Научно-производственное предприятие «Доза» сегодня является ведущим разработчиком и производителем оборудования радиационного контроля в России и странах СНГ. Генеральный директор предприятия Алексей Нурлыбаев рассказал редакции портала «Атомная энергия 2.0» об итогах уходящего 2020 года и планах на наступающий 2021 год.
– Алексей Кубейсинович, расскажите, пожалуйста, с какими основными успехами завершается этот непростой 2020 год для НПП «Доза»?
– Наши успехи в основном связаны с крупными проектами и новыми разработками.
Из успехов, связанных с проектами, в первую очередь следует отметить поставку оборудования для атомных станций. Мы начали поставлять на них наши системы радиационного контроля относительно недавно, ранее это были в основном объекты ядерного топливного цикла. В этом году у нас появились новые контракты на Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2, Ростовской АЭС, а также на Курской, Калининской, Балаковской, Белорусской и АЭС «Руппур».
Из других значимых проектов следует отметить контракты с ОКБМ Африкантов и ОИЯИ. Кроме того, в компании активно развивается направление оборудования для медицины. Мы заключаем большое количество контрактов на поставку небольших систем радиационного контроля для онкологических центров, оснащаем ПЭТ-центры и отделения радионуклидной терапии. В этом году начали участвовать в федеральном проекте «Борьба с онкологическими заболеваниями» Министерства здравоохранения России. А еще завершили комплексный проект для Европейского медицинского центра.
Мы успешно прошли сертификацию в системе «Росатомрегистр». Недавно Росатом реализовал свою систему менеджмента качества (СМК) и участие в ней может давать нам определённые преимущества, например, в конкурсах.
В конце прошлого года мы внедрили сразу 4 системы: интегрированную систему менеджмента (ИСМ), включающую систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента и систему менеджмента профессионального здоровья и безопасности, и отдельно еще одну – систему менеджмента информационной безопасности. Благодаря успешному внедрению последней, мы, сами того не зная, очень хорошо подготовились к удаленной работе. Дело в том, что система информационной безопасности включает в себя обеспечение стабильности работы всей информационной структуры, удаленного подключения к серверам, предоставление прав доступа сотрудников к разным информационным ресурсам.
Один из рисков в системе информационной безопасности – это риск непопадания в офис. На аудите нас так и спрашивали: «Что будет, если вы подошли к офису, а вас туда не пускают? Или по каким-то другим причинам вы не можете попасть в офис. Как вы обеспечите непрерывность работы системы?».
И для того, чтобы пройти сертификацию, мы еще год назад обеспечили удаленный доступ для всех сотрудников, настроили всю информационную систему «Дозы» так, чтобы каждый из нас мог в любое время удаленно войти в нее и это было бы безопасно.
Еще я считаю необходимым отметить методическую часть деятельности компании. Наша продукция очень сложная и наукоёмкая, а для того, чтобы использовать прибор, нужны подробные инструкции – утверждённые и аттестованные в форме методик. Без них прибор – это всё равно что автомобиль без правил дорожного движения. В этом году нами были разработаны и аттестованы методики выполнения измерений для контроля выброса для ЛАЭС-2, контроля сточных вод для центров ядерной медицины и многие другие.
Если говорить про 2020 год в целом, то успех – это, конечно, понятие достаточно относительное. По сравнению с ресторанным или туристическим бизнесами, наш успех в этом году можно считать значительным. А если сравнивать, например, с IT-компаниями, которые всегда работали дистанционно, они, наверное, могут себе позволить смотреть на нас свысока с точки зрения своего взлёта в нынешнем году.
Но на фоне коронавирусного кризиса 2020 год мы для себя считаем успешным. Компания доказала себе и другим, что может работать в таких условиях, соблюдать баланс между сотрудниками, работающими непосредственно на предприятии, и сотрудниками, работающими в удалённом режиме. Никаких проблем, связанных с удалённой работой, не было, руководители некоторых подразделений даже говорят о росте производительности.
– Какая продукция и услуги пользовались наибольшим спросом в 2020 году? Какие направления в компании добились прорывного роста и нового развития?
– 2020 год в этом плане не отличается от предыдущих. Тема радиационной безопасности всегда актуальна, поэтому и структура спроса сохранилась. По-прежнему растёт потребность в больших комплексных системах. Также значительную часть выручки нам приносит продукция, которую мы называем «розничной», то есть переносное и лабораторное оборудование.
