2023 год стал прорывным для ведущего российского разработчика и производителя оборудования радиационного контроля – НПП «Доза». Портфель заключенных контрактов предприятия увеличился более чем в 10 раз, компания наращивает производственные мощности, расширяет штат сотрудников и переезжает в новый производственный комплекс в Зеленограде. О происходящих изменениях и планах на будущее в интервью научно-деловому порталу «Атомная энергия 2.0» рассказал генеральный директор НПП «Доза» Алексей Нурлыбаев.
– Алексей Кубейсинович, расскажите, пожалуйста, про основные коммерческие успехи научно-производственного предприятия «Доза» в 2023 году?
– В этом году у нас, что не месяц – то рекорд по объемам выпуска продукции. Мы растем и выполняем проекты все большего масштаба. По выручке и отгрузкам готовой продукции все первые месяцы этого года стали рекордными в истории компании. Самые крупные контракты у нас были заключены в конце прошлого года – на поставки систем радиационного контроля для новых атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер» («Россия») и проекта 22220 («Якутия и «Чукотка»), атомных электростанций «Руппур», «Аккую», Курская АЭС-2.
В этом году заключили большой контракт на поставку АСРК «Феникс»external link, opens in a new tab для четырех модернизированных атомных плавучих энергоблоков с НПО «Аврора». Это знаковый проект, очень интересный. Мы сейчас наблюдаем изменение рынка атомной энергетики, если раньше он был представлен преимущественно крупными АЭС и связанной с ними инфраструктурой, то сейчас на подъеме совершенно новые идеи – атомные станции малой мощности, плавучие энергоблоки, атомные батарейки. Отрасль ищет решения, которые будут не такими сложными и тяжеловесными. АЭС – масштабный проект, который может обеспечить электроэнергией целый регион, но это гигантская, дорогостоящая и длительная стройка, поэтому очень сложно такие проекты запускать. И сейчас идет поиск более компактных решений, чтобы не заходить сразу с больших козырей. Атомные станции малой мощности – очень перспективная, потенциально экспортная тема. Для них мы уже прорабатываем и готовим решения систем радиационного контроля.
Если говорить о знаковых событиях в деятельности нашей компании, то в этом году мы отгрузили АСКРО для АЭС «Аккую»external link, opens in a new tab. Сложный проект, с важным политическим значением. Как известно, 27 апреля для первой в Турции атомной электростанции была доставлена первая партия ядерного топлива, и это стало началом новой эпохи – Турция получила статус страны с мирными атомными технологиями. Без нашей системы радиационного контроля завоз топлива был бы невозможен. Поэтому когда мы в очень сжатые сроки выполняли этот важный заказ, то очень переживали, чтобы успеть вовремя. Не без проблем, но все удалось реализовать.
Это наша первая АСКРО нового поколения, установленная на АЭС, такие же сейчас производим для АЭС «Руппур» и Курской АЭС-2. В перспективе на уже действующих российских АЭС запланирована постепенная смена АСКРО старого поколения на новые системы.
В целом можно сказать, что у нас два этапа на пути к коммерческому успеху: первый – заключить контракты на разработку, производство и поставку оборудования, второй – успешно выполнить проекты. Поэтому мы всегда находимся на разных ступенях борьбы за коммерческие успехи, текущие и будущие, – где-то заключаем крупные контракты, где-то – выполняем заказы и реализуем масштабные проекты.
– С чем Вы связываете существенный рост объемов контрактов на продукцию Вашей компании? За какие направления радуетесь более всего? Чем гордитесь?
– Легко было бы объяснить существенный рост объемов спецоперацией, сказать, что ушли конкуренты, и все заказы достались нам. Но, если посмотреть на структуру нашего портфеля контрактов, то становится понятно, что в период борьбы за эти контракты конкурентное поле не менялось. Нельзя сказать, что крупные проекты достались нам из-за того, что кроме нас некому было их выполнять.
Наш успех я связываю с эффектом накопления – мы много лет работали на репутацию, на то, чтобы заказчики относились к нам как к серьезному и надежному партнеру, как к компании, которая предоставляет комплексный инжиниринговый продукт, а не просто набор каких-то изделий или датчиков. Все выигранные контракты – это результат многолетней борьбы за авторитет и доверие, ничего не далось легко, все достигнуто трудом и компетенциями наших сотрудников. Просто компания перешла на новый уровень, и это стало ощущаться.
