Правительство Монголии объявило о своем решении выйти из совместного проекта с Токио и Вашингтоном по строительству объекта временного хранения и выдержки ВАО и ОЯТ. Монголия решила, что этот план невозможно выполнить по причине идущих в стране протестов против его строительства.
Обсуждение вопроса о проекте хранилища началось в сентябре 2010 года во время визита в Монголию заместителя министра энергетики США Даниэля Понемана (Daniel B. Poneman). Должностные лица Японии, США и Монголии провели первый раунд переговоров в Вашингтоне в феврале этого года. Впоследствии к переговорам присоединились Объединенные Арабские эмираты (ОАЭ), заинтересовавшись в приобретении ядерного топлива в Монголии.
Информация об этом проекте широко не афишировалась, но в мае 2011 года издание Mainichi опубликовало информацию об идущих переговорах. Это вызвало протесты среди населения Монголии и требования к властям подтвердить или опровергнуть эту информацию.
В результате такого развития событий президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж (Tsakhia Elbegdorj) 13 сентября издал указ, запретивший переговоры с иностранными организациями, включая МАГАТЭ, по поводу планов строительства ядерного объекта. Элбегордж уволил официальных лиц, включая посла A.Ундраа, который вел трехсторонние переговоры с США и Японией от имени Монголии.
Как сообщают источники в МАГАТЭ, Монголия обладает большими запасами урана, оцениваемыми в 1,4 млн тонн. Монгольское правительство планировало организовать производство ядерного топлива с целью более эффективного распоряжения своими урановыми ресурсами. С этой целью Монголия рассматривала возможность схемы, при которой Монголия получало на хранение ОЯТ из тех стран, которые приобретали у нее уран.
По материалам японской газеты Mainichiexternal link, opens in a new tab