12 февраля 2014

Япония собрала более 200 проектов из различных стран мира по улучшению проекта по удалению топливных расплавов на АЭС "Фукусима"

Atomic-Energy.ru
Схема показывает возможность установки специального механизма (отображен синим цветом) для забора топливного расплава (отображен красным цветом) из затопленной первичной защитной оболочки ядерного реактора

В Японии собрано порядка 200 инновационных проектов из различных стран мира по удалению топливных стержней из разрушенных в результате аварии блоков АЭС «Фукусима-дайичи».

Для решения этой беспрецедентной задачи по дезактивации трёх реакторов в Японии был создан Международный исследовательнский институт по выводу из эксплуатации ядерных объектов (IRID), перед которым поставлена задача собрать и проанализировать мировой опыт в данном направлении. Институт начал сбор информации в 2013 году и в период с декабря 2013 года по январь 2014 года было собрано около 200 различных проектов.

В рамках IRID действует специальная команда экспертов, а также привлекаются сторонние специалисты для анализа поступивших материалов. Некоторые из них будут отобраны и приняты в качестве основы для концептуальных исследований и запросов предложений. Весь процесс работ по планированию операции по удалению топливного расплава и разработке инструментов для этого, как предполагается, займет период приблизительно до 2020 года.

Оператор аварийной АЭС компания TEPCO совместно с Японским агентством по Атомной Энергии (JAEA) параллельно провели моделирования актуального состояния активных зон аварийных реакторов. Обе модели показывают что все 77 тонн топлива в энергоблоке №1 расплавились и скопились в одном из отсеков реактора.

В блоках 2 и 3 в обоих исследованиях было отмечено, что 30-40% от 107 тонн топлива остаются в активной зоне, остальная часть топлива также расплавилась. Напомним, на 4 блоке, где топливные сборки пострадали меньше всего, в настоящее время идёт выгрузка топливных сборок из бассейна выгрузки ОЯТ.

По итогам проведенного моделирования TEPCO признало необходимость корректировки плана по удалению топливного расплава. В частности, TEPCO разработало технические требования:

  • необходимость обеспечения дистанционно управляемых операций на расстоянии 25-35 метров
  • современные измерительные технологии, включая камеры и лазерные сканеры
  • средства измерения температуры, давления и радиационного фона.

Вся техника должна надежно работать под водой в условиях очень высокого радиационного фона.