Радуемся за все направления, сложно выделить какое-то одно из них. Крупные контракты – это всегда приятно. Но они появились не сами по себе, у них всех есть фундамент, из предшествующих проектов, не столь масштабных. И этот фундамент позволяет нам перейти на новую ступень своего развития. Поэтому радуемся за все, что удалось реализовать.
– Как повлияли санкции и сложная геополитическая обстановка на экспортную деятельность предприятия? Есть ли интерес к продукции НПП «Доза» за рубежом?
– Санкции и международные отношения оказывают негативное влияние, как на импорт, так и на экспорт. Конечно, возникли сложности с импортом комплектующих, и сложности с экспортом российской продукции. Но «Доза» никогда не ориентировалась на США и Европу. Это рынки очень закрытые, бюрократизированные, есть проблемы, связанные с недобросовестной конкуренцией. Кроме того масштаб атомной отрасли в Европе незначительный.
США – другое дело, там большой масштаб, но еще более патриотический настрой – посторонних не пускают, работают только американские компании. Кроме того, сложились свои традиции и другая культура, используется оборудование с принципиально другими подходами к конструированию. К примеру, американцы очень любят стрелочные указатели. И у них до сих пор на АЭС приборы со стрелочками. А если кто-то разрабатывает приборы с экраном, то есть обязательная функция – вывести электронную стрелочку на экран. Я не говорю, что так плохо, просто это другой подход, они привыкли к другим вещам. Поэтому американские проекты АЭС в Америке, Южной Корее, Японии плохо совместимы с оборудованием европейским или российским. С этой точки зрения из-за санкций ничего не изменилось. Мы как не работали с Европой и США, так и не работаем.
Что касается других стран, то, пожалуй, активность повысилась. Появился большой интерес со стороны стран Ближнего Востока и Африки. Они активно развивают атомную энергетику и испытывают дефицит производственных мощностей в своих странах. И у них много чего нет, в частности, оборудования радиационного контроля. Поэтому мы сейчас прорабатываем различные формы сотрудничества – рассматриваем совместные предприятия, локализованное производство. Эта тема интересная, но я все равно остаюсь скептиком в плане экспорта. И это не связано с политической обстановкой, а в большей части с тем, что атомная отрасль в России такая обширная и перспективная, что, когда стоишь на перепутье, думая на что бросить силы, то в приоритете – российский рынок, потому что здесь есть, что осваивать. Поэтому пока не появятся конкретные результаты по совместным усилиям с зарубежными партнерами, считаю, что нам рассказывать о перспективах развития экспорта еще рано.
Тот факт, что у нас есть партнеры на Ближнем Востоке, в Азии, Индии, Китае, говорит о возможном векторе для развития. И интерес к продукции НПП «Доза» однозначно есть. Наши партнеры проводят анализ рынка, и их оценка совпадает с нашей – предприятий масштабов «Дозы» по объемам выпускаемого оборудования радиационного контроля единицы, не более 5 во всем мире. Но, в отличие от конкурентов, мы не так активны на зарубежных рынках. Я бы сказал, что это наш скрытый потенциал и в наших силах его использовать, когда захотим.
– Как рост заказов повлиял на научно-исследовательскую и производственную деятельность НПП «Доза»? Какие шаги предпринимаются для того, чтобы справиться с многократно возросшими объемами?
– Деятельность «Дозы» всегда выстраивается на трех столпах – разработке, производстве и эффективных продажах. В продажи я включаю и все сопутствующие подразделения, которые задействованы в работе с заказчиками. Когда многократно увеличивается объем заказов, то возникают проблемы во всех трех направлениях. Если говорить о разработчиках, то самым тяжёлым стало то, что многие из них отвлекаются от создания новых продуктов и занимаются адаптацией наших решений под конкретные контракты и объекты заказчиков. Везде есть какие-то нюансы, зачастую требуется дополнительная сертификация для специфических требований. Такая работа часто не связана с изменением конструкторской документации, в основном это – бумажная работа. Жаль, что разработчикам приходится этим заниматься. Но выбора нет, так как такую работу никому другому не поручить, она напрямую связана с разработкой изделий.
