Минприроды планирует ввести в добыче урана в РФ, монополизированной сейчас "Росатомом", механизм соглашений о разделе продукции (СРП). Это должно помочь отрасли: цены на уран после аварии на АЭС "Фукусима-1" упали в 2,5 раза, и 90% запасов урана в России нерентабельны. СРП освобождает от большинства налогов и сборов, но, по данным "Ъ", это не сильно поможет "Росатому": экономия составит лишь около 700 млн руб. в год.
Минприроды предлагает рассмотреть возможность применения к крупным малорентабельным проектам разработки урановых месторождений механизма соглашения о разделе продукции (СРП), такое поручение дал глава Минприроды Сергей Донской по итогам прошедшего на прошлой неделе совещания. Министерство также планирует либерализовать доступ компаний, не входящих в "Росатом", к разведке и добыче урана.
Как отмечают в Минприроды, представители "Росатома" на совещании говорили, что СРП позволит улучшить экономику проекта за счет эффективного налогового режима, но про конкретные цифры говорить рано. Подготовкой модели занимаются Роснедра и департаменты Минприроды, конкретные месторождения не определены, но речь может идти об очень перспективном Витимском урановорудном районе, говорят в министерстве. В "Росатоме" не комментируют выгоды от СРП.
Основная проблема — низкие цены на уран. В феврале 2011 года накануне аварии на японской АЭС "Фукусима-1" цена за фунт природного урана составляли, по данным UxC, $72, сегодня они упали в 2,5 раза — до $28,3.
"Ценовой показатель ушел в зону форс-мажора,— говорит глава группы "Атомпромресурсы" Андрей Черкасенко. — А это означает, что уран добывать невыгодно".
По словам представителя Минприроды, при текущей добыче (в среднем 3 тыс. тонн в год) извлекаемых запасов хватит примерно на 60 лет, но качество руд низкое. Он отмечает, что только около 10% российских запасов сегодня рентабельны — с показателем менее $80 за 1 кг. Себестоимость 66% запасов — $80-130 за 1 кг, остальных — свыше $130.
В России действуют три СРП-проекта в нефтегазовой отрасли: "Сахалин-1" (ключевые участники "Роснефть" и ExxonMobil), "Сахалин-2" ("Газпром" и Shell) и Харьягинское СРП ("Зарубежнефть", Total, Statoil). В урановые СРП иностранцев приглашать не предлагается, говорит источник "Ъ" в Минприроды. Этот режим планируют распространить на "Росатом" (добычей урана в России занимается его компания "Атомредметзолото" — АРМЗ). Но налоговый режим для нее изменится в таком случае радикально: в Налоговом кодексе закреплен льготный налоговый режим для инвесторов по СРП, поясняет руководитель группы юридической компании "Пепеляев Групп" Павел Кондуков. Условия налогообложения зависят от способа раздела продукции, применяемого в соглашении: "стандартный" или "прямой", отмечает он, при обоих способах инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов, а также таможенных пошлин. "При стандартном разделе инвестор формально платит все федеральные налоги, сборы и иные платежи, но вправе возместить их за счет произведенной продукции (по общему правилу не более 75% от всего объема добычи),— поясняет Павел Кондуков.— Также для инвестора СРП при разработке урана НДПИ будет вдвое ниже — 2,75% вместо 5,5%". При прямом разделе, говорит он, инвестор не платит большинство налогов и сборов, включая налог на прибыль и НДПИ, доля инвестора в продукции не может превышать 68%.
Источник "Ъ" в отрасли отмечает, что экспортных пошлин на уран нет, и механизм СРП может затронуть АРМЗ только в части освобождения от НДПИ, налога на имущество и менее значимых налогов. Он оценивает возможную экономию от него примерно в 700 млн руб. в год. Собеседник "Ъ" замечает, что не очень ясно, кто будет исполнять полномочия государства в режиме СРП: либо "Росатом" потеряет часть выручки, передавая ее государству в счет его доли, либо госкорпорацию надо наделить этими полномочиями в реализации проектов СРП.