25 октября на ВВЦ прошел круглый стол кластера ядерных технологий фонда «Сколково» на тему «Технологическая платформа «Радиационные технологии» для обеспечения безопасности: от идеи до продукта». Участники мероприятия обсудили состояние, перспективы и ограничения развития российского рынка, конкурентоспособность отечественных поставщиков, а также планы по разработке и выводу на рынок комплексных решений.
Особый интерес могут предствлять два доклада: Андрея Вешневкина, заместителя директора ОАО «НТЦ «РАТЭК»» и Семёна Бару, профессора, доктора технических наук, главного научного сотрудника Института ядерной физики СО РАН. Оба они были посвящены разработкам в области досмотровой техники, используемой в аэропортах.
Вешневкин рассказал о создаваемых «РАТЭК» установках обнаружения взрывчатых веществ в багаже пассажиров, которые разрабатываются совместно с ФСБ и в настоящее время проходят успешное тестирование в аэропорту Пулково. Для обнаружения любых видов взрывчатки используется метод нейтронного анализа, он позволяет быстро и с высокой надежностью проверять любые объекты без разрушения или разборки. Доклад Бару описывал аппаратуру, которая при минимальном воздействии на организм (0,4 мкЗв) позволяет за короткое время, не вызывая неудобство и чувство унижения, обследовать пассажиров (просвечивание внутри тела) с багажом и получать при этом снимки хорошего качества.
Выступление Александра Карева, кандидата физико-математических наук, старшего научного сотрудника Физического института имени П. Н. Лебедева АН России посвящалось детектору взрывчатых веществ, который, в частности, можно использовать для гуманитарного разминирования. В качестве примера Карев указал, что на данный момент в Чечне заминировано 230000 га, МЧС разминирует 100 га в сезон, а установка могла бы в день обследовать гектар.
В заключение мероприятия Юрий Ташаев, председатель Комитета по авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» Гражданской Авиации и Денис Ковалевич, исполнительный директор кластера ядерных технологий отметили, что на данный момент все эти перспективные технические разработки, которые способны составить конкуренцию зарубежным аналогам,
«не доведены до конечного потребителя». Оборудование должно отвечать конечной цели, которая, как обозначил Ташаев, заключается в том, что «они [речь идёт об используемом оборудовании] где-то должны устанавливаться и, самое главное, они должны быть неразрывным элементом той технологической цепочки предполётного обслуживания пассажиров, которая существует в стране и которая компенсирована со всем миром».