25 ноября 2011

Росэнергоатом намерен привлечь "Кировский завод" к строительству плавучих АЭС

ОАО "Концерн "Росэнергоатом" намерено привлечь к строительству серии плавучих атомных электростанций (ПАТЭС) ОАО "Кировский завод" (Санкт-Петербург).

Соответствующий меморандум подписан в Петербурге в четверг гендиректором "Кировского завода" Георгием Семененко и заместителем генерального директора - директором филиала ОАО "Концерн "Росэнергоатом" "Дирекция строящихся ПАТЭС" Сергеем Завьяловым, сообщил корреспондент "Интерфакса", присутствовавший на подписании документа. Целью меморандума является совместное развитие направления по созданию объектов морской атомной энергетики (ОМАЭ). В частности, речь идет о реализации проектов и разработке и строительстве плавучих ПАТЭС.

Как сообщил С.Завьялов, "решение на государственном уровне относительно строительства второй и последующих ПАТЭС приняты". До 2020 года планируется строительство семи ПАТЭС. При этом пять из них будут предназначены для северных направлений, а две - для восточных. Решение по строительству второй ПАТЭС может быть принято уже в 2012 году.

С.Завьялов отметил, что сроки строительства головной ПАТЭС на "Балтийском заводе" были сдвинуты, однако напрямую от завода эта ситуация не зависела.

"Сейчас ситуация контролируется ОСК, властями города и правительством РФ, и мы будем ее всячески выравнивать", -

сказал он, добавив, что в настоящее время финансирование строительства станции восстановлено, и денежные средства поступают на предприятие.

С.Завьялов подчеркнул, что, по оптимистичным прогнозам, сроки строительства головной ПАТЭС составят еще 15-16 месяцев, но могут быть увеличены и до 20 месяцев.

Общая стоимость строительства головной ПАТЭС в ценах 2010 года составляет 16 млрд рублей. Но при создании серии ПАТЭС эту цифру планируется снизить. С.Завьялов также сообщил, что организовывать сборку серийных ПАТЭС планируется "в содружестве с ОСК" и на мощностях корпорации.

В свою очередь генеральный директор ЗАО "Киров-Энергомаш" (дочка "Кировского завода") Михаил Сидоров сообщил, что на предприятии есть понимание, как организовать сборку и размещение ПАТЭС. По его словам, для строительства объектов планируется набрать до 470 человек персонала, привлечь новых субподрядчиков и модернизировать мощности предприятия.

Среди потенциальных поставщиков оборудования для серийных ПАТЭС фигурируют "Адмиралтейские верфи", ОМЗ, "Силовые машины".

В ходе переговоров "Кировский завод" и "Росэнергоатом" достигли предварительной договоренности, что в течение 2012 года будет реализован комплекс мероприятий по размещению основной сборочной площадки объектов ОМАЭ на территории "Кировского завода", включая подготовку производственных помещений и портовой инфраструктуры, ремонт и приобретение нового оборудования и другие направления.

Согласно договоренности, в 2013 год сборочная площадка должна быть готова принять заказы. Инвестиции на подготовку площадки предусматриваются в объеме 350 млн рублей.

Непосредственное участие "Киров-Энергомаша" в строительстве головной ПАТЭС заключается в конструкторско-технологической и производственной поддержке, в том числе в изготовлении нестандартных металлоконструкций из опорной арматуры. Однако следующим проектом ПАТЭС планируется довести долю работ завода до 20%, а в дальнейшее увеличить ее до 50%, в том числе производить турбинную установку, баки металловодной защиты, теплообменники, сосуды под давлением, циркуляционные насосы, хранилища отработанного ядерного топлива и прочее.

ПАТЭС предназначены для комплексного электро- и теплоснабжения изолированных потребителей в удаленных районах, не имеющих централизованного энергоснабжения, с дорогим дальнепривозным топливом.
В России это крупные населенные пункты и порты вдоль Северного морского пути и побережья Дальнего Востока, месторождения полезных ископаемых, военные базы. Это будет первая в мире плавучая АЭС и первый гражданский проект атомной станции малой мощности.
Как сообщалось, в конце июля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области наложил арест на строящееся "Балтийским заводом" судно "Плавучий энергоблок с реакторными установками КЛТ-40С проекта 20870 в составе атомной теплоэлектростанции малой мощности". Арест наложен в качестве обеспечения по иску заказчика строительства судна - концерна "Росэнергоатом".
АО "Балтийский завод" - одно из крупнейших в России многопрофильных судостроительных предприятий, строящее суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. В настоящее время его акции в числе других судостроительных активов "Объединенной промышленной корпорации" (управляет машиностроительными активами признанного банкротом Межпромбанка) находятся в залоге у Банка России, который летом 2010 года реструктурировал задолженность Межпромбанка. ЦБ РФ через суд пытается обратить взыскание на залоги.