Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» подписала пакет контрактных документов с китайскими корпорациями JNPC (Jiangsu Nuclear Power Corporation) и China Nuclear Energy Industry Corporation (CNEIC) на комплектную поставку ядерного топлива ТВС-2М для блока № 1 Тяньваньской АЭС (ТАЭС) в количестве шести перегрузок.
Контрактными документами предусмотрена также продажа технологии изготовления топлива ТВС-2М для производства его в Китае на Ибиньском топливном заводе, начиная с 7-ой топливной загрузки ТАЭС. Кроме того, стороны подписали контракт на поставку российских циркониевых комплектующих для изготовления в Китае топлива УТВС для шестой перегрузки блоков 1 и 2 АЭС «Тяньвань» и ТВС-2М для 7-ой перегрузки блока № 2 ТАЭС. Подписи под документами поставили президент Топливной компании «ТВЭЛ» Юрий Оленин, генеральный директор JNPC Цзян Гоюань и генеральный директор CNEIC Хуан Миньдан. Общая сумма подписанных контрактов составила около $ 500 млн. Заключенные контракты стали для ТК «ТВЭЛ» возможностью за счет предложения китайской стороне более современного и экономически эффективного топлива ТВС-2М продолжить стратегическое сотрудничество, начатое в 1997 году, когда был подписан топливный контракт на поставку российского топлива для 1-го и 2-го блоков ТАЭС.
Владимир Троянов, первый заместитель директора ОАО ВНИИНМ имени академика А.А. Бочвара:
Китайцы понимают, что использование новой топливной сборки – это прогрессивно и это поможет им повысить эффективность и безопасность работы АЭС.
Китайцы приняли решение в общем интересное и беспрецедентное – несмотря на то, что завод у них уже сооружен, не выпускать устаревшие топливные сборки, а заключить дополнительный контракт с Россией на продолжение поставок российского топлива, но уже новой модификации. Естественно, у них при этом возникает желание на своем заводе освоить их производство. Это привело к тому, что выпуск продукции на Ибиньском заводе задерживается. Топливные сборки они будут еще некоторое время покупать в России. До тех пор пока мы не передадим им технологию. Это новые циркониевые сплавы, которые использованы в конструкции, их технологии у китайцев еще нет, так же как и новых технологий топливных сборок, новых элементов конструкции. Все это предполагается в рамках нового контракта.
Дальнейшее развитие ТВС-2 получила после изготовления ее модификации с увеличенной длиной топливного столба в рамках всей прежней геометрии и прежних присоединительных размеров за счет резервов конструкции – жесткого каркаса. Когда он оправдался, стало понятно, что можно немного увеличить активную зону, дополнительно загрузить ванны и сделать шаг по продлению кампании. Увеличение длины в ТВС-2М по сравнению с ТВС-2 на 150 мм - это примерно 4% дополнительной заглушки урана. И соответственно некоторое увеличение загрузки. Кроме этого, удалось провести мероприятие, где топливная кампания с 4 лет была увеличена до 5 лет, то есть рост произошел на 25%. Сейчас мы говорим о том, что стало 5 лет вместо 4 – это рамках прежних координат, а топливный цикл в 18 месяцев – это другая система координат. Когда оказалось, что можно сделать такую длинную кампанию, то в Росатоме была принята программа внедрения длинных топливных циклов. Это когда кассета пребывает без перегрузки вместо 320 суток в активной зоне 500 суток, т.е. 1,5 года, что означает более редкие перегрузки и меньший бесполезный простой реактора в течение календарного срока одного и того же из-за того, что перегрузки стали реже при равной длительности.
Таким образом, можно повысить КИУМ и на этом получить экономический выигрыш, так как атомная станция работает дольше без перерывов или с меньшей длительностью перерывов. Это нельзя было сделать на старом типе топливной сборки.
Экономический выигрыш получается не только из-за использования нового или более экономичного топлива, а потому что вся АЭС работает в более экономичном режиме с меньшими простоями. То есть, таким образом, повышаются технико-экономические показатели. Новое топливо дало возможность на выбор оператору либо дополнительную кампанию – 5 год эксплуатации, либо перейти на режим удлиненного цикла, но при этом количество циклов станет меньше – 3 раза по 500 суток вместо 5 раз по 300.
Александр Игнатюк, аналитик брокерской компании "Кит-финанс":
С нашей точки зрения, расширение корпорацией ТВЭЛ сотрудничества с китайскими партнерами - явное подтверждение эффективности топливной стратегии Росатома. Другими словами, Росатом как глобальный холдинг полного цикла способен получать экономическую выгоду от топливных программ партнеров за счет возможности встраиваться в цепочки производственных связей на любом этапе процесса обеспечения работы станций от добычи руды до заправки готовыми ядерными элементами.
Если по отдельно взятому соглашению нет возможности продавать топливо, с целью получения экономической выгоды необходимо предложить выполнение других работ из перечня возможностей российской атомной корпорации. Продажа услуг по обогащению - пример подобного взаимодействия с Китаем. Т.е. схема похожа на украинскую, когда при строительстве завода по фабрикации топлива услуги по обогащению остаются российскими.
С другой стороны, новый контракт также подтвердил конкурентоспособность российских технологий на мировом рынке. Китай, получивший прежнюю российскую технологию по производства топлива в 1997 г., сразу заинтересовался усовершенствованной технологией после ее выхода. То есть бизнес ТВЭЛ в данном случае напоминает бизнес Microsoft, который, приучив миллионы пользователей к Windows, зарабатывает деньги на новых обновлениях ПО. Только здесь более глубокая взаимосвязь, ведь ТВЭЛ сможет зарабатывать деньги и на продаже обогащенного урана китайцам для дальнейшего производства топлива.
СПРАВКА:
В рамках договора 1997 года ТВЭЛ изготовил и поставил ядерное топливо конструкции УТВС в количестве, необходимом для начальных загрузок и трех перегрузок каждого из энергоблоков ТАЭС. Последняя поставка топлива для третьей перегрузки блока №2 Тяньваньской АЭС была сделана в марте 2010 года. Согласно контракту 1997 года, дальнейшее производство и поставку УТВС на ТАЭС будет осуществлять уже Ибиньский топливный завод, окончательная квалификация которого была проведена специалистами ОАО «ТВЭЛ» в начале 2010 г.