На форуме АтомЭко – 2013, прошедшем в Москве 30-31 октября, активно обсуждались вопросы вывода из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов. Среди основных проблем специалисты отмечали отсутствие в России современной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы вывода. О том, какой должна быть эта база, нашему порталу рассказал исполняющий обязанности начальника управления по выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов Госкорпорации «Росатом» Евгений Комаров.
– Евгений Алексеевич, насколько необходим специальный закон о выводе из эксплуатации? Что он, по Вашему мнению, должен содержать?
– Действительно, анализ показывает, что аспекты вывода из эксплуатации явно недостаточно регулируются действующим российским законодательством. Практически единственный закон, касающийся этих вопросов – ФЗ «Об использовании атомной энергии» – определяет ответственность эксплуатирующей организации за безопасность на всех этапах жизненного цикла опасного объекта, включая вывод из эксплуатации, не уточняя, как организацией и на какие средства это должно быть сделано, особенно для объектов так называемого «ядерного наследия» И сегодня у многих организаций, имеющих такие остановленные объекты, существуют существенные проблемы с обеспечением их безопасности: они вынуждены финансировать соответствующие работы за счет основной операционной деятельности, что снижает ее эффективность. Т.е. при этом не учитывается, что до определенного времени эти объекты находились в федеральной собственности, а некоторые и сейчас находятся.
Решить эти проблемы можно только принятием специального закона , регулирующего вопросы вывода из эксплуатации.. Концепция соответствующего законопроекта в настоящее время разрабатывается и ее планируется подготовить к концу этого года.
Как и в случае РАО, закон должен закрепить ответственность государства: оно должно гарантировать, что осуществит вывод из эксплуатации всех объектов «наследия», то есть декларировать долгосрочную программу вывода.
Необходимо также установить временную границу прекращения ответственности государства за вывод из эксплуатации. Пока нет единого мнения, будет ли она для всех одинаковой для всех объектов, поскольку есть варианты – разграничивать ответственность либо по дате акционирования предприятия, либо по дате принятия закона.
По аналогии с Национальным оператором по обращению с РАО, может быть определена единая организация, ответственная за вывод из эксплуатации, прописаны схемы ее финансирования и передачи ей выводимых объектов.
В подзаконных актах – постановлениях правительства, нормативной документации – должны быть четко прописаны требования к проекту вывода и расценки на проведение соответствующих работ.
– Как планируется решать вопросы кадрового обеспечения работ по выводу?
– Трудности в этой области определяются проблемой утраты критических знаний со сменой поколений специалистов. Чтобы ее решить, мы идем по пути создания информационных систем, которые позволят эти знания сохранить. Мы также надеемся, что при наличии достаточного финансирования и опыта реализации проектов постепенно будут накапливаться компетенции кадров компаний, занимающихся выводом из эксплуатации.
Мы также занимаемся подготовкой и обучением отраслевых специалистов. Очередной учебный семинар пройдет 14-15 ноября в Обнинске. На нем планируем рассмотреть вопросы повышения качества и эффективности ведущихся проектов по выводу из эксплуатации путем изучения лучших мировых практик и внедрения системы проектного управления.