Развитие сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок — один из приоритетов нацпроекта «Цифровая экономика». Задачи компании «Цифрум», входящей в структуру Росатома, — создавать и масштабировать цифровые технологии, а также в качестве вендора выводить на рынок российское программное обеспечение индустриального назначения. О главных направлениях цифровизации госкорпорации и внедрении передовых технологий в промышленности «Телеспутнику» рассказал генеральный директор «Цифрума» Борис Макевнин.
- На ваш взгляд, что скрывается за термином «цифровизация промышленности»?
- Мне ближе всего прагматический подход, в соответствии с которым цифровизация — это прежде всего возможность существенного повышения эффективности. Но важно понимать, что в отличие от предыдущих волн компьютеризации и автоматизации современные цифровые технологии существуют не просто сами по себе, а завязаны на развитие бизнеса, способов взаимодействия и коммуникации.
Так что, цифровизация в промышленности — это не просто внедрение информационных систем, которые позволяют решать отдельные, частные задачи. Это комплексный подход, тесно связанный с совершенствованием производственных и бизнес-процессов.
Если совсем коротко, цифровизация — это уникальный шанс для любого бизнеса добиться необходимой адаптивности, обеспечить конкурентоспособность, устойчивость и успешное развитие в динамично меняющемся мире.
- Отечественная атомная отрасль является полностью независимой, поскольку опирается на собственные знания и разработки в ядерной сфере. Перечислите перспективные цифровые технологии, по которым Росатом развивает собственные компетенции?
- Начну с того, что Единая цифровая стратегия Росатома предусматривает три ключевых направления работы. Это внутренняя цифровизация, содействие цифровизации Российской Федерации и вывод на рынок импортонезависимых цифровых продуктов для отечественной промышленности. А одной из основ, обеспечивающих реализацию этих магистральных направлений, выступает программа развития сквозных цифровых технологий. За реализацию этой программы в структуре госкорпорации как раз и отвечает компания «Цифрум». В рамках этой работы наша команда стремится выступать для отрасли, да и для всего российского рынка, в нескольких ипостасях: как центр компетенций, интегратор и консультант.
Напомню, в настоящее время к категории сквозных в нашей стране отнесено десять технологий. Это квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, виртуальная и дополненная реальность, беспроводная связь, робототехника и сенсорика, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, управление данными и, наконец, отраслевые цифровые технологии.
В соответствии с дорожной картой, утвержденной в августе 2020 года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, Росатом отвечает за организацию работ по созданию в нашей стране отечественного квантового компьютера.
Еще одна дорожная карта, принятая в июле текущего года, предусматривает совместную с ГК «Ростех» работу по развитию высокотехнологичной области «Новые производственные технологии». Здесь перед нами стоит очень широкий спектр задач. Одна из них — создание, развитие и широкомасштабное внедрение отечественного промышленного ПО (программного обеспечения, — прим. ред.).
Целый ряд важных шагов на этом пути уже сделан. В частности, Росатом принимает активное участие в реализации масштабных планов государства по обеспечению технологической независимости промышленности. Например, разработанный в атомной отрасли пакет программ для инженерного анализа и суперкомпьютерного моделирования класса CAE (Computer-Aided Engineering, — прим. ред.) «Логос» доступен предприятиям различных отраслей на очень привлекательных условиях. А отечественные разработчики систем CAЕ/CAD (Computer-aided Design — система автоматизированного проектирования, — прим. ред.) объединили с «Росатомом» свои усилия в рамках консорциума для обеспечения цифрового суверенитета промышленности страны. По планам индекс технологической независимости России в области промышленного ПО должен будет возрасти с 15% в 2021 году до 60% в 2024-м.
- А если говорить о других сквозных цифровых технологиях?
- Мы работаем практически по всему списку. Причем по ряду направлений нам уже удалось сформировать собственные компетенции. В первую очередь я бы назвал искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальную и дополненную реальность, управление данными и предиктивную аналитику, промышленный интернет, а также различные комбинации этих технологий.
Использование искусственного интеллекта для оптимизации качества топливных таблеток, применение VR/AR-технологий для удаленной приемки сложных технических изделий на машиностроительных производствах, увеличение межремонтного интервала сложного оборудования на основе предиктивных моделей, анализа производственных данных и искусственного интеллекта — в этих проектах мы стремимся опираться прежде всего на собственные решения и разработки наших российских партнеров.
Обеспечение технологического цифрового суверенитета атомной отрасли, российской промышленности, всей экономики России — очень важная задача. Но это только одна сторона медали. Вторая, не менее важная сторона, — эффективность.
Наша задача состоит не только в том, чтобы развивать отечественные цифровые технологии, но и в том, чтобы выработать лучшие практики цифровизации. Вот почему ни один цифровой проект у нас в Росатоме просто невозможен без тщательной оценки ожидаемых эффектов. Применяемая нами методология позволяет работать с целым комплексом результатов, как прямых, так и косвенных. Сокращение затрат на материалы, экономия топливно-энергетических ресурсов, удешевление логистики, снижение затрат на плановые ремонты, увеличение сроков службы основных фондов и сокращение внеплановых простоев… Все эти эффекты, которых удается добиться в рамках проектов по цифровизации, в подавляющем большинстве случаев поддаются четкой экономической, финансовой оценке. И зачастую измеряются десятками процентов.