Чтобы справиться с возрастающими объемами, компания перешла в стадию экстенсивного роста, у нас идет активный набор персонала. К примеру, наш отдел проектирования вырос уже в два раза. Чем больше работы, тем больше требуется людей. И увеличение количества сотрудников влечет за собой новую проблему, уже управленческого характера. Руководитель любого уровня не может управлять большим количеством людей. Поэтому когда отделы разрастаются, то возникает потребность в ведении промежуточных уровней управления, каких-то локальных руководителей, начальников групп. Требуется пересмотр структуры управления. Поэтому грядет реформа. Ничего страшного в этом нет, это эволюционный процесс, который позволит повысить эффективность управления и взаимодействия между сотрудниками и подразделениями.
Мы будем стараться не растерять и сохранить наши традиционные ценности – «Доза» всегда была компанией с семейной дружеской атмосферой. Мы ею дорожим и не хотим превращаться в бездушную корпоративную машину. Это с одной стороны. С другой – объем заказов и высокий уровень ответственности за их выполнение, неизбежно ведет к большей строгости в управлении, четкой иерархичности. Сохранить гибрид – ответственность и директивность управления и не потерять человеческие дружеские отношения – это наша задача, которую будем стараться выполнить.
Сейчас у нас полным ходом идет переезд в новый производственный комплекс, который находится по адресу: Зеленоград, ул. Академика Валиева, д.4. Это радостное и долгожданное событие, которое знаменует начало новой эпохи. Для нас переезд – это возможность выйти на новый уровень, повысить эффективность своей деятельности и существенно нарастить свой научный и производственный потенциал. При проектировании мы много внимания уделили созданию комфортной среды как для сотрудников, так и для наших гостей. Надеюсь, нам это удалось.
– По вашему мнению, в чем сегодня заключаются основные факторы успеха в российском и мировом высокотехнологичном приборостроении?
– Я не такой великий специалист, чтобы говорить о приборостроении в целом, могу сказать о приборостроении в области оборудования радиационного контроля. За всю свою жизнь я не сталкивался с быстрым успехом в нашей отрасли, не видел таких примеров. Никаких новых прорывных идей, которые сегодня появились – завтра реализовались, ничего подобного. Все успешные компании, тем более крупные, десятилетиями «пахали». И теперь ретроспективно можно, конечно, объяснять, почему та или иная компания достигла успеха, можно заглянуть в гараж Стива Джобса и сказать: «Делайте так же – и станете как Apple». Это все самообман. Истории успеха – они все разные и связаны с тяжелым, каждодневным трудом и, в том числе, элементами везения. Поэтому возникновение в приборостроении в нашей сфере каких-то «прожектов» с большим вливанием денег и стремительным взлетом, на мой взгляд, маловероятно. Отрасль очень наукоемкая, требует больших знаний и огромного опыта не только в электронике, но и в метрологии ионизирующих излучений. А это настолько специфичная область, что количество специалистов мизерно. Их единицы. Чтобы достичь успеха в нашей области, надо много и долго работать, принимать верные решения и, может быть, тебе повезет.
И вообще понятие «успеха» у каждого свое. Для меня главный его критерий – это не деньги, не размер прибыли, не количество сотрудников и выпускаемых изделий. Это – внутреннее ощущение каждого человека, который работает в компании. И, стремясь к успеху денежному, мы можем забыть, что успех – в нашей голове. И если мы будем хотя бы изредка об этом вспоминать, то придем к нему гораздо быстрее. А успешным людям и работать легче и достигать высоких коммерческих показателей станет еще проще.
Я заметил, как мы в компании празднуем крупные заключенные контракты и как переживаем из-за какого-нибудь мелкого проигранного конкурса за самые маленькие деньги в мире. Переживаем мы долго и мучительно, а радуемся пять минут. Даже если выигран мегаконкурс, то радости надолго не хватает, а из-за небольших неудач или проблем сразу впадаем в стрессовое состояние. Есть в этом дисбаланс и, наверно, главный залог успешной деятельности – это умение радоваться каждый день. Для этого не надо ждать завершения проекта на миллиард, можно находить приятные моменты в череде рабочих будней, и не вгонять себя в депрессию все новыми и новыми задачами, которые сложно выполнить в требуемые сроки. Для нас успех компании – это оптимизм и хорошее настроение каждого сотрудника.