Ученые предложили поднять со дна Карского моря советскую атомную субмарину К-27, которая была затоплена у берегов архипелага Новая Земля почти 35 лет назад. Вместе с со спецотрядом МЧС исследователи измерили уровень радиации и пришли к выводу, что бывшая боевая подлодка, превратившаяся в атмоный могильник, к подъему наружу вполне готова. По мнению некоторых экспертов, на шельфе Карского моря вскоре будут добывать нефть.
Научно-исследовательское судно «Профессор Штокман» вернулся в Архангельск из экспедиции к берегам Новой Земли. Карское море, омывающее берега этого архипелага, в советское время стало хранилищем твердых радиоактивных отходов. Правда, на Западе «сокровища», затопленные на дне арктического моря, называют бомбой с часовым механизмом. Особенно атомную подводную лодку К-27.
Совместная экспедиция МЧС России и Института океанологии РАН к берегам архипелага Новая Земля длилась 25 суток. В ее состав также вошли представители ведущих профильных институтов, таких как Крыловский государственный научный центр и Курчатовский институт. Ученые и спасатели обследовали затопленные объекты и взяли многочисленные пробы воды и грунта. Исследования проводились с помощью телеуправляемого аппарата «Фалкон», который стоит на службе Северного филиала Госакваспас, и автономного подводного аппарата «Пилигрим», который может работать на глубине до 3 тыс. метров, проводить картографирование и съемку морского дна. Это оборудование МЧС на сегодняшний день превосходит все мировые аналоги.
Яков Черноусов, оператор робототехники, спасатель 2 класса Северного филиала Госакваспас:
Мы обследовали залив Степового, Амбросова, Благополучия с помощью «Фалкона» и «Пилигрима». Провести такие же работы в Новоземельской впадине не удалось из-за начавшегося шторма. Ученые для исследований использовали гидролокаторы. В экспедиции прошлого года не удавалось выставить судно для проведения исследований состояния подводной лодки К-27, затопленной в заливе Степового, с правого борта, развернутого к берегу. В этом году мы успешно выполнили эти работы.
На борту научно-исследовательского судна размещаются три лаборатории, и уже сейчас анализ данных позволяет утверждать, что радиоактивная обстановка у берегов Новой Земли в норме.
Николай Римский-Корсаков, доктор технических наук, заместитель директора Института океанологии РАН, руководитель экспедиции:
Твердые радиоактивные отходы, затопленные в советские годы у берегов арктического архипелага Новая Земля, в настоящее время никакой угрозы для природной среды не представляют. Но для более точного анализа пробы законсервировали и будут изучать уже на берегу. Кроме того, были установлены автономные устройства подводного мониторинга радиационной обстановки в заливах Степового и Абросимова. Буи будут записывать данные состояния окружающей среды по 26 позициям. Через 12 месяцев аппаратуру поднимут, а информацию скачают и проанализируют.
Внешнее состояние затопленной атомной подводной лодки К-27, по оценкам специалистов, в норме. Но на Западе эту субмарину называют бомбой с часовым механизмом. Никто не может гарантировать, что морская вода рано или поздно не попадет в аварийный реактор. И тогда, по прогнозам ученых, может возникнуть цепная ядерная реакция деления.
Уникальная атомарина была спущена на воду в октябре 1963 года. Уникальность ее определялась тремя буквами — ЖМТ, что в расшифровке обозначает жидкометаллический теплоноситель. Это значит, что в парогенераторы вместо воды, как на других атомных подводных лодках, поступала расплавленная жаром реактора свинцово-висмутовая лава. В мае 1968 года парогенераторы на левом борту стали давать хронические микротечи. И хотя главный инженер Алексей Иванов записал в журнал, что «БЧ-5 к выходу в море не готова», его мнение проигнорировали. Субмарина вышла в море.
Николая Мормуля, контр-адмирал, из книги «Катастрофы под водой»:
24 мая 1968 года стрелка прибора, показывающего мощность реактора левого борта, вдруг резко пошла вниз… Окислы теплоносителя закупорили урановые каналы в реакторе, как тромбы кровеносную систему человека… Из этих разрушенных от температурного перегрева, — попросту говоря, сгоревших — каналов реактора теплоноситель разносил высокоактивный уран по первому контуру, создавая опасную для жизни людей радиационную обстановку… Переоблучился весь экипаж, но смертельную дозу получили в первую очередь те, кто работал в аварийной зоне.
Дальше в течение первого месяца умерли первые пять человек. А остальные были освидетельствованы, признаны годными к службе на атомных лодках и отправлены в отпуск, срочники после окончания службы — по домам. Почти пятнадцать лет на К-27 проводили различные технические эксперименты. Потом подлодку в Северодвинске на предприятии «Звездочка» подготовили к затоплению. Установка со всеми трубопроводами была заполнена специальным составом. Поверх этого отсек залили битумом, который полностью закрыл реакторы, чтобы морская вода не попала к радиоактивным частям лодки. В результате удалось снизить уровень радиоактивности на поверхности лёгкого корпуса до фоновых значений.
В сентябре 1982 года недалеко от северо-восточного берега Новой Земли было намечено место ее затопления. Последний капитан этой подлодки, покидая ее, поцеловал корабельный металл и, не выдержав, заплакал. Двухреакторная субмарина была затоплена на глубине 33 м.
Ученые вместе со спасателями МЧС в течение десяти лет проводят мониторинг радиоактивной обстановки в Карском море. Пока все в порядке. Европейские страны тоже с пристальным вниманием следят за этими исследованиями. В прошлом году в район затопления К-27 была организована экспедиция, которую профинансировала Норвегия.
На межведомственном семинареexternal link, opens in a new tab, прошедшем в Москве в корпорации «Росатом» в конце января, было принято решение поставить перед правительством вопрос о необходимости скорейшего подъема и утилизации К-27. Однако окончательное решение до сих пор не принято. «Генеральная чистка Арктики» пока проходит только на суше.
Тем временем, по словам экспертов, причины пробудившегося интереса России к избавлению от атомного могильника довольно просты: на шельфе Карского моря в 2014–2015 годах планируется разведочное бурение нефтегазовых скважин, которое будут вести «Роснефть» и ее американский партнер Exxon Mobil.