В сфере сквозных цифровых технологий мы решаем несколько важных задач: развиваем отечественные компетенции в приоритетных направлениях, нарабатываем опыт практических внедрений и, что не менее важно, получаем возможность тиражировать и масштабировать сформированную экспертизу — как в атомной отрасли, так и за ее пределами.
- Насколько безопасно применение таких цифровых технологий и решений?
- Безопасность в наше время — все более сложное и многогранное понятие. Начну с того, что безопасность — это одна из ключевых ценностей и наивысший приоритет Росатома. И это касается не только ядерных, но и цифровых технологий, с которыми работает отрасль. Но есть и другие аспекты безопасности в цифровую эпоху. Это риск избыточной зависимости от зарубежных цифровых технологий. Тот, кто владеет базовыми технологиями, по определению получает возможность выстраивать вектор их развития. Не случайно в нашей стране взят курс на обеспечение цифрового технологического суверенитета. И столь же не случайны усилия Росатома по развитию собственных компетенций в ряде сквозных цифровых технологий.
Что касается практики реализации конкретных проектов, то применение цифровых технологий в промышленности чаще всего направлено как раз на снижение различных рисков. В частности, таких, как риск выхода оборудования из строя.
В машиностроительном дивизионе Росатома уже десятки предприятий применяют предиктивную аналитику, что позволяет повысить надежность и эффективность работы оборудования. А в энергетическом дивизионе искусственный интеллект используется для распознавания лиц при обеспечении режима доступа на объекты.
И вот что важно: каждый такой проект становится очередным шагом к повышению безопасности и эффективности, в том числе благодаря интеграции различных цифровых технологий.
- Каковы пределы такой интеграции?
- Ни одна сквозная цифровая технология не задает конкретный, узкий сценарий применения. Напротив, спектр возможного использования чрезвычайно широк. Но еще более интересные результаты могу быть получены благодаря различным вариациям технологий, платформ и модулей.
Возьмем в качестве примера промышленный интернет. Казалось бы, возможности его применения очевидны: сбор данных с датчиков, передача их в центры обработки, принятие решений, формирование отчетов… Но если объединить промышленный интернет вещей и искусственный интеллект, возникает нечто большее, чем простая сумма технологий. Появляется новое качество. Таким образом конструктор сквозных технологий можно пересобирать под любые задачи, включая обеспечение безопасности.
Один из проектов в рамках нашего сотрудничества с ведущими вузами страны был посвящен переносу различных процессов в виртуальную реальность. Например, динамическому моделированию количества воды в реках, что дает возможность прогнозировать наводнения, засухи и другие негативные явления. Благодаря новым возможностям визуализации такие программируемые модели удалось сделать максимально наглядными и понятными для работников соответствующих служб и организаций.
Чем дальше развиваются технологии, тем больше они проникают друг в друга. И это дает нам новые возможности.
- Росатом развивает промышленную цифровую платформу, которая задумывается как комплекс из множества модулей. Зачем эта система нужна предприятиям?
- Прежде всего скажу пару слов о предыстории проекта. Мы начали разрабатывать различные цифровые решения задолго до того, как появился проект создания модульной мультисервисной промышленной платформы — именно так мы именуем этот проект — и столкнулись с тем, что в процессе накопления успешно реализованных кейсов само по себе количество отдельных, самостоятельных цифровых модулей становится своего рода проблемой. Кроме того, приходилось разбираться в огромном объеме данных, которые были в недостаточной степени структурированы, типизированы.
Наши цифровые системы и решения позволяют на уровне предварительных настроек сформировать понятное описание данных и дополнительных сервисов. Далее формируется среда доставки этих сервисов потребителю. Для нас такой подход является необходимостью и инструментом оптимизации деятельности. Мы хорошо понимаем, что с подобными задачами сталкиваются предприятия и в других отраслях промышленности.
Уже упомянутая дорожная карта развития новых производственных технологий предусматривает не только развитие основных классов российского промышленного программного обеспечения, но и создание единой промышленной платформы. Эту задачу мы решаем вместе с нашими партнерами — ГК «Ростех» и другими участниками российского рынка.
Если коротко, то под цифровой промышленной платформой мы понимаем комплекс взаимосвязанных и распределенных программно-технических средств, который обеспечивает взаимодействие большого количества участников. Основа для такого взаимодействия — использование консолидированных на платформе решений, единая среда разработки, а также распространение бизнес-приложений и систем с применением цифровых технологий.
Мы уверены, что создаваемая модульная мультисервисная промышленная платформа обеспечит тесное взаимодействие разработчиков с большим числом промышленных предприятий, станет своего рода витриной российских промышленных решений и средой для тиражирования лучших практик.
Очевидно, что создание платформы потребует решения множества юридических, организационных, технических и технологических вопросов. Необходимо определить единые стандарты, правила и подходы. Но главное, что практическая работа в этом направлении стартовала и идет нарастающими темпами при поддержке других промышленных и ИТ-компаний, заинтересованных министерств и ведомств.