Посол Ирана в Москве Мехди Санаи рассказал в интервью ТАСС о ситуации вокруг соглашения Тегерана и "шестёрки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия), о предложениях по совместному противостоянию санкциям США, а также перспективных направлениях двустороннего сотрудничества с Россией.
- Прорабатывает ли Иран шаги на случай выхода США из совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе? Каковы могут быть последствия, с точки зрения Ирана, подобного решения США? Считает ли Иран возможной дальнейшую реализацию ядерной сделки, если США в одностороннем порядке выйдут из неё?
- Поведение Америки в отношении СВПД будет иметь серьёзные последствия для процесса урегулирования международных конфликтов и даже для международного права в целом.
Представьте, что с проведением выборов в какой-либо стране новый президент будет отказываться от соглашений, достигнутых предыдущим президентом. В такой обстановке невозможно вообще сформировать какую-либо договорённость.
Все страны мира внимательно следят за действиями США и других сторон, вовлечённых в СВПД. И когда договорённости, достигнутые основными международными державами, постоянными членами Совбеза ООН, договорённости, по которым принята соответствующая резолюция ООН, с лёгкостью разрываются в одностороннем порядке, как можно доверять авторитету и устойчивости любой другой договорённости?
Очевидно, что президент США Дональд Трамп отдаёт приоритет внутренним вопросам и конкуренции между партиями внутри страны нежели международным обязательствам США.
В результате любые внутренние события в Соединённых Штатах могут изменить позицию Вашингтона в отношении своих международных обязательств. С другой стороны, выход США из СВПД, без сомнения, приведёт к изоляции этой страны в мировом сообществе.
Конечно, американцы пытаются побудить Иран к выходу из СВПД. Необходимо пояснить, что, во-первых, СВПД - это многосторонняя договорённость, и Иран будет привержен этой договорённости до тех пор, пока все стороны будут выполнять свои обязательства по ней.
Во-вторых, Иран наряду со своими обязательствами может воспользоваться выгодами от СВПД. Если будет решено, что санкции возвратятся к ситуации до СВПД, то как можно ожидать, чтобы Иран был привержен своим обязательствам по СВПД?
Тем не менее, Исламская Республика Иран, несмотря на пессимизм в отношении позиции западных стран, продвигала вперед переговорный процесс по СВПД и, естественно, всегда осознавала возможность нарушений со стороны Запада, особенно США, в связи с чем подготовила себя к условиям выхода США из соглашения в рамках СВПД.
- Поддерживает ли Иран контакты с Россией по ситуации вокруг СВПД? Есть ли у сторон общие позиции по этому вопросу? Возможны ли какие-то совместные действия РФ и Ирана для сохранения СВПД?
- В настоящее время все стороны СВПД, за исключением Соединённых Штатов Америки, говорят о своей единой позиции, основывающейся на сохранении и приверженности СВПД, и ни одна из этих стран не принимает позицию президента Дональда Трампа о свёртывании СВПД.
Естественно, приверженность Исламской Республики Иран СВПД, что неоднократно подтверждалось международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), является свидетельством эффективности этой договоренности.
Иран и Россия поддерживают диалог и постоянно находятся в контакте друг с другом по вопросам сохранения СВПД и приверженности всех сторон к нему.
Все стороны выиграли от достижения договорённости, стратегия Ирана и России по международной проблематике оказалась правильной.
СВПД означает дипломатическую победу, это достижение и для Ирана, и для России, и для всего международного сообщества.
Отмечу, что Российская Федерация сыграла значительную роль в формировании и реализации СВПД, её принципиальная позиция по поддержке этой международной договорённости заслуживает отдельной благодарности.
- Как повлияло вступление в силу СВПД на развитие отношений Москвы и Ирана? Осуществляется ли в нынешних условиях военно-техническое сотрудничество между нашими странами?
- В области экономики сотрудничество двух стран после СВПД развивается в хорошем темпе.
Военно-техническое сотрудничество между двумя странами было и раньше, поставка ЗРК С-300 является важным моментом в военно-оборонном взаимодействии двух стран.
Естественно, сотрудничество России и Ирана в противодействии терроризму в Сирии также создало благоприятную основу для развития военно-технического сотрудничества между нашими странами.
- Оказались ли под угрозой какие-то контракты и договорённости Ирана с Россией или со странами Евросоюза из-за позиции США по ядерной сделке?
- Создав нехорошую атмосферу, американцы постарались воспрепятствовать взаимодействию компаний и банков с Ираном, и мы расцениваем это как саботаж процесса реализации СВПД со стороны США.
Именно по этой причине Исламская Республика Иран не смогла полностью воспользоваться экономическими выгодами от СВПД.
В качестве примера можно привести договоры на покупку самолётов "Boeing" и "Airbus", когда американская сторона стала чинить препятствия получению самолётов.
Жизнь в режиме санкций учит тому, что для финансового и торгового взаимодействия необходимо стремиться создавать подходы, лежащие за пределами западной системы.