За последние годы система выхода на серийное производство у нас перешла на принципиально новый уровень. Серьёзное научно-производственное предприятие должно выделяться не только своими возможностями что-либо разрабатывать, но и умением наладить выпуск прибыльного серийного продукта. Наверно, не менее 90% интересных разработок, появляющихся в том числе и в нашей отрасли, не доходят до той стадии, когда их можно назвать конечным продуктом. Мы же прилагаем большие усилия, чтобы сократить этот путь. И в этом году эта работа начала давать свои плоды – у нас появились новые изделия, которые стремительно становятся серийными. Это дозиметр-радиометр МКС-17Д «Зяблик»external link, opens in a new tab, установка контроля поверхностной загрязненности персонала РЗБА-09Дexternal link, opens in a new tab, блок детектирования гамма-излучения для аварийных и поставарийных условий БДМГ-А02Дexternal link, opens in a new tab, новый гамма-визор Дельта-Тexternal link, opens in a new tab или, например, мобильный стол (УКЗО), на котором можно проверять посылки на радиационную загрязнённость.
Ещё один из наших наиболее интересных проектов – это поставка оборудования на атомные ледоколы проекта 22220. В этом году вошел в состав Атомфлота ледокол «Арктика» с нашей системой, которая успешно установлена и работает бесперебойно.
– В чем заключаются, по вашему мнению, секреты успеха продукции НПП «Доза»? Какие приоритетные качества и характеристики Вы закладываете в вашу инновационную продукцию?
– Повторюсь, в числе наиболее важных для нас событий является переход на серийное производство. Нашу продукцию заказывают предприятия Росатома, где предъявляются очень высокие требования к испытаниям и сертификации, и за последние годы эти требования были серьёзно ужесточены. Успех нашей продукции во многом связан с тем, что мы научились превращать идеи в серийную продукцию.
По моему мнению, научно-производственное предприятие состоит из трёх одинаково важных направлений – это разработка, производство и продажа технологий и услуг.
Что касается разработки – к успехам этого года можно отнести то, что у нас появились корневые технологии по разработке детекторов. Теперь мы сами изготавливаем полупроводниковые детекторы различных видов излучений, на базе которых строится большая часть датчиков в области радиационного контроля. Насколько мне известно, никто другой в России такие детекторы не изготавливает. Такая вертикальная интегрированность в собственном производстве детекторной части представляется нам очень важной. Не зависеть от сторонних поставщиков и не усложнять цепочку – это и есть один из секретов нашего успеха.
Также у нас постоянно ведётся работа по повышению качества продукции – это анализ брака и поиск коренных причин его возникновения. Здесь мы вышли на уровень качества, сопоставимый со всеми мировыми производителями. Но не менее важную роль играет качество обслуживания в процессе эксплуатации, т.е. правильный подход к обучению людей, эксплуатирующих наше оборудование, подготовка для них инструкций и методик, а также грамотная интерактивная поддержка. Опыт Ленинградской АЭС-2 показал нам, что при реализации крупного проекта необходимо постоянное присутствие на объекте, постоянный контакт с теми, кто эксплуатирует оборудование, мгновенная реакция на все их вопросы, корректировка различных параметров. Это не тот продукт, который можно продать и забыть, это совершенно другой уровень. Зачастую заказчики не хотят или не могут дополнительно платить за обслуживание, особенно сложно решить этот вопрос с государственными клиентами, которым трудно обосновать выделение дополнительных средств. В таких случаях мы проводим работу по обслуживанию за свой счёт, потому что это и в наших долгосрочных интересах.
– Каковы планы на следующий год? О чем Вы мечтаете больше всего для реализации в 2021 году?
– В первую очередь мы рассчитываем на реализацию крупных зарубежных проектов Росатома. Так, например, мы планируем участие в проектах строительства АЭС в Турции и Бангладеше. И, конечно, собираемся продолжить строительство нашего нового производственного здания в Зеленограде. Таким образом, 2021 год будет для нас годом активной стройки.
Я мечтаю о том, чтобы мы продолжали стабильно и уверенно расти и в будущем году, и во все последующие годы. Мы приложили много сил для того, чтобы обеспечить такой стабильный рост. Это связано не только с ситуацией на рынке и коммерческими решениями, но и с внутренней организацией предприятия, которая, может быть, не видна снаружи, но в ее создание вложено очень много труда. На данный момент у нас ведутся проекты, связанные с развитием предприятия, совершенствованием системы управления и бизнес-процессов, чтобы стать ещё эффективнее и надёжнее.
- Алексей Кубейсинович, благодарю Вас за интересный разговор, активную позицию и полезную деловую информацию. От лица портала «Атомная энергия 2.0» желаем коллективу НПП «Доза» успешного исполнения всех задуманных задач, целей и планов в будущем году!
Беседу вела Юлия Овчаренко