На прошлой неделе две компании из КНР — Китайская национальная корпорация ядерной энергетики (China National Nuclear Power Corporation) и Гуандунская национальная корпорация ядерной энергетики (China Guangdong Nuclear Power Corporation) провели переговоры с правительством Великобритании об инвестициях в энергетику этой страны. Обсуждался вопрос вложения £ 35 млрд ($54 млрд) в строительство пяти атомных реакторов.
Российский «Росатом» также изучает варианты выхода на рынок Британии. Однако, как пояснил «Известим» директор департамента коммуникаций «Росатома» Сергей Новиков, здесь идет лишь предварительная работа.
— Мы заинтересованы выйти на британский рынок. В этой стране планируют построить 16 энергоблоков, нам интересно принять в этом участие. Китай собирается просто выступить инвестором, мы намерены прийти со своей технологией, это немного разные вещи, — рассказал Новиков. — Мы только подступаем к процессу лицензирования, изучаем местную нормативную базу и вырабатываем схему действий, изучаем специфику страны. Не можем начинать каких-либо действий, пока не выработана стратегия захода на рынок.
«Росатом» планирует выйти на британский рынок через покупку предприятия Horizon Nuclear Power (HNP). Эта компания — совместное предприятие германских концернов E.On и RWE — обладает эксклюзивными правами на строительство АЭС на двух официально утвержденных площадках в Великобритании. К 2015 году планировалось построить АЭС в Уилфе (Уэльс) и Олдбери (Глостершир) общей мощностью до 6 ГВт. Проект оценивался в 15 млрд фунтов стерлингов (порядка $24 млрд). Однако немецкие компании сообщили, что готовы продать доли в совместном предприятии. В качестве причин E.On и RWE называли дефицит финансирования и долгий срок окупаемости проекта. После аварии на японской «Фукусиме» правительство Германии объявило о постепенном закрытии всех АЭС в стране, что ухудшило финансовое положение компаний этого рынка.
— У «Росатома» есть что предложить, — рассказывает «Известиям» директор Института ядерных реакторов при РНЦ «Курчатовский институт» Юрий Семченков. — Китай отстает в сфере безопасности атомных реакторов, а у России есть готовые и отработанные решения. Я считаю, английская сторона, после оценки возможных вариантов, все-таки выберет «Росатом».