В Шкотовском районе Приморья, где имел и еще сохраняет прописку Тихоокеанский флот и где плотно посажены его технические базы, пущен в действие современный береговой комплекс для подъема с воды, разделки и долговременного хранения реакторных отсеков отслуживших АПЛ.
То, что несколько лет обсуждалось, проектировалось, строилось, насыщалось подъемными механизмами и специальными плавсредствами - в том числе поставленными из соседней Японии, пришло в движение воскресным утром 23 сентября. Сначала в точку погружения бы переведен плавдок "Сакура". Затем туда же заводские буксиры во главе с "Антеем" осторожно потащили по тщательно выверенному фарватеру трехотсечный блок ранее утилизированной подлодки.
Что это был за корабль, кто и где на нем служил - узнать не получилось, хотя и пытался. Еще в прошлом году, когда впервые случилось здесь побывать, а перед этим еще и посетить аналогичные объекты "СевРАО" на Кольском полуострове, мне дали понять, что стараются не персонифицировать все то отслужившее, списанное, а тем более аварийное, с чем имеют дело. Без нужды прошлое стараются не ворошить, как и не пытаются искать ответственных за то, что скопилось такое множество не решенных или сознательно отложенных проблем на береговых технических базах, принадлежавших Военно-морскому флоту СССР, а потом России.
70 лет - на такой срок контролируемого хранения реакторных отсеков рассчитана площадка в бухте Разбойник. Спустя семь десятилетий корпуса реакторов и их временное содержимое, по мнению экспертов "РосРАО", перестают быть радиационно-опасными и могут быть утилизированы как металлический лом.
С тех пор как подобные объекты стали переходить из-под флотского командования в ведение профильных структур "Росатома", многое изменилось. Возможно, свою роль сыграл и тот факт, что постановление правительства N518 о передаче береговых технических баз Военно-морского флота в ведение министерства атомной энергии появилось весной 1998 года, когда премьером был Сергей Кириенко. Семь лет спустя, оказавшись у руля атомной отрасли, он принял это решение как одну из неотложных задач своей команды.
Среди прочих обозначилась масштабная проблема - что делать с реакторами и реакторными отсеками утилизированных АПЛ? Ведь их нельзя пустить в металлолом, как поступают с другими частями подлодки. Какое-то время эти "обрубки" в виде трехотсечных блоков (реакторный плюс два смежных - для обеспечения плавучести) содержались на плаву. В частности, в губе Сайда на Кольском полуострове и в бухте Разбойник в Приморье. Но все понимали, что это решение промежуточное и явно вынужденное, от недостатка времени и средств...
А каким может и должно быть решение современное, нам показали минувшей осенью на примере пускового комплекса в губе Сайда. Он создан при финансовой помощи правительства Германии и рассчитан на хранение 120 реакторных отсеков подводных лодок, 54 отсеков надводных кораблей и судов обеспечения. Аналогичный пункт в бухте Разбойник в Приморском крае предусматривает возможность размещения до 100 одноотсечных блоков. Именно одноотсечных, а не "реактор плюс два смежных", как делалось до сих пор при утилизации АПЛ на заводах "Звезда" (Большой Камень) и "Звездочка" (Северодвинск).
В Приморье, в той же бухте Разбойник, отдельным поручением правительства предписывалось создать пункт изоляции аварийных подводных лодок. И это поручение, включенное в гособоронзаказ, уже исполнено. В июне и в ноябре 2011 года два наиболее опасных объекта - торпедная АПЛ К-134 и атомная подлодка с крылатыми ракетами К-431, долгое время после аварий остававшиеся на плаву, были удалены с акватории и, как мы уже рассказывали, цивилизованным образом изолированы ("Под защитой Разбойника" - "РГ", 10.02.2012 г.).
В мае нынешнего года тут же, в бухте Разбойник, состоялось символическое открытие пункта долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХРО). Подготовительные работы велись в рамках соглашения о сотрудничестве между правительствами РФ и Японии, а кроме того, есть соглашение между госкорпорацией "Росатом" и японским Комитетом по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия.
Именно тогда Дальневосточному филиалу "РосРАО" японской стороной были официально переданы буксировочное судно "Сумирэ", два портальных крана грузоподъемностью 10 и 32 тонны и - изюминка всего проекта - транспортно-передаточный плавдок "Сакура" грузоподъемностью 3500 тонн.
В Приморье и на Мурмане создается инфраструктура для безопасного обращения с наследием "холодной войны"
Вчера всю эту технику, включая док "Сакура", и другое уникальное оборудование берегового комплекса в бухте Разбойник смогли воочию увидеть и оценить в работе прибывшие из Японии специалисты.
Как ожидается, вслед за первым трехотсечным блоком в этом году будет поднят с воды и обработан еще один. По словам генерального директора "ДальРАО" Николая Лысенко, плановая мощность первой очереди комплекса в бухте Разбойник составляет 5 отсеков в год, а всего на российском Дальнем Востоке находятся в надводном состоянии 72 реакторных отсека АПЛ, выведенных из состава Тихоокеанского флота.
Николай Лысенко, генеральный директор Дальневосточного филиала "РосРАО":
- После того как мы завели в специально подготовленное укрытие одну, а затем вторую атомные подлодки Тихоокеанского флота, в разные годы пострадавшие при авариях, исключена любая возможность их негативного воздействия на окружающую среду, наших работников и местное население. Носовая и кормовая оконечности этих АПЛ утилизированы, а оставшиеся реакторный и смежные с ним отсеки размещены выше уровня моря и надежно изолированы. С пуском первой очереди ПДХРО начинается другой важный этап работы - подъем из воды и разделка для дальнейшего длительного хранения того, что образовалось при утилизации АПЛ до состояния трехотсечных блоков.