В начале июня 2021 года Научно-производственное предприятие (НПП) «Доза» осуществило разработку и поставку первой партии оборудования радиационного контроля для демонстрационного проекта IV поколения Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC) – ядерного реактора CFR-600.
Строительство быстрого ядерного реактора, который расположен в округе Сяпу провинции Фуцзянь, началось в конце 2017 года, ввод в эксплуатацию намечен на 2024 год. Планируется, что он будет вырабатывать 1 500 МВт тепловой и 600 МВт электрической мощности.
НПП «Доза» поставило в Китай несколько типов своих установок, которые будут использоваться для обеспечения радиационного контроля работы ядерного реактора. В состав поставки вошли собственные разработки предприятия:
установки для измерения объемной активности радиоактивных аэрозолей УДА-1АБexternal link, opens in a new tab;
радиометрические установки УДИ-1Бexternal link, opens in a new tab;
установки для измерений объемной активности радиоактивных газов в воздухе УДГ-1Бexternal link, opens in a new tab;
портативный расходомер-пробоотборник газоаэрозольных смесей ПВП-06external link, opens in a new tab.
Подробности о поставке оборудования и о других разработках НПП «Доза» рассказал генеральный директор предприятия Алексей Нурлыбаев.
- Алексей Кубейсинович, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой НПП «Доза»?
- Наше предприятие, как одно из многих других, было создано в начале 1990-х годов выходцами из научно-исследовательских институтов, которые занимались метрологией – наукой о точности измерений. Первоначально нашим профилем было изготовление дозиметров и радиометров. В дальнейшем, в начале нулевых, мы уже перешли к более сложным системам, в том числе стали строить автоматизированные системы радиационного контроля.
Стоит отметить, что мы – научно-производственное предприятие, то есть наша деятельность сочетает научную базу и собственное производство. Научная база – это люди, которые занимаются разработками, исследованиями и конструированием. Все это ложится в основу наших серийных изделий. Это вертикальная интеграция, в которой наши специалисты выполняют всё: от идеи до готового изделия с последующим его обслуживанием, монтажом и т. д. Мы активно расширяем наше производство. Недавно, например, начали серийный выпуск полупроводниковых детекторов, уникальных для нашей страны. В России никто больше такие детекторы не производит, и другие производители, соответственно, вынуждены обращаться к нам за их поставками.
- Это была ваша первая поставка в Китай?
- Наш ключевой рынок сбыта находится в России, а нашими заказчиками, в основном, являются: Госкорпорация «Росатом», её подразделения и ряд других предприятий. Но, в то же самое время, мы активно ищем выход и на внешние рынки, и Китай – это наиболее интересный из них, в первую очередь потому, что является самым быстрорастущим атомным рынком в мире на сегодняшний день. Во-вторых, Китай – давний стратегический политический и экономический партнер России, в связи с этим взаимодействие проходит значительно легче, чем со многими другими странами.
Это не первая наша работа с Китаем. Ранее мы уже поставляли оборудование для АЭС «Тяньвань», которая была построена по российскому проекту. Однако это нельзя назвать в полном смысле зарубежной поставкой, потому что строил эту станцию «Росатом», которому мы, по сути, и поставляли оборудование. Мы же хотели попробовать работать напрямую, потому что считаем, что наше предприятие достаточно передовое и может успешно делать актуальные предложения для китайских заказчиков.
Оборудование радиационного контроля включает в себя множество различных датчиков, которые через промежуточные блоки соединяются между собой. Информация выводится на компьютер, где видно всё: помещения, значения радиационных факторов и т.д. Мы, поставляя оборудование сейчас, закрываем основные факторы радиационного контроля. Это – аэрозоли, благородные газы, йоды, гамма-контроль, то есть это различные виды излучений, которые требуется контролировать на АЭС. НПП «Доза» предлагает максимально широкую линейку для радиационного контроля. Если говорить о поставке для ядерного реактора CFR-600, то для начала мы ограничились четырьмя видами контроля. Но это влечет за собой дальнейшее масштабирование, потому что сперва мы поставили оборудование в одном помещении. В другом помещении такой контроль тоже необходим. И, традиционно, оборудование разных изготовителей стараются не смешивать, чтобы проще было это всё эксплуатировать и обслуживать. Поэтому мы всегда рассчитываем на то, что система, которая строится на АЭС, будет построена из приборов и оборудования одного изготовителя. Надеемся, что сейчас, после пилотной поставки и успешных испытаний, мы будем успешно продолжать наш экспорт приборов в Китай и дальше.
- Были ли сложности в работе с Китаем?
- Определённые сложности, конечно, имеются, но они все преодолимы. В то же время Китай нам по-своему близок, поскольку научная база строилась отчасти и на советской системе. Китай нам близок по нормативным требованиям, по тому, как строится процесс сертификации, испытаний и так далее.
У Китая множество особенностей ведения бизнеса. Китай – это та страна, куда мы бы никогда не пошли без локального партнера. А есть страны, в которых это можно и нужно делать. Поэтому, когда я размышляю о возможностях российской промышленности в китайской атомной отрасли, то мне кажется, что важным здесь является установление связей между российскими изготовителями, разработчиками и потенциальными китайскими партнерами, а не заказчиками. Когда мы принимаем участие в зарубежных проектах «Росатома», то вопросов нет. Он здесь всё собрал, увёз в Китай и там начал строить. А в случае, если мы говорим про чисто китайские проекты, без партнеров ничего не получится. Причем с учетом того, что тема очень непростая, партнеры должны быть технически грамотными, должны быть подготовленными с точки зрения ведения бизнеса с российскими компаниями и их на поверку оказалось не так много, как хотелось бы.
Мы нашли хороших партнеров – государственную китайскую компанию, которая тоже занимается и научной деятельностью, и изготовлением оборудования в нашей области, и, как раз они искали возможности расширить свою линейку с помощью иностранного партнера. Наше знакомство длится уже несколько лет, и не могу сказать, что было просто, потому что они очень серьезно подошли к анализу того, что мы предлагаем. Мы поставили тестовое оборудование, показали, как оно работает, предоставили возможность провести многочисленные испытания, как у них на предприятии, так и уже на действующих предприятиях в Китае. И, в итоге, мы наконец-то перешли к реальным поставкам. Надо понимать, что наше оборудование востребовано в гораздо большем объеме, чем тот объем, который мы сейчас поставили, и мы, конечно, нацелены, чтобы и дальше успешно экспортировать наши технологии.
- Какие ещё страны, кроме Китая, Вас интересуют как значительные потенциальные партнеры?
- У НПП «Доза» широкая география поставок. В первую очередь это регионы, которым наиболее интересно российское промышленное оборудование. Это Юго-Восточная Азия, Ближний восток, Северная Африка, это даже такие страны, как Бразилия.
Если же говорить, например, про Европу, то она гораздо более консервативна, там выстраиваются барьеры, в том числе и искусственные, чтобы не пускать российское оборудование на этот рынок. Мы, конечно, и там пытаемся развиваться, но нам сейчас гораздо комфортнее общаться с партнерами из тех регионов, которые я обозначил выше.