Сейчас, когда и Россия также столкнулась с санкциями со стороны Запада, необходимо развивать консультации и сотрудничество между Ираном и Россией.
На самом деле мы должны прийти к совместному антисанкционному механизму с тем, чтобы мы смогли нейтрализовать санкции или свести их влияние к минимуму.
США вводят санкции, многие из которых принимаются с целью создания условий для недобросовестной конкуренции и удаления своих конкурентов с рынка, это также возникает и проявляется в сфере энергетики.
Несмотря на это давление, европейские компании заинтересованы работать с Ираном и инвестировать в Иран.
- Как изменилась экономическая ситуация в Иране в результате вступления в силу СВПД? Есть ли угроза её ухудшения и обострения внутренней обстановки из-за действий США в вопросе СВПД?
- Естественно, снятие санкций оказало положительный эффект на экономику Ирана. Так, с увеличением экспорта нефти и ненефтяных товаров, а также зарубежных инвестиций в страну, экономика Ирана испытала рост.
В то же время США, в нарушение духа и буквы СВПД, пытаются создать атмосферу страха и беспокойства в финансово-экономических центрах с тем, чтобы эти центры испытывали беспокойство в ходе экономического, торгового и финансового взаимодействия с Ираном.
Создаётся впечатление, что после СВПД международное сообщество, особенно европейцы, больше не намерены идти в фарватере США и не готовы жертвовать своими интересами в угоду Вашингтону.
Разумеется, так как реализация СВПД считалась выигрышем для всех сторон, то и отрицательные последствия за его слом также лягут на все стороны, особенно на европейские страны и США.
- На каких темах предполагается сосредоточить внимание в ходе заседания межправительственной российско-иранской комиссии (МПК) в Москве 5-6 марта?
- На протяжении трёх прошлых лет между двумя странами регулярно, без сбоев проводились заседания совместной российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК).
13-ое заседание МПК стало рекордным с точки зрения количества компаний-участников от обеих сторон и количества подписанных документов.
На 14-ом заседании МПК основной акцент будет сделан на порядке финансирования крупных проектов, развитии сотрудничества в области транспорта, развитии торговли электроэнергией, упрощении и облегчении двусторонней торговли.
Среди самых важных тем, которые будут обсуждаться на заседании МПК 5-6 марта, будут вопросы, относящиеся к банковской сфере, таможне и здравоохранению.
В области транспорта решено, что 9-ое заседание совместного рабочего комитета по сотрудничеству в области транспорта будет проведено на полях МПК, где ответственные лица двух стран подпишут протокол и меморандум о сотрудничестве в области прохода судов вблизи береговой линии, а также актуализируют соглашение о признании документов о квалификации мореплавателей во время нелимитированных плаваний.
В области энергетики будут обсуждены вопросы, относящиеся к выполнению работ по проекту электростанции в Хормозгане мощностью в 1400 Мвт и реализации проекта по восстановлению ТЭС "Рамин" в Ахвазе.
Относительно таможенного сотрудничества представители двух стран обсудят препятствия, имеющиеся на пути реализации меморандума о зелёном коридоре.
В банковской сфере ответственные лица внесли в свою рабочую повестку различные вопросы, включая вопрос о начале сопряжения банковских платежных систем двух стран уже в 2018 году.
Что касается здравоохранения, то будет проведено обсуждение и обмен мнениями по вопросам сотрудничества в сфере фармацевтики, например, в области регистрации лекарственных препаратов и фармацевтических технологий. В этом же ключе будут обсуждаться вопросы обучения.
- Ранее сообщалось, что Россия планирует крупные инвестиции в экономику Ирана, в том числе в области атомной энергетики и нефтегазовой сфере. Можете ли Вы рассказать о конкретных проектах, в которые могут прийти инвестиции?
- В нефтяном секторе мы являемся свидетелями изменений в подходах со стороны ответственных лиц двух стран, курирующих нефтяной комплекс.
Подписание соглашения по оптимизации устойчивых нефтяных месторождений "Гарби" и "Абан" между компанией "Зарубежнефть" и национальной нефтяной компанией Ирана, есть месторождения "Чешме Хошк", "Чангуле", "Дехльран", "Мансури", "Аб Теймур", газовые месторождения "Фарзад-2" и "Азадеган" и другие, где идёт сотрудничество с нефтегазовыми компаниями "Газпром", "Газпромнефть", "Лукойл" и "Татнефть", а также подписание 15 меморандумов о сотрудничестве с компанией "Роснефть" - всё это является ясным свидетельством таких изменений в подходах.
Синхронизация электрических сетей двух стран для вхождения в новую фазу сотрудничества в области транзита электроэнергии, строительство теплоэлектростанций в Бандер-Аббасе, договоренность о строительстве второго и третьего блоков на атомной электростанции "Бушер" - также свидетельствует о новом сотрудничестве в энергетической сфере и создает новые горизонты для сотрудничества в сфере энергетики.