Интервью с Сергеем Немченковым, генеральным директором АО «Атомдата-Центр», директором Департамента управления и развития бизнеса ЦОД АО «Концерн Росэнергоатом» о том, почему наличие надежного корпоративного или арендованного дата-центра - важный фактор устойчивости любого крупного бизнеса, а распределение ИТ-инфраструктуры по нескольким площадкам нередко обеспечивает заказчикам целый ряд дополнительных преимуществ по сравнению с концентрацией ресурсов в одном ЦОДе.
- Ценность цифровых данных в мире современного бизнеса продолжает расти, а их потеря или компрометация часто становится причиной серьезных проблем, а в некоторых случаях даже краха компании. Поэтому так много внимания уделяют сегодня созданию надежных, отказоустойчивых и защищенных ЦОДов. В то же время по мере интенсификации деятельности и ускорения обмена данными многие компании сталкиваются с тем, что одного (собственного или арендованного) дата-центра оказывается недостаточно и стоит задуматься о развитии сети ЦОДов. Почему так происходит и какими могут быть решения? Зачем вообще компании может понадобиться несколько дата-центров?
- Самый очевидный и распространенный ответ - для обеспечения надежности и катастрофоустойчивости ИТ-инфраструктуры. Это действительно важная и востребованная задача в современных условиях, когда даже час простоя в работе может обойтись очень дорого. Причем пострадать могут не только крупные компании, с высокой ценностью данных сталкиваются уже и средние по размеру организации. В итоге дублирование ИТ-ресурсов на двух и более площадках, удаленных друг от друга на значительное расстояние - десятки и сотни километров, позволит избежать перебоев в работе, даже если один из дата-центров будет полностью уничтожен.
Такое дублирование осуществляет сегодня все больше компаний, главным образом потому, что стоимость подобного решения существенно снизилась за последние годы. Если раньше часто требовалось строить собственный запасной дата-центр, то теперь этот вопрос решается за счет аренды машинного зала в высоконадежном коммерческом ЦОДе. Такие объекты, принадлежащие крупнейшим операторам, не менее (а часто и более) надежны, чем корпоративные площадки. Но решение вопроса надежности и катастрофоустойчивости - не единственное преимущество геораспределенной сети ЦОДов.
Бизнес многих компаний связан с большим количеством транзакций, чувствительных ко времени обработки. Это характерно, например, для банков, порталов по бронированию авиабилетов и гостиниц, крупных интернет-магазинов и различных онлайн-сервисов, которых с каждым днем становится все больше. Запросы на обработку данных могут приходить из разных точек страны и мира, что может привести к увеличению времени обработки клиентских данных. В ряде случаев задержка даже в несколько десятков миллисекунд может оказаться неприемлемой.
При этом, как показывает практика, даже на волоконно-оптических линиях связи задержка распространения сигнала составляет примерно 5 мс на километр. То есть для сервисов, чувствительных к скорости обработки запросов, расстояние до клиента не должно превышать нескольких километров. Так что физическая близость расположения дата-центра к целевой аудитории - важный технический фактор для многих видов бизнеса, и в случае крупной компании, имеющей пользователей по всей стране, не обойтись без собственной сети площадок.
Еще один ключевой момент - рост нагрузки на ИТ-инфраструктуру дата-центра по мере развития компании. До некоторых пор проблему можно было решить путем наращивания сетевых и серверных ресурсов внутри основного (единственного) ЦОДа.
Но с какого-то момента выгоднее и рациональнее становится распределить инфраструктуру по разным площадкам с учетом локальной динамики.
Как правило, бизнес компании в различных зонах присутствия развивается с разной скоростью, что может потребовать создания отдельных дата-центров в наиболее быстрорастущих регионах. Каждый такой локальный ЦОД позволит обрабатывать клиентские запросы гораздо эффективнее, чем одна центральная площадка, на которой вместе с тем может храниться актуальная копия данных и образов виртуальных машин. Кроме того, вовсе необязательно, что клиентам нужен идентичный набор сервисов во всех регионах. Соответственно, сеть локальных дата-центров позволит выстроить более гибкую клиентскую политику, совместив ее с оптимальным распределением ИТ-ресурсов.
Таким образом, сеть дата-центров одновременно обеспечивает ускорение обработки запросов, снижение нагрузки на главный ЦОД и вместе с тем полную катастрофоустойчивость ИТ-системы компании. Если откажет один из дата-центров, его нагрузку смогут оперативно взять на себя площадки, оставшиеся в строю. Да, в этом случае возможно снижение общей производительности ИТ-инфраструктуры, но это лучше, чем полная остановка работы компании.
- Каковы принципы организации сети ЦОДов?
- В данном случае оптимальным вариантом может стать аренда коммерческой площадки, потому что в нынешних условиях конъюнктура рынка может меняться довольно быстро и клиентская база, как и нагрузка на ЦОД в различных регионах, способна сильно варьироваться во времени. Поэтому сложно заранее точно подсчитать, площадка какой мощности потребуется.
При этом в коммерческом (физическом или облачном) ЦОДе можно арендовать ресурсы по мере необходимости, отвечая на фактическое изменение нагрузки. Вплоть до того, что есть возможность полностью сменить дислокацию, не рискуя потерять капитальные вложения, как было бы в случае строительства собственного регионального дата-центра.
В то же время при выборе дата-центров для организации геораспределенной сети надо учитывать ряд факторов вне зависимости от того, какой тип объекта - собственный или арендованный - предполагается использовать.
Во-первых, необходимо предусмотреть наличие надежных высокоскоростных каналов передачи данных с обеспечением резервирования на случай отказа одного из них.
Во-вторых, требуется механизм синхронизации и репликации данных на разных площадках. Он гарантирует сохранность информации, а также позволит восстановить работоспособность всей ИТ-инфраструктуры из резервных ЦОДов, и для этого уже потребуется стратегия обеспечения катастрофоустойчивости. Также нужна концепция и соответствующий программный инструментарий для динамического распределения нагрузки между двумя и более дата-центрами.
Еще один важный вопрос, над которым стоит задуматься, - обеспечение технической поддержки на различных площадках. В ряде случаев ее проще организовать силами аутсорсинговой компании, в том числе команды коммерческого ЦОДа, вместо того чтобы нанимать собственных специалистов во всех регионах присутствия.
Разумеется, далеко не всем компаниям требуется сеть из двух и более дата-центров, расположенных в различных регионах. Большинству организаций пока достаточно одного ЦОДа. Но для крупных и даже средних компаний использование геораспределенных площадок может обеспечить ощутимые конкурентные преимущества, такие как снижение капитальных и операционных расходов, повышение надежности ИТ-инфраструктуры, более эффективное взаимодействие с клиентами и возможность гибкого развития по мере изменения задач и потребностей бизнеса.