года «Ермак» не раз спасал судна, которые застревали в речных льдах, а в мае того же года он совершил свое первое плавание по Северному Ледовитому океану. Экспедиция во главе с адмиралом Степаном Макаровым имела огромное значение для науки: исследователи не только опробовали ледокол в полярных условиях, но и провели огромную работу по изучению фауны океана и северных льдов.
Позже совершались повторные полярные экспедиции, а во время русско-японской и первой мировой войн ледокол «Ермак» не раз открывал путь российским кораблям на Дальний Восток.
Ледокол «Ермак» стал первопроходцем, в своем роде экспериментальным судном, каждая поломка и пробоина которого давала конструкторам новую пищу для размышлений, ведь до его запуска судостроители ничего не знали о работе в полярных условиях.
Но в 1916 году адмирал Степан Макаров, уже признанный в то время океанограф, предложил улучшенную версию ледокола «Ермак». В этом же году на английской фирме W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. Был изготовлен новый ледокол, получивший название «Святогор».
«Красин» — самый мощный арктический ледокол
Длина нового ледокола составляла почти 99 метров, а ширина – 21,6 метра. Кроме того, он мог достигать скорости в 15 морских узлов. Его тут же признали самым мощным арктическим судном в мире, однако век первого «Святогора» был недолгим – спустя год после официального запуска он был затоплен в реке Северная Двина. Затоплен он был не случайно, англичане решили использовать его для закрытия реки, чтобы не пустить в страну интервентов. А в 1920 году судно было поднято англичанами и отправлено в Норвегию уже под британским флагом.
Лишь в 1921 году советскому адмиралтейству удалось выкупить «Святогор» за 75 тысяч фунтов. А в 1927 году ледокол обрел новое имя – «Красин» в честь советского дипломата, который добился возвращения судна в Россию. С этого момента начались героические страницы в истории второго российского ледокола. В 1928 году экипаж ледокола спас потерпевший крушение экипаж дирижабля «Италия», а на обратном пути он вызволил из ледового плена более 1500 пассажиров корабля «Монте Сервантес». Журналисты того времени писали, что если бы «Красин» не подошел вовремя, то получившего пробоины ото льда «Монте Сервантеса» постигла бы участь «Титаника».
В 1950-з годах прошел капитальный ремонт и усовершенствование ледокола «Красин» и тот стал похож на своих потомков – дизель-электрических ледоколов послевоенной постройки. Он прослужил, спасая десятки судов, попавших в ледовый плен, до 1972 года, после чего его перевели из класса ледоколов в научно-исследовательский класс.
После «Красина» в России наладили производство ледоколов. Так, в 1938 году был изготовлен первый линейный ледокол «И. Сталин» (позже переименован в «Сибирь»). На нем использовались паровые машины по английским чертежам и угольные котлы. Он стал головным кораблем в серии четырех ледоколов: «В. Молотов» (позже – «Адмирал Макаров»), «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «О.Шмидт» (А. Микоян). Первые два из них были построены на Балтийском заводе, а остальные на нынешнем Черноморском судостроительном заводе в Николаеве.
Всего на Балтийском заводе в Петербурге до 1941 года было построено восемь ледоколов, а с 1956 по 1958 годов — десять речных ледоколов. А в 1959 году был построен первый в мире ледокол с атомной установкой – «Ленин», который открыл новую эпоху в развитии ледового флота России.