26 июня 2012 года в Москве состоялось заседание Рабочей группы по ядерной энергетике и ядерной безопасности. Российскую делегацию возглавлял генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, американскую – первый заместитель министра энергетики США Дэниэл Понеман. Рабочая группа была создана 6 июня 2012 года и является одной из 20 российско-американских рабочих групп в рамках Российско-Американской двухсторонней президентской комиссии.
В начале заседания Сергей Кириенко и Дэниэл Понеман отчитались о результатах работы рабочей группы за полгода - после последнего совещания, прошедшего 20 декабря 2012 года в режиме видеоконференции. По словам главы Росатома, за этот период достигнуты следующие результаты:
- подписаны административные договоренности, который позволяет работать по соглашению 123;
- готовится подписание соглашения по научно-техническому сотрудничеству (будет подписано в ходе генеральной конференции МАГАТЭ в сентябре 2012 года);
- выполняется решение по возврату в Россию высокообогащенного топлива исследовательских реакторов: завершен возврат топлива с Украины, подписаны соглашения о возврате топлива из Узбекистана и Вьетнама.
Даниэль Понеман в своем выступлении высоко оценил результаты работы, проделанной Росатомом по реализации двухсторонних соглашений. Он отметил, что весной 2012 года состоялась двухнедельная поездка представителем Минэнерго США на ряд объектов Росатома (Белоярская АЭС, НИИАР, ГХК, ОКБМ им. Африкантова). Он предложил также обдумать возможность совместной работы в третьих странах.
В рамках российско-американской рабочей группы действует ряд подгрупп, руководители которых также выступили на совещании.
С докладами о результатах деятельности рабочей подгруппы по ядерной безопасности выступили ее сопредседатели: с российской стороны – директор Департамента международного сотрудничества ГК «Росатом» Михаил Лысенко, с американской стороны – руководитель по вопросам нераспространения и международной безопасности Национальной администрации по ядерной безопасности (НАЯБ) Минэнерго США Марк Уитни. В рамках этой подгруппы сегодня реализуется 11 проектов, начало реализации еще 12 проектов запланировано до конца года. Наиболее крупные из них – это возврат высокообогащенного ОЯТ исследовательских реакторов, причем если Россия, как уже было сказано, вывозит свое топливо с Украины, Вьетнама и Узбекистана, то США вывезли высокообогащенное топливо из Мексики и планируют его вывоз из Канады. Второй крупномасштабный проект – это конверсия исследовательских реакторов, т.е. перевод их с высокообогащенного топлива на низкообогащенное, что должно снизить угрозу возможного распространения оружейных технологий. В рамках реализации этой программы в России было остановлено 9 реакторов, работающих на высокообогащенном топливе, 2 из них в течение следующего года будут переведены на низкообогащенное топливо. В США в рамках этой программы произведена конверсия 20 реакторов, на очереди еще 7. Среди других проектов в рамках этой подгруппы – проведенные на прошлой неделе учения по чрезвычайному реагированию в Сайда-губе, проекты по физической защите ядерных материалов (завершена работа по периметру ВНИИЭФ, начаты аналогичная работа по конверсионному заводу СХК), контроль за работами по утилизации плутония и др.
С докладами о результатах деятельности рабочей подгруппы по гражданской ядерной энергетике и науке выступили ее сопредседатели: с американской стороны – заместитель министра энергетики США по вопросам ядерной энергетики Питер Лайонс, с российской стороны – заместитель генерального директора ГК «Росатом» Вячеслав Першуков. Они доложили о работе своей подгруппы по четырем направлениям:
- демонстрационные проекты ядерных реакторов;
- НИР и ОКР по вариантам инновационных технологий в ядерной энергетике;
- разработка структуры глобальной гражданской ядерной энергетики;
- моделирование, имитация и безопасность.
Конкретные варианты сотрудничества по этим направлениям обсуждались в ходе ряда проведенных совместных мероприятий, таких, как встреча технических экспертов Росатома и DoE 19-20 апреля 2012 года в Обнинске, международные встречи по реактору МБИР в октябре 2011 и июне 2012 г., российско-американский семинар по водородной энергетике в Национальной лаборатории Айдахо, технический семинар «Услуги в области ядерного топлива на мировом рынке», Консорциум по передовому моледированию легководных реакторов (CASL) в Окриджской национальной лаборатории, визит экспертов Минэнерго США в ИБРАЭ РАН в апреле 2012 года.
В своем заключительном слове генеральный директор ГК «Росатом» Сергей Кириенко рассказал о дальнейших планах:
- к 2014 году – конверсия двух реакторов – реактора МИР в НИИАР и реактора «Аргус» в Курчатовском институте;
- в августе-октябре 2012 года вывезти высокообогащенное топливо исследовательских реакторов из Узбекистана, а в июле 2013 года – из Вьетнама
- в декабре 2012 года – проведение в провинции Фукусима в Японии клнференции Высокого уровня по ядерной безопасности.
По завершению заседания Сергей Кириенко и Дэниэл Понеман в торжественной обстановке подписали 2 документа: 4-й План действий в области ядерной энергетики и безопасности и Совместное заявление по переводу с высокообогащенного на низкообогащенное урановое топливо исследовательских реакторов. Также, как было заявлено, в сентябре 2012 года, в рамках 56-й Генеральной конференции МАГАТЭ, будет подписано российско-американское соглашение о сотрудничестве в научно-исследовательской области.
Справка
«Соглашение 123» (Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергетики) было подписано 6 мая 2008 года генеральным директором Госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко и бывшим послом США в России, ныне заместителем государственного секретаря США по политическим вопросам, Уильямом Бернсом и вступило в силу 11 января 2011 года после обмена дипломатическими нотами между заместителем министра иностранных дел РФ Сергеем Рябковым и тогдашним послом США в России Джоном Байерли.
Данное соглашение:
- разрешает американским фирмам экспортировать ядерные материалы и оборудование в Россию, при условии тщательного рассмотрения передаваемых технологий;
- позволяет нашим странам совместно разрабатывать технологии, которые не поддаются распространению;
- облегчает американским фирмам (таким как USEC, Westinghouse) экспорт топливных элементов на основе обогащенного урана российского происхождения в третьи страны;
- позволяет российским и американским компаниям, работающим в ядерной области, заключать прямые контракты;
- разрешает проведение совместных тендеров на право осуществления проектов в области мирного использования ядерной энергии.